Какие автомобили «Яндекса» и «Убера» должны иметь кассовый аппарат, совмещенный с таксометром
Водители «Яндекса», «Убера» и других аналогичных служб не могут брать с пассажиров наличные деньги, если в автомобиле нет кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром. Об этом рассказали в Министерстве по налогам и сборам во время проведения круглого стола с продавцами кассового оборудования, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В феврале СМИ писали о том, что таксистам «Яндекса» и «Убера» придется работать по новым правилам — устанавливать кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометром.
— Таксистам придется работать не по новым правилам, а по старым, которые они не соблюдали. Многие считали, что если они назовут свою деятельность не такси, а как-то иначе, например арендой авто с водителем, то смогут получить неоправданные и неустановленные законодательством преференции, — говорит заместитель начальника инспекции МНС по г. Минску Сергей Козенко.
Таксисты возмущаются: теперь им придется покупать новые, более дорогие кассы, совмещенные с таксометрами. В налоговой уверены: дело не в стоимости кассового оборудования. Тогда в чем?
Таксистам без таксометра проще скрывать доход
Таксисты, которые работают через приложения «Убер» и «Яндекс», жаловались журналистам, что, когда они обращались в налоговую несколько лет назад, там разрешали устанавливать обычные кассовые аппараты. Такие, которые стоят примерно в три раза дешевле кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром.
Но здесь появляются две оговорки. Первая — некоторые таксисты хитрили и вместо услуги такси предлагали аренду авто с водителем. Такая лазейка позволяла им не приобретать таксометр, реже проходить техосмотр и меньше платить за страхование автомобиля.
Вторая — в автомобиле можно использовать обычный кассовый суммирующий аппарат и сейчас (аренда автомобиля с экипажем), если автомобильные перевозки осуществляются предварительно организованной заказчиком автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении группы к месту их работы, учебы, проведения массовых мероприятий, а также в связи со служебной командировкой и (или) обратно из таких мест. Под это же правило подпадают автомобильные перевозки, выполняемые в целях организации туристических путешествий, в том числе экскурсий, проведения свадебных, юбилейных и иных торжеств, ритуальных обрядов. В данном случае подписываются договор фрахтования и заказ-наряд.
У водителей «Убера» возможность принимать оплату наличными появилась только в 2018 году.
— Порядок использования кассового оборудования регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16. Пункт 2.6 постановления говорит, что прием наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин с установленным средством контроля налоговых органов, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси — с 1 февраля 2016 года. То есть у нас прием наличных денежных средств при перевозке автомобилями такси осуществляется по кассовому аппарату, совмещенному с таксометром. Пункт 17 положения говорит, что не допускается использование кассового оборудования в случаях, если модель кассового оборудования не соответствует сфере применения, — объясняет главный государственный налоговый инспектор первого оперативного отдела управления оперативных мероприятий Александр Гребенек.
Таксометр следит за тобой
Если у водителя есть возможность принимать за поездку наличные деньги и при этом у него нет таксометра, появляется больше возможностей скрывать свой доход. По словам А. Гребенька, наличие в автомобиле таксометра максимально затрудняет возможность водителей слукавить перед представителем ИМНС:
— В таксометре заложена геосистема, которая при необходимости позволяет нам увидеть маршрут движения автомобиля. Бывает, таксист говорит: «У меня не было дохода, год сижу без заказов» или «Да, я принял сто заказов, но не выполнил их, потому что пассажиры отказывались ехать». Таксометр позволяет перепроверить утверждение, увидеть, действительно ли автомобиль стоял без движения. Те, кто ничего не скрывает, не будут возмущаться. Например, мы сталкиваемся с ситуацией: на предприятии числятся 50 автомобилей такси и на этих авто установлены обычные кассы без таксометров. Если по итогам работы за месяц выручка предприятия аномально низкая, то невозможно достоверно установить причины. Или не было заказов за наличные, или наличные принимали с нарушением, — поясняет Александр Николаевич.
Такси или аренда авто с водителем: какая разница?
В конце 2019 года Министерство транспорта и коммуникаций окончательно определилось: «Убер», «Яндекс. Такси» — это диспетчеры такси. Раньше некоторые из них могли вполне законно работать как аренда авто с водителем — по договору фрахта. Только данный договор предполагает перевозку пассажиров по конкретному маршруту в определенное время. Например, существует договоренность, что автобус заберет туристическую группу из аэропорта и доставит к определенному отелю.
— Иногда мы приглашаем к себе перевозчиков, которые, по нашему мнению, работают таксистами под видом предоставления авто с водителем. Бывает, на таких встречах автомобилист нам говорит: «У меня кассовый аппарат без таксометра как раз потому, что я — аренда авто с водителем». Мы говорим: «Хорошо, тогда покажите нам договоры фрахта». Если мы располагаем сведениями о перевозке 1 000 человек, то с этими заказчиками должны быть оформлены договоры фрахтования, составлены заказ-наряды, акты выполненных работ. Перевозчик данные документы предъявить не может, их попросту нет. Соответственно, какая же у него «аренда авто»? Если перевозчиком автомобиль подан заказчику с использованием мобильного приложения и отсутствуют перечисленные выше документы, то, как бы он себя ни называл, данный вид услуги подпадает под определение такси, — говорит С. Козенко.
— Диспетчеры «Яндекса» и «Убера» нарушают больше, чем другие службы?
— Нет. В каком-то плане они даже более законопослушные, выполняют требования законодательства. Мы оцениваем их работу нейтрально-позитивно. Когда запрашиваем у них в соответствии с требованиями законодательства информацию о субъектах, то есть о конкретных водителях, о количестве поездок, стоимости, они дают нам информацию, хотя у них большие объемы работы. В других службах иногда начинают придумывать: «Я тысячу заявок передал водителю, а вот перевез он людей или нет…».