1200 90

Какие правила установлены для полета беспилотников? Прокомментировали в Генпрокуратуре

Летательные аппараты с дистанционным управлением прочно наводнили отечественный рынок. Однако в погоне за новыми ощущениями и красивыми фотоснимками дорогую игрушку можно и потерять. А вдобавок к приличной стоимости устройства – разориться еще и на крупный штраф. В прошлом году было установлено 57 случаев незаконного использования беспилотниками воздушного пространства, в 2022-м — 19, виновные ответили рублем. Как пользоваться летательным аппаратом легально — разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

drone g331c85f1b 1280

Фото pixabay.com

Большая разница

С точки зрения закона существуют отличия между беспилотником и авиамоделью. Их использование регулируется разными законодательными актами. Для авиамоделей действует постановление Совета Министров от 16 августа 2016 г. № 636, для беспилотников — аналогичный документ от 4 ноября 2006 г. № 1 471.

— Разница кроется в технических характеристиках летательного аппарата, — объясняет начальник управления по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Николай Кротов. — К примеру, если он оборудован любым записывающим устройством, то это беспилотник. Если его нет, то руководствоваться нужно правилами для авиамоделей. Кроме того, авиамодель всегда должна находиться в поле зрения.

В конце минувшего года Генпрокуратура инициировала разработку нормативных требований для использования беспилотных летательных аппаратов. Они могут быть приняты уже в текущем году.

Три простых шага

Пока же алгоритм подготовки беспилотника к полету максимально прост и включает в себя следующее.

Во-первых, его владелец обязан подать заявку (план полета) на использование воздушного пространства посредством системы «Интернет-заявка» в ГП «Белаэронавигация» через личный кабинет после предварительного заключения договора на обслуживание с этой организацией. Порядок составления заявок определен в Авиационных правилах от 03.03.2014 №5/4.

Важное условие: при осуществлении с помощью беспилотника аэрофотосъемки необходимо получить разрешение Генерального штаба Вооруженных Сил. Оно выдается бесплатно и в короткие сроки. Заявление можно подать через электронную почту.

Только при соблюдении вышеуказанных условий возможен полет беспилотника в воздушном пространстве Беларуси.

— При этом для авиамоделей заявки подавать не нужно. Кроме того, они не подлежат государственной регистрации, — обращает внимание Н. Кротов. — Но четкие правила их использования соблюдать необходимо. Такие аппараты запрещено поднимать на высоту свыше 100 м над поверхностью земли. Масса авиамодели не должна превышать 500 г. Аппарат должен быть обязательно промаркирован. Пользователь обязан соблюдать все правила эксплуатации и выполнять абсолютно все требования безопасности, предусмотренные производителем.

drone g7b07a6b74 1280

Фото pixabay.com

Запретная зона

Беспилотники и авиамодели можно запускать в воздушное пространство далеко не на всей территории республики. Узнать о разрешенных и запрещенных местах можно на сайте Национального кадастрового агентства: там размещена интерактивная карта и отображены все опасные локации.

— Однозначно в стоп-листе — полеты беспилотников над любыми населенными пунктами, кроме сельских, — уточняет Н. Кротов. — Также нельзя запускать такие аппараты у аэропортов, аэродромов, производственных и промышленных предприятий, автомобильных магистралей, воинских частей, режимных объектов, в местах массовых скоплений людей. В красной зоне также находятся места, где полет беспилотника может привести к непредсказуемым последствиям. К примеру, в Минском районе над территорией Заславского водохранилища произошло опасное сближение беспилотника с воздушным судном, при этом полет беспилотника происходил на высоте 900 м от уровня земли.

Вместе с тем для авиамоделей некоторые послабления по местам запуска все же предусмотрены. Но все индивидуально. Поэтому перед их стартом стоит проверить территорию планируемого полета по все той же карте на сайте Национального кадастрового агентства.

«Влететь» на деньги

Против беспилотника или авиамодели, летающих с нарушением закона, военнослужащие воинских формирований, сотрудники органов внутренних дел, а также работники военизированной охраны могут применять специальные средства, оружие, боевую и специальную технику. Представляющий опасность дрон на законных основаниях могут принудительно посадить, повредить или даже уничтожить. Такое право предоставляет Указ № 215 от 5 июня 2019 г. «О пресечении полетов авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов», подписанный Президентом.

К слову, стоимость беспилотника в таком случае не компенсируют. А она может доходить до нескольких тысяч долларов в эквиваленте. Кроме того, ответить рублем придется и за сам факт неправильного использования дрона. Статья 18.35 КоАП предусматривает штраф для физического лица до 20 базовых величин, а для юридического — до 50. Если же нарушитель в течение года попался повторно, то придется заплатить больше: до 50 базовых — для физлица и до 100 — для юридического. И это еще не все.

— Национальное законодательство Беларуси напрямую не предусматривает уголовную ответственность за использование беспилотных летательных аппаратов с нарушением закона, — отмечает Н. Кротов. — Но оно может повлечь за собой самые разные последствия. А вот уже в зависимости от них действия виновника могут быть квалифицированы по статьям Уголовного кодекса: например, хулиганство, нарушение правил эксплуатации воздушного пространства или даже акт терроризма.

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Сергеенко заявил о наличии в Беларуси всех предпосылок для построения цифрового государства

В Беларуси есть все предпосылки для построения цифрового государства, заявил председатель Палаты представителей Национального собрания Игорь Сергеенко во время парламентских слушаний на тему развития цифрового права в стране, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

s sh7704 1 3

По словам И. Сергеенко, для ускорения этого процесса необходимо адаптировать нормативно-правовую базу к изменяющимся реалиям. С одной стороны, в стране принят ряд нормативных правовых актов, связанных с цифровизацией белорусского общества. Действующее законодательство создает основу для цифровизации, обеспечивает кибербезопасность, формирование инфраструктуры, внедрение новых технологий, меняет функционал государственных органов и организаций.

В числе наиболее значимых — законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О защите персональных данных», декрет Президента «О развитии цифровой экономики», указы Президента «О кибербезопасности», «О цифровом развитии».

С другой стороны, отметил спикер, имеющееся правовое регулирование, которого в ряде случаев недостаточно, иногда приводит к проблемам при его практическом применении, что вызывает обоснованные претензии со стороны населения. Так, гражданин, обратившийся в электронной форме в госорган за получением документа, после сталкивается с необходимостью подтвердить его легитимность.

И. Сергеенко также обратил внимание на необходимость гармонизировать процессы отраслевой и региональной цифровизации, повысить качество передаваемых данных. Отсутствие единой системы управления государственными данными ограничивает цифровое развитие в Беларуси. Одно из решений проблемы — формирование электронного правительства.

s sh7642 1

— В стране обеспечен переход к электронному правительству. Создана единая технологическая инфраструктура электронного взаимодействия государственных органов и организаций. В нее входят общегосударственная автоматизированная информационная система, Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система, система межведомственного документооборота, центры обработки данных, единая республиканская сеть передачи данных, — отметил председатель Палаты представителей.

Определена единая точка доступа для пользователей электронного правительства — Единый портал электронных услуг, сформирован универсальный механизм выполнения и оказания электронных услуг. Обеспечены единые механизмы идентификации участников информационного взаимодействия. Признается подлинность электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии. При этом на законодательном уровне до сих пор не определены понятие «электронное правительство» и требования к его формированию.

По словам И. Сергеенко, следует также снизить зависимость от иностранных информационных технологий. Проводимая против Беларуси санкционная политика выявила риски, связанные с использованием зарубежного программного обеспечения.

Глава государства в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию в 2023 году особо отметил, что «создание отечественного софта и его внедрение должны стать безусловным приоритетом для всех организаций, занимающихся соответствующими разработками», — напомнил спикер.

Слушания объединили представителей государственных органов и организаций, научного сообщества. По результатам парламентских слушаний будут выработаны рекомендации, способствующие развитию цифрового права в Беларуси.

Фото БЕЛТА

Минчанин вырастил в шкафу куст конопли — суд наказал его огромным штрафом

Вынесен приговор 50-летнему ранее не судимому горожанину, который вырастил в квартире куст конопли, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Октябрьского района.

cbd 7665217 1920
Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Несколько лет назад фигурант нашел семечко растения рода Cаnnabis, из которого летом 2024 года из интереса решил вырастить в домашних условиях куст конопли. О процессе возделывания культуры он прочитал информацию в интернете, после чего приобрел лампу, термометры, удобрения, грунт, а из системного блока компьютера достал вентилятор. В шкафу минчанин оборудовал своего рода гроубокс.

В один из дней в его квартиру на ул. Аэродромной нагрянули оперативники наркоконтроля и изъяли растение. В отношении мужчины возбудили уголовное дело. Вину он полностью признал, в соединенном раскаялся.

— Обвиняемый работает переплетчиком в частной компании, ранее к уголовной ответственности не привлекался, — прокомментировал помощник прокурора Октябрьского района Виктор Завадич, выступавший по этому уголовному делу государственным обвинителем. — Суд признал его виновным в незаконном посеве и выращивании растений, содержащих психотропные вещества, в целях иного получения наркотических средств, и на основании ч. 1 ст. 329 УК Республики Беларусь назначил ему наказание в виде штрафа в доход государства размере 300 базовых величин (12 000 рублей).

Приговор не вступил в силу, может быть обжалован и опротестован в установленном законом порядке.