Какими должны быть одежда и обувь для школьника с точки зрения комфорта и безопасности
Единого образца ученической экипировки в стране пока нет, в магазинах предлагают разные варианты, передает корреспондент агентства «Минск- Новости».
Самим школьникам важно, чтобы форма была модной. Родители больше обращают внимание на практичность. Однако есть и другие, не менее важные параметры. В техническом регламенте Таможенного союза (ТС) «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» установлены единые и обязательные для применения и исполнения требования к товарам для детей.
Одежда
— Проверки показывают, что изготовители, импортеры и продавцы нередко нарушают требования технических регламентов ТС по безопасности, маркировке и соблюдению правил обязательного подтверждения соответствия, — отмечает заведующая сектором госнадзора за техническими регламентами и стандартами в легкой промышленности инспекции Людмила Панкова. — В числе нарушений — низкие показатели гигроскопичности и воздухопроницаемости изделий. Так, при проверках было установлено, что в некоторых платьях для девочек этот показатель оказался в 9 раз, а в брюках для мальчиков — в 3 раза ниже установленной нормы. Гигроскопичность трикотажного полотна в девичьих юбках для младшей школьной группы и болеро для девочек тоже ниже в 4 раза.
От чего зависят эти показатели? По словам специалистов, прежде всего от содержания в ткани натуральных и синтетических волокон, что указывается в маркировке товара. Раньше количество натурального сырья в одежде для школьников регламентировалось Санитарными правилами и нормами, утвержденными Минздравом в 2006 г. В главе 4, п. 36.2 сказано: «допустимые вложения синтетических волокон и нитей в текстильные материалы школьной формы всех возрастных групп не должны превышать 30–35 % в изделиях блузочного и сорочечного и 55 % — костюмного, платьевого ассортимента. Подкладка должна быть выполнена из натуральных и (или) искусственных волокон (вискоза)». Сейчас разрешенное содержание синтетики в школьной одежде не прописывается. Поэтому при выборе лучше всего руководствоваться принципом: чем больше в ней натурального, тем лучше.
— Однако совсем исключать химические волокна из состава сырья тоже не стоит, — продолжает специалист. — Ведь они увеличивают износостойкость изделия, а также сохраняют его эстетический вид, не давая сминаться.
Внимательно следует относиться и к выбору верхней одежды. Она тоже должна быть достаточно воздухопроницаемой, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха между одеждой и телом ребенка. В то же время проверка торговых объектов показала, что в плащах для девочек этот показатель в подкладках в некоторых случаях был более чем в 2 раза ниже нормы.
Обувь
Нередки случаи превышения предельного значения высоты каблука. Так, в некоторых магазинах Минска каблук в туфлях для девочек оказался в 1,4–1,8 раза выше нормы: фактическая высота составила 3,5–4,5 см вместо предельных 2,5.
— Ношение такой обуви может привести к необратимым последствиям не только для ступни, костей ног, но и для позвоночника, ведь опорно-двигательная система ребенка только формируется, — продолжает Людмила Панкова. — В то же время каблук высотой 1,5–2,5 см полезен, так как при ходьбе предохраняет пятку от ударов.
Еще одно, наиболее часто встречающееся, нарушение — детали подкладки из искусственной кожи в закрытой детской обуви, что не допускается требованиями безопасности. Использование искусственных или синтетических материалов приводит к снижению гигиенических свойств и комфортности обуви.
Аксессуары
Не обойтись ученику и без главного атрибута — ранца, портфеля, рюкзака. Их следует подбирать особенно тщательно, так как от этого зависит формирование правильной осанки. Проверки этой группы продукции инспекцией Госстандарта показывают, что характерными нарушениями являются:
— превышение нормируемого значения массы ранцев для учащихся начальных классов (по требованиям безопасности не более 700 г, а фактически — 749–775 г);
— превышение ширины (безопасный уровень для учащихся начальных классов — 60–100 мм, а по факту — 170-175 мм);
— отсутствие деталей и (или) фурнитуры со светоотражающими элементами на передней, боковой поверхности и верхнем клапане изделия.
В ходе проверок ученических рюкзаков и ранцев специалисты инспекции установили и другие нарушения. К примеру, осыпание открытых срезов, наличие трещин, острых кромок и заусенцев на фурнитуре. Также не всегда внутри изделий закрыты и обработаны срезы открытых швов.
— Для формирования правильной осанки при выборе ранца следует обратить внимание на его вес, — подчеркивает Людмила Панкова. — Он не должен превышать допустимую норму. Обязательны регулируемые плечевые ремни, полное прилегание ранца к спине ребенка, а для учеников начальных классов — формоустойчивая спинка. Экспертизу безопасности и качества одежды и обуви для детей разного возраста проводят специалисты лаборатории УП «Центр испытаний и сертификации ТООТ».
— Мы активно сотрудничаем с предприятиями-изготовителями, — говорит начальник отдела по испытаниям продукции Алла Буцкевич. — Например, исследуем школьную форму на соответствие составу, указанному в маркировке. В зависимости от компонентов применяемого сырья используем необходимые химические реактивы. Отклонение от значения допустимо не более чем на 5 %. Также проводим экспертизу по требованиям безопасности: гигроскопичность, воздухопроницаемость, содержание свободного формальдегида, уровень напряженности электростатического поля. По результатам выдается протокол с заключением о соответствии или несоответствии продукции требованиям.
Советы покупателям.
- Тщательно осматривайте изделия перед покупкой, поинтересуйтесь у продавца характеристиками выбранного товара, его изготовителем или поставщиком. Если появились какие-то сомнения, от товара лучше отказаться.
- Внимательно изучите маркировку одежды (данные о составе ткани и рекомендации по чистке и стирке изделия). Товар должен быть сертифицирован. Это гарантия того, что перед вами изделие, выполненное добросовестным производителем.
- Ткань, из которой шьется форма, должна содержать как можно больше натуральных волокон.
- Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды. Например, к одному пиджаку три блузки или рубашки, две юбки, сарафан либо двое брюк. Одежда будет меньше изнашиваться, а школьник — всегда выглядеть опрятным. Предпочтительнее вещи спокойных и приглушенных оттенков.