Когда троллейбусы пойдут в Каменную Горку, и почему электронные табло иногда тормозят
Почему электронные табло иногда тормозят, когда троллейбусы пойдут в Каменную Горку и как спорт помогает транспорту оздоровиться: об этом и о многом другом на прямой линии рассказал горожанам директор предприятия «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Корр.: Валерий Иванович, и у пассажиров, и у водителей наземного общественного транспорта нет-нет да и возникают вопросы в связи с изношенностью подвижного состава. К II Европейским играм закупается определенное количество автобусов и электробусов. Но достаточно ли их, чтобы принципиально обновить производственную базу «Минсктранса»?
— Последнее массовое обновление подвижного состава проходило более 10 лет назад, и проблемы с содержанием и эксплуатацией возникают чаще, чем хотелось бы. Сегодня у нас полностью самортизировано почти 49 % автобусов и около 52 % троллейбусов. Средний возраст автобусов составляет 8,8 года, троллейбусов — 9,4, трамваев — 11,5. Некритично, но в такой ситуации мы не можем на 100 % гарантировать перевозки, особенно там, где работает по одному маршруту, например в Соколе, Зацени. Если в таких местах происходит сбой из-за технической неисправности, то поездка срывается и следующей пассажирам приходится ждать порой 20-30 минут. По нормам парк подвижного состава ежегодно нужно обновлять на 10 %, а средний возраст его должен быть не 8-9, а 5-6 лет. Тогда он будет надежен в эксплуатации.
На 2018-2019 годы у нас были запланированы поставки 300 городских автобусов разных моделей, 28 туристических и 60 электробусов. Большая их часть уже поступила, и все они будут работать в Минске не только во время II Европейских игр, но и после этого мероприятия. Подвижной состав «Минсктранса» благодаря такому подкреплению обновится на 8-10 % по сравнению с летом прошлого года.
Петр Сергеевич: Почему электронные табло часто показывают недостоверное время, особенно в вечерний час пик? На экране высвечивается «меньше 1 минуты», а ты стоишь и 10, и 15 минут в ожидании транспорта.
— Эта проблема связана с техническими сложностями. Технология процесса примерно такая: когда табло показывает «меньше 1 минуты», это значит, что автобус находится в пределах 1 км, одной-двух остановок от вас. Допустим, вы ждете его на остановке «Станция метро «Немига». А он в районе улицы Короля попал в пробку. Система считает по алгоритму, по которому при средней скорости 15 км/ч через минуту автобус должен быть на вашей остановке. Но он продолжает стоять в пробке. К сожалению, у нас пока не хватает технологий, чтобы в таких случаях учитывать простои, оперативно обрабатывать их сервером и передавать на информационное табло. Так что, пока не обеспечим бесперебойное движение транспорта, проблема останется. Работаем над этим вопросом.
Пенсионер Владимир Михайлович: Возле станции метро «Пушкинская» вдоль проспекта Пушкина есть остановочный пункт после перекрестка с улицей Притыцкого. Было бы удобно, если бы еще одну остановку оборудовали перед перекрестком. Ведь, чтобы попасть на транспорт с другой стороны, нужно преодолеть большой подземный переход, несколько лестничных пролетов — в общей сложности метров 300, а лифтов там нет.
— Это предложение вполне обоснованно, но для его осуществления надо построить остановочный пункт, иначе нельзя осуществлять посадку-высадку пассажиров. При новом строительстве, реконструкции, капремонте улично-дорожной сети, где это возможно, будем выставлять такие технические требования соответствующим организациям.
— Еще вопрос по проездным. Есть безлимитные на сутки, двое, трое, но только на три вида транспорта плюс автобус-экспресс. Я иногда в течение дня много езжу, потом долго из дома не выхожу, поэтому периодически покупаю проездной на сутки. Стоит он 2,97 рубля, для меня дороговато, ведь пользуюсь только автобусом. Пусть бы ввели такой билет на один вид транспорта.
— Будем прорабатывать и этот вопрос, и другие, связанные с тарифной политикой в этой сфере. Мы уверены: для того чтобы пассажиры отдавали предпочтение общественному транспорту, нужно менять подходы к этой теме.
Корр.: Кстати о новых подходах. Еще несколько лет назад акцент при формировании маршрутной сети столицы делался на подвозящие маршруты. Пассажирам объясняли, что пересадки в большом городе — это нормально. Сегодня другой разговор: с минчанами обсуждают длинные беспересадочные маршруты. Что изменилось?
— Раньше перед нами стояла цель оптимизировать расходы, поэтому мы старались убирать дублирующие маршруты. Сегодня главная задача иная — максимально разгрузить город от личных автомобилей, создать такие условия, чтобы минчане захотели пользоваться не личным транспортом, а общественным. Значит, надо сокращать время поездок, делать больше беспересадочных или с одной пересадкой. Но, повторюсь, надо думать и об изменениях в тарифной политике, например о едином проездном, благодаря которому пассажиры не задумывались бы, каким видом транспорта пользоваться в данный момент. Тут пока много сложностей. Программа-минимум — проработать возможность применения в наземном транспорте банковской карточки для оплаты проезда.
Наталья: Шесть лет живу в Каменной Горке, и все это время сюда обещают пустить троллейбусы. Эти планы еще актуальны?
— Строительство контактной сети в последние годы во многих районах приостановлено. Троллейбусная линия в Каменной Горке планировалась давно, но конкретные шаги в этом направлении пока не предпринимаются. В программу 2019 года включена лишь реконструкция контактной сети на перекрестке ул. Ольшевского и пр. Пушкина. Тем не менее сейчас мы отрабатываем тему более широкого использования в городе электротранспорта, правда, на какие его виды будет сделан акцент, еще не решено. Пока хотим внести предложение о закупке в следующем году не менее 100 троллейбусов на автономном ходу и около 200 автобусов. Более точные расчеты потребности в подвижном составе будут известны ближе к лету.
Если троллейбусы с возможностью автономного хода закупят, мы могли бы направить их в Каменную Горку, поскольку контактная сеть в ближайшее время здесь вряд ли появится. Такие электрические машины хороши тем, что часть пути идут как обычные троллейбусы — с помощью контактной сети, тогда и заряжается батарея, а часть — автономно. Дополнительных подстанций для них не требуется. В данном случае троллейбус может ехать с поднятыми штангами до ДС «Кунцевщина», а дальше несколько километров — автономно. А освободившиеся автобусы направим туда, где без них не обойтись. Такие троллейбусы можно использовать и в новых микрорайонах Лошицы. Как и в Каменной Горке, такой вариант может заменить продление контактной сети от ДС «Чижовка».
Сергей Иванович: Большая часть трассы автобусных маршрутов № 45 и 53 — от ДС «Дружная» до остановки «Слуцкий Гостинец» — совпадает. И ходят они на этом участке, как правило, парами, особенно вечером. Если не успел, ждать следующего приходится полчаса. Можно ли их развести по времени?
— Каждый из этих маршрутов предназначен для обслуживания своей категории населения: 53-й — тех, кто живет и работает на ул. Ландера, Казинца, Корженевского, 45-й — тех, кто едет на ул. Асаналиева, в промзону. И расписание привязано в первую очередь к потребностям этих пассажиров. У названных маршрутов разная протяженность, разные интервалы, поэтому накладки, о которых вы говорите, не могут быть закономерными. Мы проверим эти факты. Если возможно изменить расписание без ущерба для других пассажиров, попробуем это сделать. Кстати, маршрут 53-го автобуса почти полностью дублирует 51-й троллейбусный, а на нем интервалы движения небольшие.