Какие у Беларуси перспективы сотрудничества с Китаем, обсудили на «Радио-Минск»
Как китайские технологии интегрируются в экономику Беларуси, и какие у нашей страны перспективы сотрудничества с Поднебесной. Эти темы обсудили ведущие Андрей Кривошеев, Кирилл Казаков, Алёна Родовская и глава администрации индустриального парка «Великий камень» Александр Ярошенко.
Алёна Родовская: — Недавно мы вернулись из Поднебесной, и для нас большая честь приветствовать Александра, главу администрации «Великого камня». Мы хотели бы обсудить сегодня сотрудничество Беларуси и Китая.
Андрей Кривошеев: — Наверное, вы тот человек, который привел больше всего китайских инвесторов и производителей, составляющих цвет сотрудничества наших стран. Это важно еще и потому, что решением лидеров Беларуси и КНР следующие два года объявлены Годами науки и инноваций. Поручение Президента — завезти как можно больше китайских технологий.
Кирилл Казаков: — Я был в Поднебесной в 2013-м и могу сказать: положение вещей сегодня и 10 лет назад — два абсолютно разных мира.
Андрей Кривошеев: — Китай — лидер в области инноваций в различных отраслях экономики. В исследовании 2023-го американские ученые выделили 100 направлений, которые будут формировать облик мира на ближайшие 50 лет. Это такие сферы знаний, как освоение Луны, изучение дна Мирового океана и искусственного интеллекта, переход на возобновляемые источники энергии, новые материалы и принципы термодинамики. В 67 из них лидирует КНР, США — только в 7! Даже если Штаты опомнятся прямо сейчас, то только через 20 лет смогут приблизиться к уровню Поднебесной. А какой технологический уклад представляет индустриальный парк «Великий камень»? Наши лидеры договаривались, что там будут собраны передовые предприятия.
Александр Ярошенко: — У нас уже работают 135 организаций, и, безусловно, мы претворяем главную идею парка в жизнь. Сегодня более 75 % составляют компании, работающие по пятому и шестому укладам. Александр Лукашенко неоднократно говорил, что нам не хватает именно скорости развития производств. Мы хотели бы, чтобы взаимодействие с Китаем проходило интенсивнее. Вы привели хороший пример с США. Мы тоже должны ликвидировать отставание и стимулировать инновации как можно скорее.
Андрей Кривошеев: — Приведу еще один пример. В 2023-м мы посещали колледж железнодорожников в городе Сиане. Китайцы спокойно говорили о том, что на первом этапе взяли технологии французских и японских скоростных поездов. Но прошло буквально семь лет, и теперь эти поезда считаются среднескоростными, потому что разгоняются до 350 км/ч. Китайские локомотивы превосходят все, что есть в мире. Их скорость — до 550 км/ч.
Алёна Родовская: — Если говорить о внедрении технологий Поднебесной в экономику Беларуси, на какие сроки мы можем рассчитывать?
Александр Ярошенко: — Это ключевой момент. Развивающиеся проекты пришли в основном на ту базу, которая у нас уже была. К сожалению, в некоторых компетенциях значительные пробелы существовали еще со времен СССР. Раньше МАЗ закупал двигатели в Ярославле. Сегодня мы производим их в «Великом камне» не только для завода, но и для других наших производителей. А коробки передач даже в Советском Союзе не обладали передовыми технологиями. В этой сфере по нам сильно ударили санкции. Но их нужно рассматривать как окно возможностей, и наши партнеры из КНР быстро сориентировались и помогли нам устранить недоработки. В итоге их технологии прекрасно заменяют западные.
В Беларуси для этого созданы идеальные условия, а для китайцев наш парк — приоритетный проект во всем евразийском пространстве.
Андрей Кривошеев: — В Чунцине мы посещали один из крупнейших сухопутных портов, который является ключевой точкой Нового шелкового пути. Нам рассказали, что в Беларуси таких точек две — Минск и Брест, а «Великий камень» — жемчужина на этом маршруте. Очень вас хвалили!
Александр Ярошенко: — Спасибо! Для совместной деятельности у нас есть проект «Одна станция», где мы работаем напрямую с инвестором и быстро решаем все вопросы. Это сделано для того, чтобы ему не нужно было никуда ехать, он мог решить все на месте, а все процедуры были максимально прозрачными. Так деловой партнер понимает, что мы действительно его ждем. Китайцы очень высоко ценят качество предоставляемых нами услуг.
Алёна Родовская: — Как мы можем использовать открывшееся сегодня окно возможностей?
Александр Ярошенко: — Мы подталкиваем наших китайских партнеров к ускоренной реализации всех проектов, потому что есть шанс занять евразийский рынок после ухода западных технологий, организовав все экономически и логистически выгодно, используя площадку индустриального парка.
Андрей Кривошеев: — Энергетические преимущества тоже есть. Без БелАЭС и модернизации минских ТЭЦ, которую тоже проводили с привлечением партнеров из Поднебесной, это было бы невозможно.
Александр Ярошенко: — В каком-то смысле мы на шаг впереди всех во взаимодействиях с Китаем, ведь у нас действует всепогодное всестороннее стратегическое сотрудничество. Оно основано на том, что мы никогда и ни при каких условиях не подведем! Каждый инвестор из КНР знает: в Беларуси он встретит своих коллег, сможет работать в благоприятном режиме и не будет разочарован.