Когда 31-летний Николай Рыбников пришел сниматься в «Девчатах», все увидели огромный живот и лысину
Назначенный на главную роль кинокартины «Девчата» 31-летний Н. Рыбников пришел на студию с животом и лысиной, хотя недавно был стройным и с шевелюрой. На съемках в Пермской области у актеров замерзал суп в тарелках. В конце работы фильму присвоили третью категорию, сочтя заведомо провальным. Это означало, что авторы получили низкие гонорары, было напечатано мало копий картины и демонстрировали ее только днем, когда люди не ходят в кино. Как боролись с напастями создатели ленты, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В леспромхоз «Бодровский» приезжает выпускница кулинарного училища Тося Кислицына. Заметив ее норов, местная знаменитость, передовик и бригадир Илья Ковригин спорит с товарищами на зимнюю шапку, что в течение недели влюбит в себя строптивую девушку.
Не изменял теме
Будущий писатель Борис Бедный в 1941 году окончил Ленинградскую лесотехническую академию, став специалистом по сплаву леса. Пройдя фронт, побывав плену, в 1945 году вернулся к своей специальности.
Леспромхозы не то чтобы прельщали молодежь в послевоенные годы, но на заготовку, вывозку, сортировку, разделку и отгрузку древесины ехали многие. В лесной промышленности с избытком хватало материалов, леспромхозы отстраивали собственные поселки, в которых возводили школы, санчасти, клубы. Молодоженам выделяли отдельные комнаты в общежитиях, что привлекало начинающих специалистов и простых рабочих. Молодые влюбленные готовы были отправиться за Уральский хребет, чтоб обзавестись хоть и скромным, но собственным жильем. Да и зарплату там начисляли более высокую, чем в среднем по стране, хотя жизнь оставалась коллективной: все на глазах друг у друга в быту и на работе.
Именно о той среде, в которой Бедный жил и работал, он начал писать рассказы. В 1952 году вышла его книга «Большой поток». Повесть «Девчата», где, как мы видим, он не изменил теме перипетий в жизни работников лесной промышленности, появилась в 1961 году. Удивительно, но произведение перевели на 15 языков! Оно вовсе не комедийное. Это драма, в которой главные герои совершают трудовые подвиги и в процессе спорят, что смогут завоевать сердце новой поварихи.
Режиссер Юрий Чулюкин совсем не собирался быть комедиографом. Но так сложилось, что первым его самостоятельным фильмом стала комедия «Неподдающиеся». Интересно, что ее литературная основа тоже не была комедийной, а рассказывала о нравственном и духовном облике советских рабочих и их перевоспитании в коллективе! Чулюкин сумел посмотреть на все это с ироничной стороны. Лента имела успех. И, зная его умение превращать производственные драмы в комедии, ему поручили снять «Девчат».
Развод или роль
Надежда Румянцева ранее сыграла главную героиню в «Неподдающихся» Чулюкина. И тут он планировал сделать ее на экране Тосей Кислицыной. Но в процесс вмешалась супруга режиссера Наталья Кустинская, считая, что эта роль для нее. Чулюкин провел с ней пробы, но в душе понимал: его красавица-жена совсем не ассоциируется с сорванцом в юбке и простушкой, каковой он видел главную героиню. Тосей на экране могли стать Валентина Малявина и Екатерина Савинова. Все ждали решения худсовета. Но Чулюкин, никому ничего не сказав, начал снимать первые сцены с Румянцевой. Кустинская узнала об этом случайно, в семье произошел скандал. Не помогло даже альтернативное предложение сыграть обольстительную Анфису. Вскоре семья распалась, а на роль Анфисы назначили Светлану Дружинину. Ее персонаж по сюжету должен был стать полной противоположностью Тоси, своеобразным антагонистом, чтобы последняя смогла проявить свой характер.
В бригадира Илью на пробах пытались перевоплотиться Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев, Виктор Борцов и Юрий Белов. Но ни один из них, по мнению авторов, не соотносился в кадре с исполнительницей главной роли.
После этого начальство в приказном порядке назначило на ключевую мужскую роль Н. Рыбникова. После фильмов «Весна на Заречной улице», «Высота» он был звездой первой величины. Но когда он пришел на студию, все были ошарашены. Буквально за предшествовавший событиям год у стройного 31-летнего Рыбникова появился выпирающий из-под рубашки живот. К тому же он облысел! Какой же это первый парень леспромхоза? Актеру поставили условие – похудеть на 20 кг. Он так хотел сняться, что ценой невероятных усилий сделал это. Лысину прикрыли постижерной накладкой. Сомневающиеся могут посмотреть фильм «Хоккеисты» (1964), где 33-летний – вновь располневший – Николай Николаевич играет тренера Лашкова, и убедиться в том, что талантливый исполнитель рановато стал выглядеть на 50 лет.
Была у Рыбникова еще одна цель: добиться того, чтоб Анфису сыграла его супруга Алла Ларионова. Но роль была занята.
В съемках приняло участие немало ярких любимцев публики. В будущем заслуженный артист БССР Роман Филиппов сыграл лесоруба Васю Зайцева. Люсьена Овчинникова, Нина Меньшикова исполнили роли соседок Тоси по общежитию. Михаил Пуговкин стал на экране комендантом леспромхоза. А Инне Макаровой досталась роль 28-летней девушки, которую пытаются выдать замуж за Ксан Ксаныча (Виктор Байков), который гораздо старше нее. В финале была сцена, где она отказывается от брака с ним. Но ее вырезали. В результате актриса обиделась и не пришла на премьеру.
Мерзли под пальмами
Сначала интерьеры поселка, общежития, клуба снимали в павильонах «Мосфильма». Во дворе студии выстроили в натуральную величину все объекты, высадили более 300 деревьев и начали запечатлевать экстерьеры.
В лесных сценах понадобился натурализм, группа переехала в Пермскую область, где стояли 40-градусные морозы. Суп, который приносила Тося в термосе лесорубам, тут же замерзал в мисках. Алюминиевая ложка на морозе примерзла к слизистой оболочке языка Рыбникова. Кинооборудование периодически отказывало. И тогда директор группы смог добиться передислокации в леспромхоз в Тверской области, а потом – и вовсе в Ялту. В весеннем курортном городе нужно было продолжать изображать лютую зиму. Снег имитировали с помощью соли, пенопласта и пожарной пены, а пар, выносимый из дверей при выходе на мороз, заменил специальный газ. Пиротехники создавали непроницаемые туманы и морозные облака, а художники – сказочные заснеженные ели, огромные сугробы. Все следили, чтоб в кадр не попали пальмы, когда экранные лесорубы, изнывая от жары в полушубках, изображали окоченение.
На сдаче ленту объявили слишком бытовой и мелкотемной, заведомо провальной. Не могли понять, куда делись трудовые подвиги лесорубов, которые есть в повести. Фильму присвоили третью прокатную категорию. Это означало, что авторы получили низкие гонорары, было напечатано мало копий картины и демонстрировали ее только в дневное время, когда люди не ходят в кино! Однако даже в таких жестких условиях в первый год проката (1962) фильм посмотрели 35 миллионов зрителей. В связи с этим начальство было вынуждено сменить прокатную категорию на 1-ю. Авторы дополучили гонорары, а кино обрело вторую жизнь и попало на экраны центральных кинотеатров. Фильм удостаивали призов и дипломов на кинофестивалях в Аргентине, Шотландии, Франции.
Кинокартина стала рубиконом для многих участвовавших в создании. Ю. Чулюкин больше не снимал комедий, считая, что на них имя не сделаешь. Меж тем «Девчата» так и остались самым известным его фильмом. Рыбников в нем в последний раз сыграл первого парня на деревне. С. Дружинина вскоре стала режиссером и снимала кино сама.
Еще материалы рубрики:
Классика советского кино. Как снимали фильм «Пять вечеров» с Гурченко и Любшиным в главных ролях
На первом просмотре Шолохов вышел из зала и уехал из студии. Как снимали фильм «Судьба человека»
Почему режиссер Григорий Чухрай заменил исполнителей главных ролей. Как снимали «Балладу о солдате»
В машине, где сидел Булдаков, отказали тормоза. Как снимали фильм «Ради нескольких строчек»