Классика советского кино. Как снимали фильм «Пять вечеров» с Гурченко и Любшиным в главных ролях
Сегодня фильм «Пять вечеров» смело можно назвать шедевром советского кинематографа. А ведь он не значился в планах «Мосфильма», его сняли случайно. Об истории создания картины читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
1958 год. Александр Ильин приезжает в город, в котором когда-то учился. Еще до войны его исключили из вуза за то, что назвал чиновника подлецом. Потом Александр ушел на фронт. Его провожала девушка Тамара, которую он любил.
В 1945-м Ильин узнал, что она, очевидно, замужем и воспитывает сына Славика. Отправился на Север, работал водителем.
Вернувшись спустя почти 20 лет и встретив Тамару, герой выясняет: Славик — сын ее погибшей сестры. Александр и Тамара пытаются понять, можно ли начать все сначала.
Спасая группу
В 1978 году группа молодого, талантливого и модного режиссера Никиты Михалкова снимала картину «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». По сюжету в первой серии события происходят зимой, во второй — летом. Над фильмом по мотивам романа Ивана Гончарова начали работу со второй, летней серии. Когда ее почти отсняли, то все поняли: съемочный процесс остановится на четыре месяца в ожидании зимы. Это означало, что операторская группа, осветители, специалисты из технических служб уйдут на производство других лент, придется искать новых специалистов. А ведь команда сработалась.
Оператор Павел Лебешев и один из художников-постановщиков Александр Самулекин (кстати, уроженец Могилевской области), беспокоясь о своих подопечных, предложили режиссеру в эти четыре месяца снять еще какой-нибудь несложный в постановке фильм, чтобы не сидеть в простое. Это могла быть картина по рассказу русского классика, в которой можно использовать костюмы и декорации из «Обломова». Однако Михалков отверг предложение, понимая, что по рассказу все равно нужно писать сценарий, а на подобное времени нет.
Почитывая газету, этот разговор услышал находившийся на площадке Олег Табаков, который Обломова и играл. Он посоветовал вместо рассказа взять хорошую пьесу, например «Пять вечеров» Александра Володина (еще один наш земляк, уроженец Минска). Эта пьеса почти готовый сценарий.
Позвонив руководству на «Мосфильм», Михалков услышал лишь смех. Такой практики еще не было, чтобы постановщик параллельно трудился над двумя лентами.
Несмотря на запрет, неугомонный режиссер ухватился за идею и по телефону позвал Володина приехать в Пущино (Московская область), где базировалась группа. По правде говоря, писатель с самого начала выступал против экранизации. Он слыл самоедом и даже собственные изданные книги редактировал с карандашом.
В этом случае он мотивировал отказ тем, что «Пять вечеров» написаны в 1959-м. Произведение устарело: все, что имелось в нем нового и неожиданного в начале оттепели, к концу 1970-х стало нормой. «Когда она была написана, — вспоминал драматург, — одиноких женщин на сцене и экране еще не существовало. Неустроенные судьбы были немыслимы. Но с тех пор одинокие женщины густо населили кинопроизведения, неустроенные судьбы стали еще более неустроенными».
Однако Михалков загорелся идеей воссоздать атмосферу 1950-х. Он выслал по адресу Володина огромный «ЗИС» с надписью «Киносъемочная» на борту, позвонил писателю и попросил выглянуть в окно. «Видите шикарную машину? Она за вами», — обольщал постановщик. Володин поддался.
По прибытии в Пущино он какое-то время сопротивлялся, однако в процессе каждодневных вечерних застолий его уговорили. Более того, писатель дал добро на полную импровизацию в переделке пьесы в сценарий. Тогда появились такие персонажи, как соседи по коммунальной квартире и прочие ничем не примечательные люди как примета эпохи.
Пока от Володина добивались согласия, на «Мосфильме» изменилась ситуация. Выяснилось, что для выполнения заявленного годового плана не хватает одной ленты. Вспомнили о звонке Михалкова. Когда Никита Сергеевич понял, что теперь он выручает чиновников, поставил жесткие условия: никаких кинопроб и долгого утверждения сценария.
Думал, розыгрыш
Режиссер точно знал, кого хочет видеть в главных ролях. Станиславу Любшину позвонили ассистенты и сказали, что он утвержден на роль Ильина в картине Михалкова. Во-первых, Станислав Андреевич начинал карьеру с роли молодого персонажа Славки в этой пьесе на сцене театра «Современник». Во-вторых, в 1970-е он проходил десятки проб, после которых его не утверждали. Актер решил, что звонок — розыгрыш, и бросил трубку. Так происходило несколько раз, пока не позвонил сам постановщик.
С Людмилой Гурченко режиссер давно желал поработать, но не было подходящего материала. Правда, за несколько лет до этого он утвердил ее на одну из главных ролей в кино «Неоконченная пьеса для механического пианино», однако потом долго не звонил, лежал в больнице, а актриса решила, что планы изменились, и согласилась сыграть маму Козу в советско-румынско-французском музыкальном фильме-сказке «Мама». Теперь ей предстояла роль Тамары Васильевны, считающей, что прожила жизнь впустую.
Когда возник вопрос о выборе актеров, способных сыграть юных Славу и Катю, на помощь вновь пришел Табаков, порекомендовав своих студентов Игоря Нефёдова и Ларису Кузнецову.
Венец актерского ансамбля — Валентина Теличкина и Александр Адабашьян, хотя последний и непрофессиональный исполнитель.
Стахановский метод
Режиссер поставил себе задачу — снять ленту за 25 дней. Все эпизоды отрепетировали заранее. Актеры знали свои мизансцены и трудились по две смены, с 7 утра до 11 вечера.
Любопытно, что, когда начали снимать, смету и документы на производство фильма еще не утвердили. Поэтому артистов селили в гостиницу, платили им суточные, оформляли официальные вызовы для съемок в картине про Обломова! Чтобы соблюсти формальности, пришлось задействовать всех в нем в маленьких эпизодах на втором плане без слов!
Реквизиторы привнесли в ретростиль множество вещей из предметного мира ушедшей эпохи. Одним из важных решений стало предложение оператора Лебешева первый вечер в ленте снимать в очень темных тонах на черно-белую пленку, а последующие вечера делать светлее, оставляя желто-коричневые тона. Картинка давала ощущение старого альбома с пожелтевшими фотографиями. Только в финальной сцене мы видим цветное матовое изображение. Таким образом, авторы показали: какими бы долгими и унылыми ни были вечер и ночь в одиночестве, утро придет обязательно.
Фильм вышел на экраны 4 июня 1979 года и быстро стал киноклассикой, возможно, благодаря ретростилю.
Еще материалы рубрики:
На первом просмотре Шолохов вышел из зала и уехал из студии. Как снимали фильм «Судьба человека»
Почему режиссер Григорий Чухрай заменил исполнителей главных ролей. Как снимали «Балладу о солдате»
В машине, где сидел Булдаков, отказали тормоза. Как снимали фильм «Ради нескольких строчек»