1200 90

Колония для подростков, попрошайничество и забвение. Какой была судьба известного актера Петра Алейникова

«Ребятки, сейчас будет комедь!» Эту реплику произнес персонаж Петра Алейникова в фильме «Трактористы» (1939), когда актер находился в зените славы. Однако были в его жизни и черные полосы: колония для подростков, попрошайничество и забвение. О судьбе актера — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

i

Из подворотни на бал

В 1990-е и начале 2000-х только ленивые журналисты не писали о похождениях в подпитии закадычных друзей — актеров Петра Алейникова и Бориса Андреева. Они то валили на землю киоски, то разбивали витрину в мебельном магазине и на выставочных кроватях укладывались спать. А когда наутро милиционеры доставляли их в отделение, там неразлучная парочка продолжала фестивалить. Например, однажды стражи порядка не смогли составить на них протокол, так как Борис махом выпил чернила из настольного письменного прибора в милицейском участке. Всё это забавно, но жизнь Алейникова состояла не только из кутежей и веселых похождений.

Родился Пётр Мартынович 12 июля 1914 года в деревне Кривель Могилевской губернии. В 10 лет мальчишка лишился отца. С матерью отношения не ладились, и парень ушел из дома, стал беспризорником. Попрошайничал, подворовывал. Фраза «Дядя, дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку» про него. Именно тогда зарождался образ авантюрного, ироничного смельчака, который актер всю жизнь использовал в своих ролях. А народу это нравилось. Персонаж-то до боли узнаваемый, выросший в подворотнях. Правда, в результате уличных приключений Петю поймали и направили в школу-интернат. Учеба давалась неплохо, но больше всего его тянуло в будку киномеханика, которому он помогал. После просмотра немых фильмов у парня зародилась мечта стать актером — и чем скорее, тем лучше. Алейников сам не заметил, как грезы о съемках в кино заставили его совершить побег и на крыше товарного поезда отправиться в Москву. Однако его поймали и определили в трудовую колонию. Там он записался в драмкружок, принимал активное участие в театральных постановках. А в 14 лет Петра перевели в Могилевскую коммуну имени 10-летия Октябрьской революции, где парень создал театральную студию и как умел ставил спектакли, привлекая к творчеству всё больше ровесников.

Старания не прошли даром. Снабдив Алейникова рекомендательным письмом, руководство коммуны направило его в ленинградский техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова. Там Петр влюбился в однокашницу Тамару Макарову. Ударом для парня стало то, что девушка встречалась с руководителем курса и вскоре собиралась за него замуж.

v filme konek gorbunok

Заложник амплуа

Первую роль в кино Алейникову дал еще один наш земляк, уроженец Витебской губернии Фридрих Эрмлер. В 1932 году он снимал производственную драму «Встречный», приуроченную к 15-летию революции. Петр сыграл одного из рабочих в цеху, где, конечно же, есть вредитель, ярый противник советской власти, которого разоблачили проницательные старожилы завода!

Продолжая испытывать чувства к Макаровой, актер сторонился Герасимова, понимая, что шансов у него нет. Но режиссер и педагог сам нашел его и предложил роль в ленте, которая по иронии судьбы называлась «Люблю ли тебя?». Алейников хотел отказаться от работы, так как в картине снималась та, по ком он страдал. Находиться с ней на съемочной площадке актеру было тяжело. Герасимов настоял. Петр не смог совладать с движением своей души — в процессе съемок любовался недоступной красавицей. В то же время не мог признаться в чувствах. И запил. Да так, что режиссер отстранил его от роли. В картине остался лишь один эпизод с участием Алейникова.

Несмотря на срыв съемок и изгнание с площадки Петра, Сергей Аполлинариевич продолжал видеть в нем хорошего актера. Позвал его сыграть одного из главных героев в ленте «Семеро смелых», на которую постановщика вдохновили подвиги советских полярников. По сюжету комсомольцы отправляются в дальние края на зимовку. Поскольку тема пользовалась успехом, кино привлекло к себе внимание. Петр стал узнаваемым актером. Пришли заметные роли в таких фильмах, как «Истребители», «Трактористы», «Большая жизнь», «Конек-Горбунок». Интересно, что советские сценаристы тогда были далеки от американских клише драматургии. Но как-то по наитию, в любой компании или коллективе на экране, словно по голливудским стандартам, появлялись самый смелый и ответственный персонаж, его сомневающийся приятель, опытный и мудрствующий товарищ и, наконец, шутник, рубаха-парень. Этот образ режиссеры всегда доверяли именно Алейникову. Поговаривали, что он и не играл вовсе, а просто органично существовал в кадре, был самим собой.

До войны Петр Мартынович стал полновесной советской звездой. Женился на режиссере монтажа с «Ленфильма» Валентине Лебедевой. В 1938 году в семье родился сын Тарас, будущий кинооператор. В 1940-м на свет появился еще один отпрыск знаменитости — Николай.

v roli pushkina film glinka

Удар за ударом

По рассказам членов семьи, весной 1941-го актер с супругой и Тарасом уехали в киноэкспедицию в Ташкент, а годовалого сына оставили в Ленинграде на попечении бабушки. Отправились ведь ненадолго.

В июне началась Великая Отечественная. В Узбекистане Алейников принимал участие в работе над боевыми киносборниками и духоподъемными художественными фильмами. Очень скоро город на Неве оказался в блокаде. Благодаря самоотверженности бабушки Николай выжил. После снятия блокады в феврале 1944-го его привезли в Ташкент. Но здоровье малыша было подорвано тремя годами голода, и он скончался. Там же, в Ташкенте, в семье появилась дочь Арина, которая потом стала актрисой.

Победа стала многообещающим событием для всех. Однако у Петра началась черная полоса. В 1946-м вторую часть фильма «Большая жизнь» с его участием положили на полку. Лента вышла лишь в 1958 году. Попытка сменить амплуа завершилась провалом. Алейников сыграл Пушкина в картине «Глинка». Увидев его в образе Александра Сергеевича, зал повалился от хохота. Критики написали разгромные статьи в газетах. Последовали роли второго плана. А с 1950 по 1955 год актера вообще не снимали. Он ездил по всей стране на встречи со зрителями в попытках заработать, часто неофициально. В результате в газете «Советская культура» об Алейникове вышел обличительный материал «В обход закона». Все эти беды актер заливал сорокаградусной. Интересный факт: после смерти патологоанатомы отметили, что от алкоголя организм Петра не пострадал. Причина в том, что у него была физиологическая особенность: тот моментально и сильно пьянел от одной-двух рюмок водки. Поэтому на самом деле пил мало.

С середины 1950-х до самой смерти в 1965 году Алейникова звали сыграть лишь в эпизодах. Только в конце жизни уважавший его за былые заслуги постановщик Булат Мансуров пригласил Петра Мартыновича на «Туркменфильм» исполнить главную роль в картине «Утоление жажды». Премьера состоялась спустя два года после похорон актера на Новодевичьем кладбище! Другу без званий и регалий свой законный кладбищенский участок уступил народный артист СССР Борис Андреев. Вытребовал у чиновников право погребения Алейникова в месте, предназначенном для него самого.

Еще материалы рубрики:

За что в СССР минскую ГАИ ставили в пример другим

Человек энциклопедических знаний. Малоизвестные факты о Ефиме Шифрине и его творчестве

Возглавлял ассоциацию пролетарских писателей и стал прототипом одного из персонажей Булгакова. Жизненный путь Леопольда Авербаха

«Муля, не нервируй меня!» Почему Фаина Раневская презирала тех, кто говорит эту фразу

Трагедия семьи, мистика, ранняя слава, угроза тюремного заключения. Что мы знаем о Вайноне Райдер

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Среди лауреатов XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» фильмы минских режиссеров

В Сочи завершился XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» им. Владимира Меньшова. На конкурсы форума поступило около 600 работ из 50 стран. В этой конкурентной среде, по мнению жюри пяти профессиональных конкурсов, отмечены белорусские работы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 22 21 43 45

В номинации «Документальный проект» приза «Новый взгляд» удостоен фильм Екатерины Шаромет о художнике-мультипликаторе, создавшем образы Крокодила Гены, Чебурашки, Снежной королевы и многих других персонажей. Это «Леонид Шварцман. Сказка о мальчике и старом городе» (Студия исторических фильмов Владимира Бокуна). В конкурсе киношкол приз «Лучший фильм» получила работа студентки Белорусской государственной академии искусств Екатерины Ксёнц «Вверх тормашками» (мастер — Галина Адамович) за творческое воплощение темы становления личности в подростковом возрасте.

Почетную награду имени Святослава Бэлзы присудили фильму «Майя Плисецкая, которую мы не знали». Автор — Николай Ефимович, производство телеканала «БЕЛРОС» при участии Генерального продюсерского центра (г. Минск). В фильме использована редкая хроника, частное видео, эксклюзивные комментарии. Все это делает кино уникальным и неповторимым. Поздравляем коллег!

Фото автора

Заседание коллегий министерств природных ресурсов Беларуси и России провели в Минске. Что обсудили

Планы на будущее обсудили на 7-м совместном заседании коллегий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 20 kopiya

Заседание прошло под председательством министров белорусского и российского природоохранных ведомств — Сергея Масляка и Александра Козлова. Событие посвящено 25-летию подписания договора о создании Союзного государства Беларуси и России.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 36 kopiya

— На сегодняшнем заседании подведем итоги предыдущих встреч и наметим планы на будущее. Мы планируем охватить все возможные направления нашей деятельности: начиная от обращения с отходами и заканчивая ландшафтным геологическим разнообразием. Кроме того, белорусской стороной предложены два новых направления: гидрометеорологическая деятельность и государственная экологическая экспертиза, — поделился министр природных ресурсов и охраны окружающей среды С. Масляк.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 24 kopiya

По словам министра, отношения с российским природоохранным ведомством строятся как братские. Запретных тем для обсуждения у сторон не существует.

— Хотим выразить особую благодарность нашим российским коллегам. Мы активно работаем над всеми вопросами, которые интересуют обе стороны, стремясь находить общие решения и параллельно обмениваться опытом и новыми технологиями в этих областях. Мы принимаем к сведению достижения коллег в сфере цифровизации и рассчитываем на их поддержку, как они рассчитывают на нашу, — подчеркнул С. Масляк.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 31 kopiya

На мероприятии обсудили вопросы сотрудничества в области охраны и рационального использования трансграничных водоемов, сохранения биоразнообразия и развития сети охраняемых природных территорий. Также будут рассмотрены темы государственной экологической экспертизы, гидрометеорологии, мониторинга окружающей среды, геологии и недропользования, обращения с отходами производства и потребления.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 26 kopiya

— Одной из главных проблем, с которой мы сейчас сталкиваемся, является отказ мирового сообщества от сотрудничества в области экологии, что привело к отключению нас от экологического прогноза. Важно помнить, что экологическая и экономическая повестка взаимосвязаны. Россия и Беларусь имеют единые рынки, и благодаря общей работе и синхронному развитию мы можем оказать влияние на будущее экологии и предотвратить потенциальные негативные последствия. Сегодня мы стремимся подвести итоги совместного труда и обменяться новыми знаниями, которые получили в процессе работы, — отметил министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации А. Козлов.

22 11 2024politika zasedanie minprirody belarusi i rossii mozolevskij 28 kopiya

Фото Юрия Мозолевского