Как восстанавливалась промышленность Минска после войны, и какую роль в этом сыграли трофеи
При восстановлении прежних и строительстве новых предприятий сил минчанам придавало осознание того, что сумрак войны позади и жизнь теперь будет становиться все лучше. О возрождении промышленности в БССР читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Первые месяцы
После освобождения Минска все понимали: одна из ключевых задач — реанимация экономики города, восстановление промышленных объектов. В 1944 г. начала работу кожевенно-галантерейная фабрика имени В. Куйбышева (сегодня предприятие «Галантэя»), щетинно-щеточная фабрика имени Н. Крупской (организация «Щетка»). Возобновил производство пивзавод «Аливария», куда же без него! Постепенно обновляли станкостроительное предприятие имени К. Ворошилова (Минский станкостроительный завод имени Октябрьской революции) и станкостроительный завод имени С. Кирова, кондитерскую фабрику «Коммунарка».
На радиозаводе имени В. Молотова (холдинг «Горизонт») уцелела аппаратура. Уже в октябре 1944-го там выпустили первый шестиламповый приемник «Пионер».
На городской электростанции № 1 нацисты взорвали генераторы. Мастера из оставшихся деталей собрали установку, способную работать. Вечером 3 октября дали свет в здании театра имени Я. Купалы на сессии горсовета. А в день Победы — 9 мая 1945 г. — огни зажгли на площади Свободы, возле парка имени М. Горького и Дома офицеров.
В 1945–1946-м начали выпуск продукции бисквитная фабрика («Слодыч»), два хлебозавода, фабрика мягкой мебели («Минскмебель»), инструментальный завод. Приступили к строительству тонкосуконного комбината.
В годы войны на базе ремонтных ангаров 26-й советской танковой дивизии возле села Красное Урочище оккупанты создали завод, на котором обслуживали и ремонтировали транспорт вермахта. Там сохранилось некоторое оборудование и уцелели помещения. Поэтому 9 августа 1944-го вышло постановление об организации автосборочного завода. С конца 1944 г. начали «отверточную» сборку грузовиков GMC и Studebaker из комплектующих, поставляемых США по ленд-лизу. Первый минский Studebaker сошел с конвейера 7 ноября 1944-го. Там же собирали тяжелые тягачи Mack. Всю продукцию немедленно отправляли на фронт. К марту 1945 г. минский автосборочный выпускал более 1 тыс. машин в месяц. Правда, условия оставались военными: 10-часовой рабочий день, нехватка станков. Самим приходилось делать деревянные детали кузовов и кабин. В августе 1945-го было решено преобразовать автосборочный в полноценный автозавод. Уже в октябре 1947 г. на демонстрации в честь 30-летия Октябрьской революции минчане увидели первый белорусский грузовик — МАЗ-205.
Как часы
Тогда же, в 1947-м, горожане любовались первым изготовленным в столице БССР велосипедом В-16. В 1945 г. велозавод разместили в цехах, строившихся в 1930-е для фурнитурного завода. В 1939-м их отдали под павильоны отечественной киностудии, которая начала перебираться в Минск с временной базы в Ленинграде. В газетах первой половины 1941 г. можно найти объявления, в которых горожан приглашали для участия в съемках массовых сцен именно по адресу: Могилевское шоссе, 8. Но после войны «Беларусьфильм» стал базироваться в костеле святого Симеона и святой Елены на современной площади Независимости. А велозавод и сегодня расположен на Партизанском проспекте, 8. В 1948-м в белорусских газетах писали, что минский велосипед прошел испытания на всех дорогах СССР и пригоден для активного использования. В какой-то период он даже оказался дефицитным товаром! В первые послевоенные годы записывались в очередь, чтобы его приобрести. Ведь на велосипеде можно не только ездить, но и, например, положить на него и везти мешок картошки. Поэтому он являлся не транспортом для развлечения, а средством передвижения. Для школьников старших классов был еще и мечтой.
В 1951-м велозавод начал производить и мотоциклы. Изначально предприятие работало на оборудовании, вывезенном по союзническому договору из немецкого города Цшопау. Первый 125-кубовый мотоцикл марки «Минск» — копия немецкого DKW RT 125. Нужно пояснить: из Германии вывозили оборудование только предприятий, входивших в цепочку гитлеровской военной промышленности.
В 1946 г. на территории прежнего авиазавода № 453 приступили к строительству МТЗ. Вчерашние партизаны жили в армейских палатках и бывших немецких блиндажах, расчищали площадку. Для возведения тракторного на месте лесов вскоре выстроили асфальтобетонный и завод строительных деталей. Лагерь для военнопленных № 168 расположили рядом со строительной площадкой. Трудились и пленные немцы, и советские заключенные, преимущественно из вчерашних военнослужащих.
В 1947-м американцы доставили на строительство тракторного завода краны «Норд-Вест» и «Бай сити» в качестве гуманитарной помощи. 18 июня 1949 г. на новом предприятии собрали первый образец колесного трактора заводской конструкции.
К концу 1950-го промышленность республики по объему валовой продукции превысила довоенный уровень на 15 %. В этом же году автозавод произвел 2,4 тыс. грузовиков, велосипедный выпустил 70 тыс. единиц продукции, тракторный — первые 36 машин.
Пешком на фабрику
В первые послевоенные годы в Минске катастрофически не хватало транспорта. Людям, жившим далеко от места работы, приходилось проделывать многокилометровые ежедневные марш-броски пешком. Оккупанты вывезли в Германию оборудование тяговой подстанции трамвайного парка, существовавшего с 1929 г. Ленинградцы направили в столицу БССР девять трамвайных вагонов, кабель, приборы, благодаря чему 1 мая 1945-го в городе появился первый трамвайный маршрут. Только к 1949-му удалось восстановить все довоенные трассы этого вида транспорта. А через год запустили линию к тракторному заводу.
Беда была и с автобусами. В 1946-м по Минску ходили всего 17 трофейных и 4 ЗИС-154. Однако уже в 1947-м открылся автобусно-таксомоторный парк. В нем насчитывалось 40 единиц техники.
В сентябре 1952 г. от вокзала до современной площади Победы запустили троллейбус. Маршрут постепенно удлиняли. Сначала — до нынешней площади Я. Коласа, потом до парка Челюскинцев, где в начале 1950-х заканчивался город. Если сказать более точно, то он доходил до места напротив нынешнего главного корпуса часового завода на углу улицы Толбухина и проспекта Независимости. Правда, часового завода там в ту пору не было — стояли деревянные постройки. Возводить его начали в 1953 г.