1200 90

Конфликт Черчилля с королем, «Прожектор перестройки», открытие Нацбиблиотеки. Этот день в истории: 16 июня

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 16 июня в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1942 год. В Германии проводится акция по сбору старых вещей для нужд фронта и тыла

vov 02

Как сообщило в этот день Совинформбюро со ссылкой на Берлинское радио, гитлеровцы подвели итоги объявленной ими с начала месяца кампании, проходившей под лозунгом «Отдай все, что имеешь!», и они оказались неутешительными. Ограбленное фашистами население Германии всячески бойкотировало эту инициативу.

Власти продлили акцию до 21 июля. Но теперь в ряде городов страны сбор вещей был возложен на специальные отряды эсэсовцев, и дело пошло быстрее. Эсэсовские вояки уже не призывали и не уговаривали, они бесцеремонно врывались в квартиры соотечественников и насильно отбирали у них старые вещи или вещи, которые считали таковыми.

1944 год. Английский король Георг VI прибывает в Нормандию, чтобы поздравить войска с успешной операцией по высадке на побережье

bez imeni 1

Фотограф запечатлел короля, пожимающего руку главнокомандующему сухопутными войсками союзников в Европе британскому генералу Монтгомери. Войска встречали Георга с энтузиазмом, но у самого монарха был тяжелый осадок на сердце и глубокая обида на премьер-министра Уинстона Черчилля, опередившего его с этой миссией на несколько дней.

В преддверии высадки союзных войск в Нормандии король и премьер поссорились из-за того, кому из них следует вести войска в бой. О подробностях конфликта, изучив исторические документы и переписку первых лиц, уже в наши дни рассказало британское издание «Дэйли Мейл».

Как пишет газета, беспрецедентный в истории скандал между монархом и его первым министром чуть ли не угрожал сорвать запланированную на 6 июня секретную операцию «Оверлод» по высадке союзников на пляжи Нормандии, что вызвало тревогу у генералов, адмиралов и других высших руководителей. Спор о том, кто первым должен ступить на территорию удерживаемой врагом северной Франции – король или премьер-министр, простолюдин, – длился несколько дней.

30 мая король пригласил Черчилля на обед в Букингемский дворец. Там-то премьер и сообщил о своем намерении наблюдать за десантированием союзников с мостика линкора Королевского флота и, если все пройдет хорошо, сойти на берег и пообщаться с войсками. Но король собирался сделать то же самое! Приближенные были в шоке: что, если король и премьер отправятся в это пекло оба. Они холодели при мысли, что немецкий снаряд может отправить флагманский линкор на дно Ла-Манша и осиротить империю. С большим трудом короля убедили в том, что его присутствие на борту флагмана окажет парализующий эффект на несчастного капитана, которому предстоит вести бой. То же самое относилось и к Черчиллю. Но премьер пропустил эти доводы мимо ушей.

Король написал Черчиллю письмо, в котором попросил его держаться в стороне от активных боевых действий. Тот не ответил. Во время совещания, на котором они оба присутствовали, монарх вернулся к вопросу, но Черчилль вновь попытался соскочить с темы. Тогда Георг поставил вопрос ребром и напомнил премьеру, что по конституции тот не имеет права покинуть страну без разрешения своего государя. В ответ Черчилль лишь пыхтел и скрипел зубами. Той же ночью разгневанный монарх отправил премьеру еще одно письмо: «Я хочу еще раз обратиться к вам с призывом не выходить в море в день «Д». Пожалуйста, учтите мою позицию».

Черчилль был вынужден подчиниться. Однако уже 12 июня оказался в Нормандии и поздравлял войска с успехом. Он прекрасно знал о намерении Георга сделать это первым, но, дерзко проигнорировав волю короля, опередил его на четыре дня. Войска встречали их обоих с одинаковым энтузиазмом, но по дороге домой Георг с горечью говорил о том, как его перехитрили.

«Конец войны был близок, и их личная игра в превосходство отошла на второй план, – пишет «Дэйли Мейл». – Вместе эти двое мужчин, снова друзья, стояли на балконе Букингемского дворца, когда был объявлен мир. Но это оставило после себя интересный конституционный вопрос: кто, в конце концов, обладает большей властью: король или премьер-министр?»

1979 год. После пятого инсульта умирает писатель-фронтовик Лазарь Лагин, автор повести-сказки «Старик Хоттабыч»

scale 1200 8

Несмотря на слабое здоровье, он много работал до последних дней. В том числе простым корреспондентом журнала «Крокодил».

Любопытно, что сам Лагин считал себя ленивым. В былые времена даже просил запирать его в комнате на ключ – дабы не расслабляться. Просил оставлять только пишущую машинку, трубку и… конфеты. Был страшным сладкоежкой, без конфет ему не сочинялось.

Его настоящая фамилия Гинзбург. Он появился на свет в 1903 г., в Витебске, в традиционной еврейской семье. Отец – Иосиф Файвелевич, работал плотогоном на момент рождения первенца. Лазарем мальчика назвали в честь деда по материнской линии. Спустя год семья переехала в Минск. Здесь у Ханны Лазаревны и ее мужа родились еще четверо детей. В Минске отец открыл торговлю скобяными товарами.

Семья жила небогато. По воспоминаниям Лагина, праздничным блюдом в доме считались драники. Изредка удавалось достать квашеную капусту.

До 13 лет Лазарь посещал в Минске хедер – религиозную школу при синагоге. Он хорошо знал не только русский и белорусский языки, но и иврит. Затем поступил в Высшее начальное училище, где не было гимназического уровня преподавания, но давались базовые представления о точных и гуманитарных науках.

В 15 лет он записался добровольцем на фронт, и отправился воевать с «белыми». По завершении Гражданской войны Гинзбурга назначили ответственным за работу молодежной организации в Белоруссии. В 1922 г. в местных газетах появляются первые литературные заметки и стихи молодого автора. Уже под псевдонимом Лагин.

Есть две версии происхождения псевдонима, хотя не исключено, что верны обе. Одни биографы предполагают, что в основу псевдонима легли первые слоги имени и фамилии литератора – Лазарь Гинзбург. Другие связывают его появление с любовной драмой. Якобы Лазарь был влюблен в девушку Галину, а после расставания с ней взял анаграмму имени своего романтического увлечения вместо фамилии.

Вообще, в личной жизни Лагин не был счастлив. В 1940 г. он женился на общепризнанной столичной красавице Татьяне Васильевой, фотокорреспонденте АП «Новости». Она бросила его вместе с пятилетней дочерью и ушла к пресс-атташе посольства в Югославии, с которым укатила за рубеж. В 1948 г. Васильева вернулась в СССР, вновь вышла замуж – за четырежды лауреата Сталинской премии Николая Вирту, и забрала у Лагина дочь. Как только дочери исполнилось 16 лет, она тут же вернулась к отцу. Васильева развелась и с Виртом, и до конца дней ее обеспечивал Лагин.

В годы Великой Отечественной писатель работал в газете «Красный черноморец», участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. Войну окончил в Румынии в составе Дунайской флотилии.

В послевоенный период Лагин написал ряд заметных для своего времени фантастических произведений, среди которых «Патент АВ» (1947–1948), «Остров разочарования» (1951), «Атавия Проксима» (1956), «Съеденный архипелаг» (1956), «Майор Велл Эндъю» (1962), «Белокурая бестия» (1963). Последнее произведение Лагина — роман «Голубой человек» (1957—1964), молодой герой которого случайно совершает путешествие во времени. Оказавшись в царской России, он знакомится с Лениным и принимает участие в революционной борьбе.

Однако наибольшую известность Лагин получил благодаря «Старику Хоттабычу», экранизированному в 1957 г. Киносказку о пионере, нашедшем в реке кувшин и выпустившем оттуда джина, с восторгом смотрело не одно поколение советских школьников.

Еще в 1953 г. Лагина выдвинули на Сталинскую премию. Но «отец народов» умер, и премирование отменили.

В поздние годы Лазарь Иосифович много занимался продвижением молодых авторов-фантастов. Благодаря его стараниям увидела свет первая повесть Стругацких «Страна багровых туч».

1989 год. На Центральном телевидении в последний раз выходит информационно-аналитическая программа «Прожектор перестройки»

008

Передача была создана в период гласности и предназначалась для освещения и критики проводимых в стране реформ. Премьера состоялась 3 августа 1987 г. Первым ведущим был политический обозреватель ЦТ Александр Тихомиров.

На протяжении почти трех лет выпуски «Прожектора перестройки» длительностью 10—15 минут выходили в эфир сразу после главной информационной программы страны «Время». В редакцию приходили мешки писем. Отбирали наиболее интересные и снимали по ним сюжеты. Недостатки критиковали, невзирая на лица. Реакция властей на резонансные темы следовала незамедлительно. Могли снять директора предприятия и даже секретарей обкомов.

Но 16 июня 1989 г., не выдержав конкуренции с прямыми телетрансляциями с I съезда народных депутатов СССР, которые превратились в настоящее шоу, «прожектор» угас. Поэт и актер Сергей Плотов откликнулся стихотворением:

Как мы скакали, чуть не до небес,
Что жить пришлось в момент неповторимый.
Как ликовали, что пошел процесс.
Не шел, не шел, а тут пошел, родимый!
Ты помнишь, как кружилась голова
И ускоренье нас срывало с койки?
Мы мчались к телевизорам, едва
В них вспыхивал «Прожектор перестройки».
И ретрограды прятались в кустах,
Напуганные смелым рок-концертом.
И долгожданный приходил консенсус,
И гласность расцветала на местах!..
«Прожектор перестройки» мир не спас.
Но можем мы – свидетели почина,
Вздыхать теперь, кусая зубочистку:
«Какой светильник мышленья угас!»

2006 год. В Минске торжественно открывают новое здание Национальной библиотеки Беларуси

01 03 2024 minsk naczionalnaya biblioteka belarusi foto aleksandr morunov 00006

Проект нового здания Государственной библиотеки БССР в форме ромбокубооктаэдра был разработан архитекторами М. К. Виноградовым и В. В. Крамаренко еще в конце 1980-х и в 1989 г. стал победителем на всесоюзном конкурсе. Однако воплотить его в жизнь удалось лишь спустя более чем 15 лет.

Строительство началось 2 ноября 2002 г. недалеко от станции метро «Восток». В возведении столичного «алмаза» принимали участие около 5 тысяч специалистов.

Как подчеркнул на церемонии открытия Президент Беларуси Александр Лукашенко, уникальное по своему архитектурному и инженерному решению здание построено в максимально сжатые сроки: чуть более трех лет вместо первоначально предусмотренных шести. «И все это время работа, в которой приняли участие более 130 организаций из разных регионов страны, не прекращалась ни на минуту. В любую погоду днем и ночью мы строили этот храм знаний», – заявил белорусский лидер.

Он отметил, что средства для стройки выделялись из республиканского и местных бюджетов всех областей и города Минска. Сюда направлялись деньги, заработанные на субботниках. Президент сам дважды трудился на субботниках на строительстве библиотеки. Многие жители Беларуси пожертвовали на благое дело свои сбережения.

А. Лукашенко вручил символический ключ от Национальной библиотеки ее директору Роману Мотульскому и перерезал ленточку на центральном входе здания. А самому Президенту вручили читательский билет № 1.

Затем Глава государства ознакомился с библиотекой – материально-технической базой и художественным оформлением. Посетил читальный зал периодических изданий, общий читальный зал, зоны оперативного информирования, каталогов. Побывал на смотровой площадке на крыше здания на отметке 72 м. Завершая осмотр, сделал запись в Книге почетных гостей.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.