1200 90

Какие электромобили выбирают белорусы, и какова ситуация с электрозарядными станциями в стране

Каким маркам отдают предпочтение водители электрокаров в Беларуси, какие сложности возникают у владельцев электромобилей и когда уже во всем мире откажутся от классических машин? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с основателем Viber-канала «EV-РБ: все об электромобилях Беларуси» и просто владельцем электрокара Ильей Ивановым.

1 16

Зеленая метка

Все чаще на дорогах Минска можно увидеть автомобили с зелеными регистрационными знаками. Нет, это не тренд, который только сейчас набирает силу, а действующее правило, согласно которому с лета 2020 г. все электромобили получили своеобразную отличительную черту. Если в двух словах описать электрокар, то это обычная машина, у которой двигатель внутреннего сгорания и все сопутствующие детали и механизмы заменены аккумулятором. Казалось бы, здорово, ведь теперь, чтобы избавиться от переживаний из-за очередного подорожания топлива, достаточно купить себе «электричку». Но поверьте, и аккумуляторная ласточка заставит вас поволноваться, и вот почему.

Плюсы и минусы

По словам Ильи, для того чтобы понять главное преимущество от использования электромобиля, необходимо одно условие — таких машин должно быть много. Тогда воздух станет чище, грязи на улицах станет меньше, снизится шум. На данный момент в Беларуси зарегистрированы более 10 тыс. электрокаров, но этого числа недостаточно, чтобы почувствовать их положительное влияние на окружающую среду.

— Глобальный недостаток у электромобилей один — разные стандарты применяемых разъемов. В электромобилях из США, Европы и Китая применяются различные типы коннекторов. Это создает сложности для операторов зарядных станций, им необходимо предусмотреть возможность зарядки для всех. А остальное — скорее не недостатки, а сложности. Владельцы электромобилей сталкиваются с такой проблемой, как нехватка зарядных станций во дворах, у торговых центров, возле магазинов, кафе и ресторанов в городе и любых других аналогичных местах. Сложно и дорого самостоятельно установить станцию на парковках у жилых домов и в подземных паркингах — это требует множества согласований. Сложности могут возникнуть и с ремонтом — все-таки это не автомобиль народной марки, которых по нашим дорогам ездит в несравнимое количество раз больше.

электромобиль

Что выбирают белорусы

Сегодня на авторынке можно отыскать как авто премиум-класса, так и бюджетные «электрички». Главное различие машин этих категорий — емкость аккумулятора, от которого напрямую зависит возможный пробег на одном заряде.

Один из самых популярных вариантов электромобилей в Беларуси — Nissan Leaf. Это довольно бюджетная машина, правда, для небольших расстояний. Запас хода этого транспортного средства составляет около 150 км. Популярность набирает и Chevrolet Bolt — он может проехать на одном заряде 400 км. По цене, правда, отличается от японца приблизительно вдвое. Как итог можем посоветовать: хотите ездить много и без подзарядок — будьте добры заплатить больше.

— Опрос, который мы провели в своем Viber-канале, показал, что 21 % подписчиков выбрали бы «Теслу», 17 % — китайца, а 62 % — подавляющее большинство — за традиционные бренды. Люди отдали предпочтение электромобилям, выпущенным Volkswagen, Hyundai, KIA, Honda, Toyota и другими производителями. В общем, будет предложение, увеличится и спрос.

Зарядка у девятиэтажки

— Все ли у нас в стране сделано для использования электроавтомобилей?

— Пока что нет. В полной мере использовать весь потенциал таких машин можно только тогда, когда в стране будет создана полноценная инфраструктура для зарядки. Электромобиль зависим от наличия розетки. Большинство «электричек» ограничены емкостью батарей, применяемых в них. Может быть, через несколько лет батарея с запасом хода 1 000 км станет стандартом даже для недорогих электромобилей, а пока что речь идет о показателях в разы меньше. Основная масса электромобилистов — люди, имеющие возможность заряжать свои машины дома. Чтобы нового транспорта стало больше, необходима инфраструктура. Не все живут в своих домах, поэтому условному жителю Сухарево или Зеленого Луга нужна возможность заряжаться ночью у своей девятиэтажки. Поэтому идеальная ситуация, когда ты можешь зарядить технику всегда и везде и не думать об этом. Причем для этого нужна не только развитая сеть зарядных станций, но и гарантированные свободные места на станциях для зарядки. Например, ты приезжаешь на АЗС заправиться бензином, там запаркован автомобиль, а его владелец спит дома. Абсурдная ситуация. А она типовая для электрокаров: на местах для зарядки паркуются обычные автомобили. Скоро начнут действовать поправки в Правила дорожного движения, запрещающего делать это. Наверняка появятся прецеденты с выписыванием штрафов. Повлияет ли это на ситуацию, сказать сложно. Ведь до сих пор есть паркуны, которые не стесняются оставлять автомобили на местах, выделенных для инвалидов, несмотря на все запреты.

электромобиль

Все на «электрички»!

Повсеместный переход от бензиновых авто к электромобилям требует много времени и затрат. По мнению И. Иванова, в Беларуси к этому переходу все и движется:

— Достаточно посмотреть на новости из Европы, где планируют полный отказ от выпуска и продаж традиционных автомобилей через несколько лет. Если все сбудется, мы по инерции окажемся на этом пути.

Электромобиль — это уже не будущее, а настоящее многих стран. В Беларуси также предприняты шаги к переходу на машины с аккумуляторными батареями, в частности, увеличивается количество электрозарядных станций. Когда мы полностью откажется от машин с двигателем внутреннего сгорания, сказать сложно. Но переходу на электромобили однозначно быть.

Подготовила Анастасия Гиль

Фото из архива Ильи Иванова

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
А. Цуран рассказал молодежи Союзного государства о реализации гражданских инициатив в Минске

Председатель Мингорсовета Артём Цуран пообщался с белорусскими и российскими студентами 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

22 11 2024 mgik studenty czuran miczevich 12 kopiya

Встреча стала одним из заключительных мероприятий недели студенческой молодежи Союзного государства, которая проходит в Белорусском государственном университете.

А. Цуран ознакомил ребят с историей Минского городского Совета депутатов, его структурой. Рассказал о формировании бюджета столицы. Неподдельный интерес у студентов вызвала информация о крупных экологических инвестиционных проектах, которые реализуются на территории города, а также о работе депутатов по внедрению в жизнь гражданских инициатив.

22 11 2024 mgik studenty czuran miczevich 5 kopiya

22 11 2024 mgik studenty czuran miczevich 3 kopiya

— Есть ряд новшеств. Еще в 2023 году несколько изменилось законодательство в части работы с населением. Появилось новое общественное образование — территориальный окружной совет. Они создаются на базе округов депутатов горсовета и направлены на более тесное взаимодействие с жителями, — рассказал А. Цуран.

Горожане на уровне своего округа предлагают небольшие локальные проекты, в реализации которых готовы сами поучаствовать.

— И таким образом мы вышли на новое понятие, которое сейчас активно развивается, — гражданские инициативы. За первый сезон мы уже собрали 46 предложений, и они еще поступают. Отличие от обычного обращения гражданина в том, что в реализации такого проекта финансово участвует население — направляют не менее 10 % от стоимости его реализации. А 90 % выделяется из бюджета. Горсовет рассмотрит эти предложения, и в следующем году ожидаем их внедрения, — пояснил А. Цуран.

22 11 2024 mgik studenty czuran miczevich 16 kopiya

22 11 2024 mgik studenty czuran miczevich 7 kopiya

Председатель горсовета поинтересовался у молодых людей, какие, на их взгляд, инициативы предлагают горожане и что их больше всего волнует?

— Дороги, тротуары? — послышалось из зала.

— Мы не просим население вкладываться в это направление. Если есть проблема, то ее решаем только за счет бюджета, — сказал А. Цуран.

— Детские площадки? — попытался еще раз кто-то из ребят.

22 11 2024 mgik studenty czuran miczevich 18 kopiya

— Да! И это тематика трети гражданских инициатив, которые к нам поступили. Люди готовы для модернизации игрового или спортивного оборудования во дворе вносить 10 % собственных средств. А остальное возможно профинансировать из бюджета, — ответил председатель горсовета.

— А замена мусорных баков? — поинтересовались студенты.

— Также всецело бюджетное финансирование. Контейнерные площадки для мусора — тема для города актуальная. Есть отдельная программа, которую в 2025 году реализуем. Заменим все контейнерные площадки во дворах на современные, закрытого типа. И средства населения к этому не привлекаем, — пояснил А. Цуран.

Также молодежь Союзного государства встретилась с первым секретарем Минского городского комитета ОО «БРСМ» Романом Бондаруком и председателем Молодежного совета при Минском городском Совете депутатов Владиславом Демиденко. Ребята могли задать спикерам интересующие вопросы.

22 11 2024 mgik studenty czuran miczevich 15 kopiya

Второкурсница магистратуры Воронежского государственного университета Владислава Шипилова поделилась впечатлениями от недельного пребывания в Беларуси.

— Первое, что бросилось в глаза, — гостеприимство людей, дружелюбие, готовность помочь, подсказать. Очень комфортно здесь находиться. И, на самом деле, хотелось бы приехать к вам еще не один раз, — сказала девушка. — Цели у проекта, в котором я участвую, очень хорошие. Мы способны повлиять на наше будущее, и уже в молодом возрасте должны стремиться к сотрудничеству. Неделя студенческой молодежи Союзного государства как раз способствует налаживанию взаимоотношений, мы знакомимся друг с другом, узнаем о культуре и традициях наших стран.

Для студентов-участников проекта из Беларуси и России прошли встречи, форумы, посвященные духовным и семейным ценностям, патриотизму.

22 11 2024 mgik studenty czuran miczevich 9 kopiya

— И мы надеемся на дальнейшее сотрудничество наших университетов с белорусскими. Например, приглашаем ребят к нам в Воронеж на слет, — сказала В. Шипилова.

Фото Сергея Мицевича

Акция «Разам працуем, разам спяваем!» объединила работников завода «Могилёвтрансмаш»

Проект «Разам працуем, разам спяваем!» прошел на заводе «Могилёвтрансмаш» 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Организаторы подготовили насыщенную концертную программу. Перед коллективом завода выступили группа «Бренд.Бай», заслуженный артист Беларуси Дмитрий Кочеровский и другие артисты.

Для нас крайне важно и очень почетно принимать такой масштабный проект, как «Марафон единства». На протяжении нескольких дней на предприятиях и в организациях проходят разноплановые мероприятия, демонстрируются достижения страны. Это то, чем мы гордимся, и это то, что мы можем передать детям, чтобы они знали, что наша страна сильная и процветающая, —сказал заместитель председателя Могилёвского облисполкома Олег Стельмашок.

Работники завода поддерживали выступающих аплодисментами и танцевали под любимые песни.

Очень приятно, что к нам приехали артисты, раньше, по-моему, таких концертов не было. Думаю, всем понравилось отвлечься от работы и немного отдохнуть. Мы готовились к приезду гостей и очень ждали «Марафон единства». Это акция, которая объединяет людей, — поделилась маляр Ирина Кардабнева.

— В жизни и в работе должно быть какое-то разнообразие, чтобы не было серых будней. Концерт мне понравился, весело. А вообще, главное, что на земле у нас мир и порядок — тогда и работа в радость, — считает бригадир сборочно-покрасочного цеха Виктор Остапов.