Казнь Мата Хари, угон Ан-24 в Турцию и первый космический полет КНР. Этот день в истории: 15 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 15 октября в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1582 год. Введен григорианский календарь
Согласно булле папы римского Григория XIII, жители католических стран – Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Франции, заснув вечером 4 октября, проснулись утром… 15 октября. Счет дней был передвинут на 10 суток вперед, и день после четверга, 4 октября, предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября.
Другие государства перешли на григорианский календарь позже: Пруссия – в 1610 г., Дания и Норвегия – в 1700-м, Великобритания, Швеция и Финляндия – в 1752-м и 1753-м, Япония – в 1873-м, Китай – в 1911 г. Ну а в Советской России новый стиль был введен только после 31 января 1918 г. Так закончилось пользование юлианским календарем, в котором с момента его введения Гаем Юлием Цезарем из-за неточности в принятой величине продолжительности календарного года в XX столетии накопилась ошибка в 13 дней.
Исправленный календарь получил название «нового стиля», а за старым, юлианским укрепилось название «старый стиль».
1917 год. Казнена самая знаменитая шпионка всех времен Мата Хари
Ее настоящее имя – Маргарета Гертруда Зелле, но все знали ее как Мату Хари (в переводе с малайзийского языка — «око новой зари»). Она профессионально исполняла индийские и японские танцы и, выдавая себя за дочь храмовой танцовщицы из Ост-Индии, выступала – в весьма откровенных нарядах – в модных салонах Парижа, Монте-Карло, Берлина, Вены, Милана и Мадрида.
Но всемирно известным ее имя стало из-за другого приписываемого ей таланта: будучи самой желанной женщиной Европы, она выведывала государственные тайны у очарованных ею мужчин, среди которых было немало весьма видных деятелей того времени в самых разных сферах.
Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, но Мата Хари часто посещала Испанию (где была очень активна немецкая резидентура), а также Великобританию, в связи с чем ее перемещения и привлекли внимание союзной контрразведки.
Когда в 1916 г. Франция заподозрила ее в работе на германскую разведку, она предложила французской контрразведке свои услуги и отправилась с заданием в Испанию. Однако вскоре был перехвачен радиообмен агента Германии в Мадриде – тот заявил центру, что перевербованный французами агент прибыл в испанскую столицу.
По возвращении во Францию Мата Хари была арестована. Ее обвинили в передаче Берлину сведений, из-за которых якобы погибли несколько дивизий. Спустя полгода Мату Хари расстреляли на военном полигоне под Парижем. По слухам, за миг до смерти она крикнула расстрельной команде: «Я готова, мальчики!» Один из солдат не выдержал — упал в обморок, так и не сумев выстрелить. Но залпа из 11 винтовок было более чем достаточно, чтобы перервать жизнь 41-летней куртизанки.
Голову расстрелянной знаменитости забальзамировали и отправили на хранение в парижский Музей анатомии. Во время одной из ревизий в 2000 г. этого экспоната не досчитались. Куда он исчез – загадка.
Была ли вина танцовщицы столь тяжкой, что она заслуживала смерти? Большинство историков считает, что эффективность Маты Хари как разведчицы сильно преувеличена. Нет никаких доказательств того, что сведения, добытые ею (если таковые вообще имелись), представляли серьезную ценность для той или иной стороны. Как теперь выяснилось, французский военный суд вообще подтасовал факты. Есть версия, что Мата Хари просто знала слишком много такого, что могло скомпрометировать высокопоставленных политиков, и именно это предопределило ее трагический финал.
1941 год. Решение Государственного комитета обороны СССР об эвакуации из Москвы правительства и иностранных миссий
Вражеские танки ворвались в Орел 3 октября, 6-го пал Брянск, 12-го – Калуга. Четыре армии попали в «мешок» окружения под Вязьмой… Столица СССР оказалась без защиты. Берлин ликовал: «Верховное командование вермахта сообщает: одержана победа в решающем сражении на Востоке».
Наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13 октября начались ожесточенные бои под Москвой. Враг бросил на столицу до 80 отборных дивизий (в том числе 14 танковых и 9 моторизованных).
По городу ползли слухи, что его готовятся сдать. Уходящие на восток поезда брали штурмом. Перестал работать городской транспорт, не работали магазины, в некоторых оставшихся продукты раздавали бесплатно.
15 октября Сталин под грифом «Сов. секретно» подписал постановление ГКО об эвакуации столицы в Куйбышев.
Вот текст этого документа:
«…1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в Куйбышев. (НКПС – т. Каганович обеспечивает своевременную подачу составов для миссий, а НКВД – т. Берия организует их охрану).
- Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также Правительство во главе с заместителем председателя СНК т. Молотовым (т. Сталин эвакуируется завтра или позже, смотря по обстановке).
- Немедля эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группы Генштаба – в Арзамас.
- В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД – т. Берии и т. Щербакову произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию)…».
Уже на следующий день, 16 октября, Сталин выехал на передовую в район села Ленино-Лупиха в дивизию генерала Афанасия Белобородова, беседовал с ранеными, лично наградил особо отличившихся орденами и медалями. Иосиф Виссарионович остался доволен моральным духом бойцов и принял твердое решение – Москву не покидать. Люди, остававшиеся в те дни в столице, описывали позже, какой ошеломляюще-благоприятный эффект произвела на москвичей весть о том, что Сталин решил до победного конца быть с ними. Народ верил: пока Сталин находится в Москве, ничего катастрофического с ней не произойдет.
20 октября в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений. Шпионов, диверсантов, провокаторов и паникеров полагалось расстреливать на месте. Панику, возникшую было в связи со слухами об эвакуации Сталина и сдаче столицы немцам, удалось погасить. Порядок был восстановлен.
1970 год. Первый в СССР успешный захват и угон пассажирского самолета в другую страну
Совершили его два литовца – 45-летний Пранас Бразинскас и его 13-летний сын Альгирдас.
Попытки угонов самолетов предпринимались в СССР с середины 50-х годов. Однако все они были плохо организованы и незадачливых воздушных пиратов удавалось обезвредить силами экипажа. Тем не менее эти попытки не привели к изменению системы безопасности на советских авиалиниях. В самолет по-прежнему легко можно было пронести любое оружие. Вся безопасность сводилась к тому, что командиру воздушного судна выдавался пистолет, который хранился в кабине пилотов. В случае нештатной ситуации в салоне этот пистолет выдавался штурману или бортмеханику, который и должен был обезвредить преступника.
…Отец и сын Бразинскасы приобрели билеты на рейс Батуми — Сухуми и сели на передние места, перед дверью в кабину пилотов. Через пять минут после взлета, на высоте 800 метров, Бразинскас-старший, одетый в форму советского офицера, вручил бортпроводнице Надежде Курченко записку, которую надлежало передать командиру экипажа. В записке от имени «генерала Крылова» содержался «приказ № 9» с требованием изменить маршрут и отключить радиосвязь. После этого Бразинскас-старший, в руках которого появился обрез, объявил испуганным пассажирам, что советской власти в самолете отныне не существует.
Бортпроводница вбежала в кабину с криком: «Нападение!» Преступники кинулись за ней. «Никому не вставать, иначе взорвем самолет!» — заорал младший, размахивая пистолетом. Курченко пыталась преградить бандитам путь в кабину и была убита двумя выстрелами в упор.
Командир корабля принялся маневрировать: он резко направлял самолет то вниз, то вверх, пытаясь сбить террористов с ног. Но те устояли.
Ворвавшись в кабину, террористы ранили командира экипажа, штурмана и бортмеханика и потребовали лететь в Турцию. Угнанный Ан-24 совершил посадку в аэропорту турецкого города Трабзон.
Турецкий суд приговорил Пранаса к восьми годам тюрьмы, а несовершеннолетнего Альгирдаса – к двум. Пранас отсидел четыре года и был отпущен по амнистии. В 1976 году Бразинскасы приехали в США и обратились к американским иммиграционным властям с просьбой предоставить им статус политических беженцев. Просьба не была удовлетворена, но, несмотря на это, Бразинскасы остались в Штатах. Они жили в Калифорнии, в Санта-Монике, под Лос-Анджелесом. А в 2002 г. мир облетело известие: 46-летний Альгирдас Бразинскас, которого уже звали Альберт Виктор Уайт, арестован полицией Санта-Моники по обвинению в убийстве своего отца, 77-летнего Пранаса Бразинскаса. Во время семейной ссоры отпрыск забил своего родителя до смерти не то гантелью, не то бейсбольной битой, нанеся восемь смертельных ударов по голове. Суд приговорил Альгирдаса-Альберта к 16 годам тюремного заключения.
2003 год. Первый пилотируемый космический полет КНР
В 9 часов утра по пекинскому времени с космодрома в пустыне Гоби стартовала ракета-носитель «Чанчжен» («Великий поход»). Она доставила на околоземную орбиту космический корабль «Шэньчжоу-5» («Божественная лодка»), в котором находился 38-летний подполковник Народно-освободительной армии Китая Ян Ливей. За 21 час китайский космический корабль, который на самом деле был модернизированным вариантом советского «Союза», сделал 14 оборотов вокруг Земли и благополучно приземлился в заданном районе на территории Китая. Таким образом КНР стала третьей страной (после СССР и США), самостоятельно осуществившей пилотируемый космический полет собственными силами.
«Китайский Гагарин» Ян Ливэй был выбран из 14 кандидатов и перед полетом пообещал «завоевать славу для китайской армии и китайской нации». Это ему, безусловно, удалось. После полета он стал национальным героем, был удостоен приемов у руководителей партии и правительства, выступал перед толпами ликующего народа и объездил весь мир.
Все средства массовой информации сообщали о полете как о триумфе китайской науки и технологии. Но вся конструкция корабля «Шэньчжоу» и все его системы были примерно идентичны (с учетом пересчета на действующие в КНР стандарты) советским космическим кораблям серии «Союз», а орбитальный модуль построен с использованием технологий использовавшихся в серии советских космических станций «Салют». Два года спустя, в 2005 году, директор ЗАО «ЦНИИМаш-Экспорт» Игорь Решетин и четверо работников этого же ЗАО были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу КНР и передаче космических технологий. В 2007 г. академик Решетин был приговорен к 11,5 года заключения в колонии строгого режима.