Колония для подростков, попрошайничество и забвение. Какой была судьба известного актера Петра Алейникова
«Ребятки, сейчас будет комедь!» Эту реплику произнес персонаж Петра Алейникова в фильме «Трактористы» (1939), когда актер находился в зените славы. Однако были в его жизни и черные полосы: колония для подростков, попрошайничество и забвение. О судьбе актера — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Из подворотни на бал
В 1990-е и начале 2000-х только ленивые журналисты не писали о похождениях в подпитии закадычных друзей — актеров Петра Алейникова и Бориса Андреева. Они то валили на землю киоски, то разбивали витрину в мебельном магазине и на выставочных кроватях укладывались спать. А когда наутро милиционеры доставляли их в отделение, там неразлучная парочка продолжала фестивалить. Например, однажды стражи порядка не смогли составить на них протокол, так как Борис махом выпил чернила из настольного письменного прибора в милицейском участке. Всё это забавно, но жизнь Алейникова состояла не только из кутежей и веселых похождений.
Родился Пётр Мартынович 12 июля 1914 года в деревне Кривель Могилевской губернии. В 10 лет мальчишка лишился отца. С матерью отношения не ладились, и парень ушел из дома, стал беспризорником. Попрошайничал, подворовывал. Фраза «Дядя, дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку» про него. Именно тогда зарождался образ авантюрного, ироничного смельчака, который актер всю жизнь использовал в своих ролях. А народу это нравилось. Персонаж-то до боли узнаваемый, выросший в подворотнях. Правда, в результате уличных приключений Петю поймали и направили в школу-интернат. Учеба давалась неплохо, но больше всего его тянуло в будку киномеханика, которому он помогал. После просмотра немых фильмов у парня зародилась мечта стать актером — и чем скорее, тем лучше. Алейников сам не заметил, как грезы о съемках в кино заставили его совершить побег и на крыше товарного поезда отправиться в Москву. Однако его поймали и определили в трудовую колонию. Там он записался в драмкружок, принимал активное участие в театральных постановках. А в 14 лет Петра перевели в Могилевскую коммуну имени 10-летия Октябрьской революции, где парень создал театральную студию и как умел ставил спектакли, привлекая к творчеству всё больше ровесников.
Старания не прошли даром. Снабдив Алейникова рекомендательным письмом, руководство коммуны направило его в ленинградский техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова. Там Петр влюбился в однокашницу Тамару Макарову. Ударом для парня стало то, что девушка встречалась с руководителем курса и вскоре собиралась за него замуж.
Заложник амплуа
Первую роль в кино Алейникову дал еще один наш земляк, уроженец Витебской губернии Фридрих Эрмлер. В 1932 году он снимал производственную драму «Встречный», приуроченную к 15-летию революции. Петр сыграл одного из рабочих в цеху, где, конечно же, есть вредитель, ярый противник советской власти, которого разоблачили проницательные старожилы завода!
Продолжая испытывать чувства к Макаровой, актер сторонился Герасимова, понимая, что шансов у него нет. Но режиссер и педагог сам нашел его и предложил роль в ленте, которая по иронии судьбы называлась «Люблю ли тебя?». Алейников хотел отказаться от работы, так как в картине снималась та, по ком он страдал. Находиться с ней на съемочной площадке актеру было тяжело. Герасимов настоял. Петр не смог совладать с движением своей души — в процессе съемок любовался недоступной красавицей. В то же время не мог признаться в чувствах. И запил. Да так, что режиссер отстранил его от роли. В картине остался лишь один эпизод с участием Алейникова.
Несмотря на срыв съемок и изгнание с площадки Петра, Сергей Аполлинариевич продолжал видеть в нем хорошего актера. Позвал его сыграть одного из главных героев в ленте «Семеро смелых», на которую постановщика вдохновили подвиги советских полярников. По сюжету комсомольцы отправляются в дальние края на зимовку. Поскольку тема пользовалась успехом, кино привлекло к себе внимание. Петр стал узнаваемым актером. Пришли заметные роли в таких фильмах, как «Истребители», «Трактористы», «Большая жизнь», «Конек-Горбунок». Интересно, что советские сценаристы тогда были далеки от американских клише драматургии. Но как-то по наитию, в любой компании или коллективе на экране, словно по голливудским стандартам, появлялись самый смелый и ответственный персонаж, его сомневающийся приятель, опытный и мудрствующий товарищ и, наконец, шутник, рубаха-парень. Этот образ режиссеры всегда доверяли именно Алейникову. Поговаривали, что он и не играл вовсе, а просто органично существовал в кадре, был самим собой.
До войны Петр Мартынович стал полновесной советской звездой. Женился на режиссере монтажа с «Ленфильма» Валентине Лебедевой. В 1938 году в семье родился сын Тарас, будущий кинооператор. В 1940-м на свет появился еще один отпрыск знаменитости — Николай.
Удар за ударом
По рассказам членов семьи, весной 1941-го актер с супругой и Тарасом уехали в киноэкспедицию в Ташкент, а годовалого сына оставили в Ленинграде на попечении бабушки. Отправились ведь ненадолго.
В июне началась Великая Отечественная. В Узбекистане Алейников принимал участие в работе над боевыми киносборниками и духоподъемными художественными фильмами. Очень скоро город на Неве оказался в блокаде. Благодаря самоотверженности бабушки Николай выжил. После снятия блокады в феврале 1944-го его привезли в Ташкент. Но здоровье малыша было подорвано тремя годами голода, и он скончался. Там же, в Ташкенте, в семье появилась дочь Арина, которая потом стала актрисой.
Победа стала многообещающим событием для всех. Однако у Петра началась черная полоса. В 1946-м вторую часть фильма «Большая жизнь» с его участием положили на полку. Лента вышла лишь в 1958 году. Попытка сменить амплуа завершилась провалом. Алейников сыграл Пушкина в картине «Глинка». Увидев его в образе Александра Сергеевича, зал повалился от хохота. Критики написали разгромные статьи в газетах. Последовали роли второго плана. А с 1950 по 1955 год актера вообще не снимали. Он ездил по всей стране на встречи со зрителями в попытках заработать, часто неофициально. В результате в газете «Советская культура» об Алейникове вышел обличительный материал «В обход закона». Все эти беды актер заливал сорокаградусной. Интересный факт: после смерти патологоанатомы отметили, что от алкоголя организм Петра не пострадал. Причина в том, что у него была физиологическая особенность: тот моментально и сильно пьянел от одной-двух рюмок водки. Поэтому на самом деле пил мало.
С середины 1950-х до самой смерти в 1965 году Алейникова звали сыграть лишь в эпизодах. Только в конце жизни уважавший его за былые заслуги постановщик Булат Мансуров пригласил Петра Мартыновича на «Туркменфильм» исполнить главную роль в картине «Утоление жажды». Премьера состоялась спустя два года после похорон актера на Новодевичьем кладбище! Другу без званий и регалий свой законный кладбищенский участок уступил народный артист СССР Борис Андреев. Вытребовал у чиновников право погребения Алейникова в месте, предназначенном для него самого.
Еще материалы рубрики:
За что в СССР минскую ГАИ ставили в пример другим
Человек энциклопедических знаний. Малоизвестные факты о Ефиме Шифрине и его творчестве
«Муля, не нервируй меня!» Почему Фаина Раневская презирала тех, кто говорит эту фразу
Трагедия семьи, мистика, ранняя слава, угроза тюремного заключения. Что мы знаем о Вайноне Райдер
Смотрите также: