Как в столице реализуется проект «Заботливая поликлиника»
Что в реальности представляет собой пилотный проект «Заботливая поликлиника» — в репортаже корреспондентов агентства «Минск-Новости».
Перестройка
Проект относится к пилотным, потому что реализуется только в трех столичных поликлиниках. Если оправдает себя, к нему присоединятся остальные амбулаторные медицинские учреждения. Мы пришли в 14-ю центральную районную поликлинику Партизанского района, чтобы увидеть, как она меняет статус на заботливую. Признаться, сомнения были, ведь государственная поликлиника с бесконечным потоком пациентов — не частный медицинский центр с размеренным темпом жизни.
Итак, заходим. Красивый и просторный холл с новой мягкой мебелью радует глаз. Справа от входа бюро регистрации больничных листов и медицинских справок. Удобно: не надо плутать по коридорам в поисках нужного окошка. Слева столик с электронным тонометром, причем известной зарубежной торговой марки. Необычно.
К столику подходят пациенты. Одним помогают справиться медики, другие, как Тамара Николаевна, измеряют давление самостоятельно.
— 139/75! Отлично, — радуется женщина. — Я слежу за здоровьем, контролирую давление.
Факт наличия дорогостоящего медицинского прибора в открытом доступе удивляет. Странно, что никто ему еще не приделал ноги. Как выяснилось, тонометр прикреплен надежно. Да и охрана рядом. Бдит.
Двигаемся дальше. Ресепшен. За стойкой администратор. Понаблюдаем, чем же его озаботили. И минуты не прошло, как к этой обаятельной девушке обратилась бабушка. Потом семейная пара, следом парень… Со всеми администратор любезна, улыбчива. Пациенты отходили от стойки с хорошим настроением. Кстати, у администратора можно прикрепиться к поликлинике и спросить, например, куда обратиться с той или иной проблемой со здоровьем или кто поможет с выпиской из амбулаторной медицинской карты.
Напротив стойки администратора устройство «Электронная очередь». Посетители подходят, берут талоны на флюорографию. Так что у окошек медрегистраторов столпотворения нет.
Ищем стол справок. Его нет.
— Вместо него создали колл-центр, — рассказывает и. о. заместителя главного врача по организационно-методической работе Захар Кулаковский. — Операторы отвечают на звонки, регистрируют вызовы врачей на дом, записывают на прием к врачам общей практики, узким специалистам. В перспективе создадим открытую регистратуру: поставим в холле столы, за которыми смогут общаться пациенты и медрегистраторы. Сейчас они разговаривают через окошко.
Да, чуть не забыли: в холле стоит инфокиоск для самостоятельной записи на прием к врачам. Но не ко всем.
— К врачам общей практики (ВОП), офтальмологу, хирургу можно взять талон самому, к остальным — после посещения ВОП, так как он обладает базовыми знаниями по неврологии, кардиологии, оториноларингологии, оснащен инструментарием и вполне компетентен, — объясняет Захар Сергеевич. — Если его знаний недостаточно и для постановки диагноза понадобится помощь коллеги — нет проблем, ВОП направит на консультацию, в том числе к эндокринологу.
Что еще есть на 1-м этаже? Кабинеты флюорографии, экстренной медицинской помощи, доврачебный, отделения дневного пребывания и платных услуг.
— Платные услуги востребованы? — интересуемся.
— Конечно, в первой половине дня обычно проводим профосмотры работников предприятий, — продолжает Захар Кулаковский. — Мы предоставляем много медицинских услуг: консультации узких специалистов, УЗИ брюшной полости, щитовидки. Популярны кислородные коктейли.
Профилактика
Поднимаемся выше. Нас интересует центр здоровья, который включен в проект. А вот и он — в отдельном крыле здания. Любопытно, что здесь за фишки? Заходим. В глаза бросаются призывы к диспансеризации. Этим никого не удивишь, хотя есть и что-то новенькое: обещание минимальных временных затрат на прохождение медосмотра.
— Всего за пару часов вас обследуют, как положено, с осмотром врачей и сдачей анализов, — говорит Захар Кулаковский. — Есть предварительная запись, но можно и так приходить — не откажут. В центре работает психолог: к нему обращаются не только пациенты, но и медработники.
Медикам психолог Ирина Евтихевич помогает справиться с эмоциональным выгоранием и обучает коммуникативным навыкам. А с пациентами беседует на разные темы. Чаще всего к ней обращаются с паническими атаками — самостоятельно или по направлению врачей.
— Куда обычно бегут пациенты с учащенным сердцебиением, головокружением, шаткой походкой? К невропатологу. Не тот случай. Это расстройство вегетативной нервной системы, — объясняет психолог. —Говорю: «У вас невроз». А в ответ: «Я схожу с ума?» Успокаиваю, что это не так, просто надо изменить отношение к окружающему миру, поработать над собой.
Еще одна задача центра — профилактика неинфекционных заболеваний: сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных. Все тамошние специалисты доступны и доброжелательны. Приходите, интересуйтесь. Всё расскажут, организм исследуют, дельные советы дадут.
Отзывы
Что еще нового? Нет участковых терапевтов. Их заменили врачи общей практики. Они работают в команде с помощниками врача и медсестрами. Кабинеты представляют собой 2 совмещенных помещения. В одном принимают доктор и медсестра, в другом — помощник врача. Кабинеты отремонтированные, светлые, просторные, оснащены необходимым оборудованием.
И напоследок. На каждом этаже можно увидеть на стенах плакатики с надписью: «Нам нужно знать, что вам важно» с прикрепленными папками с файлами. Это для благодарностей, пожеланий и, наверное, жалоб тоже. Некоторые пациенты уже отметились. Позитивно причем. Одна из записей: «Молодцы, поликлиника преобразилась. Отношение к пациентам хорошее. Так держать!» Как-то и добавить больше нечего.
Справочно
Проектом «Заботливая поликлиника» предусмотрено разделение потока пациентов. В холле, а также на всех этажах установят стенды-ориентиры. На них зеленым цветом (указатели, таблички на кабинетах врачей) обозначат дорогу и остановки для посетителей, пришедших на диспансеризацию и профилактический медицинский осмотр. По красной маркировке смогут ориентироваться те, кто нуждается в неотложной медицинской помощи, по голубой или синей — обратившиеся за лечебно-диагностической помощью.
Фото Сергея Шелега