Как в Минске появился зоопарк, и кто стал его первым обитателем
Как из любительского зооуголка Минский зоопарк превратился в уникальный музей живой природы и популярное место отдыха минчан и гостей столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Настало лето, а значит, снова не протолкнуться на аллеях одной из главных столичных достопримечательностей — Минского зоопарка. Конечно, работает он и осенью, и зимой, но все-таки самое «ударное» время в зоосаде — лето. Нежатся на солнце теплолюбивые сурикаты, резвится в новом просторном вольере юный зубренок, тянутся за очередной порцией морковки козочки… Сейчас столичный зоопарк — один из самых представительных в стране, но так было не всегда. Начиналось все далеким летом 1984-го, когда собственным зоосадом решил обзавестись Минский автомобильный завод. Сейчас уже немногие помнят, что изначально зоопарк был ведомственным, МАЗовским.
Инициатива фрезеровщика
У его истоков стоял ветеран-автозаводец Федор Иделевич Ревзин, по профессии фрезеровщик, проработавший на МАЗе более 40 лет, а по призванию натуралист и зоолог-любитель. Он родился 26 июня 1926-го в городском поселке Стрешин Жлобинского района Гомельской области. В Великой Отечественной сержант Ревзин участвовал как связист, воевал храбро — был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями. На МАЗе славился как профессионал высокой пробы, но больше — как председатель клуба любителей природы и хозяин… домашнего волка по кличке Чингиз. А еще он обожал фотографировать животных (даже запатентовал фоторужье собственной конструкции) и писал о них книги, причем отнюдь не на любительском уровне — сборник «Прощай, Граф!» выпустило в 1981 году минское издательство «Юнацтва», а последнюю свою книгу Ревзин издал уже в Израиле в 1999-м.
Поэтому, когда Федор Иделевич выступил с инициативой создания заводского зоосада, никто не удивился. Вскоре выяснилось, что его схему нужно согласовать аж в 26 инстанциях, но Ревзина это не остановило. Первым под проектом подписался директор Института зоологии Академии наук БССР, а в 1992–1997 годах президент Национальной Академии наук Беларуси Леонид Сущеня, дело также поддержал генеральный директор объединения «БелавтоМАЗ» Михаил Лавринович, и стройка закипела. Чем-то она была похожа на проекты первых послевоенных лет — поработать на «своем» зоопарке считали для себя честью все МАЗовцы. И утром 9 августа 1984-го, в день 40-летия завода, новый Зооботанический сад МАЗа распахнул двери для заводчан. Первым его обитателем стал Чингиз — домашний волк Федора Ревзина.
Интересны и истории других первых жителей зоопарка. Аиста Журку нашли в луже мазута, отмыли и временно поселили в ботаническом саду, откуда забрали сначала в Институт зоологии, а после — в оранжерею МАЗа, где Журка провел зиму 1983/1984 года. Затем Ревзин соорудил ему деревянный домик в зоопарке, на берегу Свислочи. В июле 1986-го в зоосаде появился первый верблюд — двугорбый красавец Хан, которого во время минских гастролей подарила народная артистка России знаменитая дрессировщица Тереза Васильевна Дурова. Хан был цирковым верблюдом, но заболел ревматизмом и больше не мог выступать. А вот в спокойной атмосфере минского зоопарка он быстро выздоровел. Особое внимание в зоосаде уделяли зубрам, ведь это символ МАЗа. В 1984 году там появился зубренок Гай, но, увы, он прожил недолго: посетители угостили чем-то вредным для пищеварения… Следующий зубр «прописался» в зоопарке лишь через 19 лет. В 1985-м обзавелись и кабаном — Хрюша не только прожил долгую жизнь, но и заботился о появившихся в вольере в 2004 году осиротевших поросятах.
Молодой зоопарк полностью оправдывал название «Зооботанический»: на его территории высадили множество красивых деревьев и кустарников. А однажды Федор Ревзин привез туда дуб! «Старый дуб, попав под планировку в 60 км от Минска, был выкорчеван и с неделю лежал на сырой осенней земле, — вспоминал он. — Но жизнь дерева все же не оборвалась. Узнав об этом, я взял полуприцеп, на котором возят тяжелые танки, привез его в город и посадил в своем зоосаде. Первый год в течение лета приезжала поливочная машина и обильно поила ожившего богатыря. На днях у подножия нашего дуба я подобрал с десяток подернутых восковым блеском крепких желудей. Ими любят лакомиться сойки и галки. Дерево не только выжило, но вот уже на протяжении 13 лет дает плоды». Сейчас этот дуб легко опознать по «цепи златой» и скульптуре Кота ученого рядом с ним.
В лихие 90-е
Казалось бы, впереди у молодого зоосада годы славы и процветания, но, увы, началась перестройка, и людям стало не до зверей. Правда, в 1987-м по заказу МАЗа мастерская Союза архитекторов БССР еще подготовила проект «показательной зеленой зоны с Зооботаническим садом Минского автозавода», но реализован этот план не был. А там и завод отправил свое детище в «свободное плавание». Какое-то время зоосад находился на балансе фирмы «Верас-ЭКО», а с 1997 года стал отдельным госпредприятием «Минский зоопарк». Те, кто помнит его в 1990-х, могут подтвердить: зрелище было плачевным. Ветшающие вольеры постройки середины 1980-х, которые, казалось, вот-вот рухнут, убогая временная ограда…
Тем не менее сотрудники зоопарка самоотверженно делали свою работу. Они не только создавали для подопечных хорошие условия содержания, но и осуществляли программы по разведению в неволе новых видов животных и птиц, таких как рыси, бурые медведи, носухи, шиншиллы, яванские макаки, ошейниковые пекари, нильские крыланы, тупайи, филины, степные орлы, султанки. Помогали и российские коллеги — генеральный директор Московского зоопарка Владимир Спицин, изучив территорию минского зоосада, рекомендовал сделать акцент на водоплавающих птицах. И в старице Свислочи, протекающей по зоопарку, нашли свой дом лебеди-шипуны, серые гуси, канадские казарки, огари, пеганки, шилохвости, хохлатые чернети, красноголовые нырки, лысухи, камышницы. В 1990–1995 годах в Минске был «прописан» и глухариный питомник, ранее находившийся в Березинском заповеднике.
С 1990-х по поручению Государственного комитета по охране природы, а позднее Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Минский зоопарк выполнял также функцию центра передержки и реабилитации диких животных. Каждую зиму организации и частные лица привозили в зоопарк попавших в беду зверей и птиц — от лосей, косуль и кабанов до аистов, ястребов и орланов-белохвостов. Каждому оказывали ветеринарную помощь, предоставляли приют и питание. Сколько жизней спасли таким образом, сейчас, наверное, не скажут в точности и ветераны зоопарка…
Понемногу минский зоосад приобретал статус одной из главных достопримечательностей столицы Беларуси. Уже в 1990-х его посещали 15 тыс. человек ежемесячно, здесь работали юннатские кружки, а количество животных превышало 70 видов. Но впереди предстояла глобальная реконструкция, вернее, преображение в современный зоопарк, пребывание в котором было бы познавательным и интересным для всей семьи.
Три очереди реконструкции
Первые шаги к этому сделали в 1998 году — под строительство зарезервировали 42 га территории. Первую очередь сдали в декабре 2003-го — тогда появились новая ограда, зона главного входа, автостоянка, террариум, кормокухня, ветеринарный корпус. Одновременно начали работы по второй очереди и в декабре 2007-го сдали хозяйственно-бытовой блок, год спустя — вольеры для обезьян, хищников, копытных, павильон для молодняка, детскую игровую площадку; вход дополнили кассовый павильон и современный КПП. 10 декабря 2011-го на территории зоопарка заработал первый в Беларуси дельфинарий «Немо», население которого составили четыре дельфина, два морских котика и морской львенок. И наконец, 15 марта 2015-го посетители впервые увидели экзотариум — отлично оформленный в «индейском духе» павильон фауны Южной Америки, где кого только не увидишь: роскошные попугаи ара, крошечные обезьянки игрунки, добродушные туканы, милейшие агути. С июня 2015 года в зоопарке практикуют показательные кормления — можно посмотреть на трапезу суриката, лемура и даже пираний.
2015-й оказался для зоопарка историческим и еще в одном плане — 31 июля в нем заработал первый в Беларуси Динопарк, позволяющий познакомиться с фауной давно ушедшей мезозойской эры. Тираннозавры, трицератопсы и прочие игуанодоны как настоящие, так что восторг детям (и взрослым!) обеспечен.
Есть в зоопарке и террариум, где обитают более 70 видов пресмыкающихся, амфибий, насекомых и паукообразных. Его «звезды» — сетчатый питон Клеопатра, хамелеоны и, конечно, огромные тараканы. А в аквариуме можно увидеть не только голубого хирурга и рогатого кузовка (и кто только придумывает рыбам названия?), но и одну из самых ядовитых рыб на свете — крылатку-зебру, укол колючек которой доставляет страшные мучения.
Перемены к лучшему
На протяжении всей своей истории Минский зоопарк ведет активную научную работу и постоянно находится на связи с коллегами из других стран, поэтому многие звери, которых можно видеть в вольерах столичного зоосада, «иностранцы» по происхождению. Так, лев Артур и львица Ника прибыли из Ташкента, львица Анфиса — из Нижнего Новгорода, белые львы — из Армении, шимпанзе Даша и трубкозуб — из Челябинска, камышовые коты — из Новосибирска и Баку, черный ягуар — из Грузии, а носухи, мангусты, дикобразы и винторогие козлы — из Санкт-Петербурга. Попадают в зоопарк и животные, которых люди нашли в лесу или привезли из экзотической страны как сувенир, но потом разочаровались в живой «игрушке». У многих в прошлом тяжелые испытания. Например, медведица Нюра в Пензе два года жила в тесной железной клетке, где питалась в основном капустой и конфетами. Минские животные также отправляются в другие зоопарки — на постоянной или временной основе. Например, в Смоленске жил сурикат Рудольф — он был родом из Челябинска, но потом его домом стал Минск, где, увы, его не приняли в стаю сородичи. А в Смоленске Рудольф нашел себе самку по имени Варвара.
Питомцы Минского зоопарка регулярно приносят потомство. Такие события, как правило, широко освещаются прессой и радуют всю столицу. Так, в 2017-м родился як, в 2018-м вылупились сразу аж 17 кайманов, в 2019-м потомство впервые дали кошачьи лемуры, а в 2021-м в Минске родились детеныши верблюда, муфлона, камерунской козочки, ламы и лемура. Настоящий беби-бум в зоопарке и сейчас, особенно радуют глаз три винторогих козленка. К сожалению, по-прежнему происходят, хотя и нечасто, случаи гибели животных из-за желания посетителей угостить их неподходящими продуктами. В зоопарке до сих пор помнят, как в декабре 2016-го погиб верблюд, которому дали угощение вместе с целлофаном. Напомнить о том, что кормить животных из рук не стоит, никогда не помешает!
Минский зоопарк постоянно меняется к лучшему — ежемесячно в нем проводят тематические мероприятия и акции, ремонтируют вольеры, покрытия, появляются малые архитектурные формы и цветники, удлиняется околоводная тропа, где оборудовали множество смотровых площадок. На территории можно увидеть и самые первые постройки, с которых когда-то все начиналось, например возведенные в 1984-м павлинник и огромный сетчатый купол, на вершине которого и сейчас гнездятся аисты. Впереди — третий этап реконструкции. В ходе него должны появиться экспозиция «Ночной мир», океанариум, оранжерея, детский развлекательный центр. Давняя мечта — создание пингвинария.
…3 января 2007 года в возрасте 80 лет в далеком израильском Ашкелоне ушел из жизни основатель и первый директор Минского зоопарка Федор Ревзин. В его детище сейчас обитают около 2 тыс. животных 500 видов, многие из которых внесены в Международную Красную книгу. В 2015-м Минский зоопарк принял своего миллионного посетителя. И останавливаться на достигнутом не собирается. Только в минувшем году здесь побывали свыше 500 тыс. человек.
Подготовил Вячеслав Бондаренко
Смотрите также: