1200 90

Концовку пришлось переделать из-за недовольства Хрущева. Как снимали фильм «Друг мой, Колька!..»

Изначально этот сюжет ставился на театральной сцене по пьесе Александра Хмелика. Как он пришел на большой экран, почему из картины вырезали песни Окуджавы, а Хрущев вместо путешествия по Кавказу отправил героев ленты в колхоз на сельхозработы — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

ee

О чем кино

Сюжет фильма построен на конфликте старшей пионервожатой Лидии Михайловны и вожатого одного из отрядов Сергея Руденко. Женщина пытается навязать детям формализм. Ее оппонент понимает: первичная пионерская организация, в которой процветают подхалимство и бюрократия, ничему не научит. Он хочет увлечь ребят живым делом — ремонтом грузовика. На нем одноклассники намерены отправиться в путешествие по Кавказу.

Проверено на зрителях

aleksandr hmelik

Александр Хмелик

В 1959 г. будущие режиссеры Александр Митта и Алексей Салтыков перешли на последний курс ВГИКа. Предстояло снять свои дипломные работы. Государство выделяло каждому новому специалисту бюджет и пленку из расчета на короткометражную картину. Молодые люди решили создать в соавторстве полнометражку. На «Ленфильме» им предложили готовый сценарий «Полосатый рейс» по произведению Виктора Конецкого. Однако руководство студии вовремя опомнилось, посчитав, что это технически сложная лента для дебютантов.

Так совпало, что в этот период при «Мосфильме» открыли объединение детского кино, которое возглавил режиссер Александр Птушко. Он предложил молодым соавторам экранизировать пьесу Александра Хмелика «Друг мой, Колька!..». Тем более что ее уже проверили на зрителе. Спектакль в постановке Анатолия Эфроса с успехом шел на сцене Центрального детского театра. Побывав на нем, Митта и Салтыков вышли из зала с уверенностью: они будут снимать ленту. Опытный драматург Сергей Ермолинский помог Хмелику переформатировать пьесу в киносценарий.

В качестве автора песен для фильма пригласили Булата Окуджаву, выбрав его хиты «Последний троллейбус», «Ленька Королев». Бард должен был написать еще одну пионерскую мелодию для картины, названную «Веселый барабанщик».

Михалков в массовке

Соавторы решили пойти проторенным путем: взять актеров из спектакля Эфроса. Например, на роль пионервожатой Лидии Михайловны утвердили Антонину Дмитриеву. Но редакторы забраковали ее пробы: актриса вела себя в кадре слишком эмоционально, как в театре. А кино не терпит излишней патетики. Тогда постановщики объяснили артистке, что надо поубавить пыл. В итоге роль ей досталась. Еще из спектакля перекочевали Виталий Ованесов (сыграл председателя совета дружины) и Людмила Чернышева (роль председателя родительского комитета).

aleksandr mitte

Александр Митта

Не обошлось без Бориса Новикова, чьей крылатой фразой стало выражение «Загремим под фанфары!» из фильма «Тени исчезают в полдень». В этой картине он сыграл секретаря комсомольской организации автобазы. Кстати, актер бывал в Минске, снялся в знаковых белорусских лентах: «Расписание на послезавтра» (1978), «Белые росы» (1983).

Уже известный тогда Анатолий Кузнецов перевоплотился в отрядного пионервожатого, борющегося за правду. А Савелий Крамаров — в хулигана Пимена. Именно в этой картине он продемонстрировал комическую сторону своего таланта, имел успех, который обернулся для него трагедией: никаких иных граней режиссеры в нем видеть потом не хотели.

Снялся в эпизоде и Юрий Никулин. Запомнился репликой: «Мне к пионерам нельзя. Я курящий».

На роли школьников сначала позвали студентов театральных вузов. Однако экран показал: невзирая на разницу в возрасте в несколько лет, студент и школьник 9-го класса — разные по психофизике люди. Тогда объявили набор в театральных кружках Москвы. На «Мосфильм» явились тысячи подростков. Их разбили на группы.

С каждой из них беседовали ассистенты постановщиков. В итоге отобрали 40 человек. К ним вышли Митта и Салтыков и попросили придумать, что могут делать школьники на скучном пионерском собрании. Многое из предложенного ребятами отправилось в картину. Например, забава, когда пытаются удержать спичку на ресницах.

На главную роль Коли Снегирева прошел пробы 14-летний Никита Михалков, но его не утвердили. Он лишь мелькнул в массовке.

Снегирева сыграл Саша Кобозев. Его мать была против актерства, однако юноше платили хорошие деньги — 1 000 дореформенных рублей в месяц, которые год спустя превратились в 100 советских рублей. Тем не менее это отличная сумма. Оклад молодого актера в театре в те времена составлял 75 рублей новыми. Позже Тарковский звал его сниматься в «Иваново детство». Парень отказался. Он окончил институт культуры, работал на телевидении.

Анна Родионова, исполнившая роль Маши Канарейкиной, стала кинодраматургом. «Карнавал» и «Школьный вальс» — ленты по ее сценариям.

maxresdefault 1

Казарменное положение

Сперва картину снимали в Москве. Мы можем увидеть улицы столицы СССР образца 1960-го во всей красе. События в интерьерах запечатлели в одной из школ. Чтобы не приходилось искать подростков каждое утро, их перевели на своего рода казарменное положение. Ночевали они на раскладушках в спортзале. Их кормили три раза в день. Даже наняли учителей, чтобы юные артисты не отстали от школьной программы. Поскольку все подростки были москвичами, родители недоумевали, к чему такая мобилизация. На деле постановщики хотели, чтобы дети притерлись друг к другу, а класс, в котором они учатся вместе много лет, выглядел органично в актерском ансамбле.

Начальство запретило использовать песни Окуджавы. В ленте оставили лишь напев «Веселый барабанщик». Правда, сказали, поскольку бард не член Союза композиторов СССР, текст его оставят, а музыку должен написать кто-то другой. Режиссеры договорились с маэстро Львом Шварцем, что он формально поучаствует в процессе. Он все понял, подключился к делу, изменил в мелодии Окуджавы одну ноту, а полученный гонорар передал подлинному автору.

В первой версии фильм завершался так: класс едет отдыхать на Кавказ. Там Снегирев стоит на фоне моря на валуне, его галстук реет на ветру. В Ялте, куда отправились запечатлеть кавказские сцены, стояла безветренная погода. Использовали огромные ветродуи. Они много дублей подряд сдували парня с валуна, и сцена не получалась. Тогда рабочих попросили держать его за ноги, а снимали только верхнюю часть силуэта.

Посмотрев кино, Хрущев сказал, что школьники должны ехать не на море, а в колхоз на сельхозработы. Пришлось финал переснять.

По словам А. Митты, эта лента самая яркая в его жизни, так как после премьерного показа в мае 1961 г. единственный раз за всю его карьеру зрители встали и 20 минут аплодировали.

Еще материалы рубрики:

Конфликты с Гурченко и кордебалет на траве. Как снимался фильм «Небесные ласточки»

Благодаря этой картине Вельяминов, никогда не снимавшийся в кино, в одночасье стал звездой

Разрешение на прокат фильма дала сама Фурцева. Как снимали «Когда деревья были большими»

Как смерть танцора вдохновила сценаристов на создание фильма «Зимний вечер в Гаграх»

А после репетиций – в футбол. Как снимали фильм «Обломов»

Смотрите также:

Обновленный ТД «На Немиге» и открытие нового ТЦ в Минске, начало новогодних скидок в универмагахОбновленный ТД «На Немиге» и открытие нового ТЦ в Минске, начало новогодних скидок в универмагах
Минский курьер. Обзор событий столицы с 20 по 26 ноябряМинский курьер. Обзор событий столицы с 20 по 26 ноября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От -7 °С до +2 °С будет в Беларуси 23 ноября, местами обещают снег

В республике температура воздуха ночью 23 ноября составит от -7 °С по северо-западу до +1 °С по юго-востоку, днем — -3 … +2 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

apd 2500 1

В субботу местами по стране, а ночью на большей части Гомельской и Могилёвской областей ожидается снег, в том числе мокрый. По востоку этих регионов — сильный снег. В ночные и утренние часы местами прогнозируются налипание мокрого снега и слабый гололед. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Не исключен порывистый ветер.

В Бресте в светлое время суток будет 0… +2 °С, в Гомеле — до +1 °С. В Гродно, Могилёве и Витебске будет -1… +1 °С, в Минске — 0… -2 °С.

Среди лауреатов XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» фильмы минских режиссеров

В Сочи завершился XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» им. Владимира Меньшова. На конкурсы форума поступило около 600 работ из 50 стран. В этой конкурентной среде, по мнению жюри пяти профессиональных конкурсов, отмечены белорусские работы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 22 21 43 45

В номинации «Документальный проект» приза «Новый взгляд» удостоен фильм Екатерины Шаромет о художнике-мультипликаторе, создавшем образы Крокодила Гены, Чебурашки, Снежной королевы и многих других персонажей. Это «Леонид Шварцман. Сказка о мальчике и старом городе» (Студия исторических фильмов Владимира Бокуна). В конкурсе киношкол приз «Лучший фильм» получила работа студентки Белорусской государственной академии искусств Екатерины Ксёнц «Вверх тормашками» (мастер — Галина Адамович) за творческое воплощение темы становления личности в подростковом возрасте.

Почетную награду имени Святослава Бэлзы присудили фильму «Майя Плисецкая, которую мы не знали». Автор — Николай Ефимович, производство телеканала «БЕЛРОС» при участии Генерального продюсерского центра (г. Минск). В фильме использована редкая хроника, частное видео, эксклюзивные комментарии. Все это делает кино уникальным и неповторимым. Поздравляем коллег!

Фото автора