«Король эпизода» Крамаров и премьера фильма «Белые Росы. Возвращение». Этот день в истории: 13 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 13 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
54 год. Умирает от отравления римский император Клавдий
Его предшественником на троне был Калигула, а последователем — Нерон.
Заговор против Калигулы возник, когда поведение императора стало неадекватным: он объявил себя богом, пытался воевать с Юпитером и Нептуном, подвергал публичным унижениям приближенных и Сенат. Сразу же после убийства Калигулы сенаторы призвали восстановить республику, однако сторонники империи возвели на трон 51-летнего Клавдия, единственного совершеннолетнего представителя рода Юлиев — Клавдиев, племянника предыдущего императора Тиберия.
Можно сказать, что Клавдий пришел к власти случайно, его никто и никогда не готовил к исполнению им обязанностей правителя и даже собственная мать считала умственно неполноценным. Однако, придя к власти, он показал себя государственным деятелем и искусным политиком. Занятия историей и риторикой в детстве и юности, общение с выдающимися умами того времени не прошли даром, а опыт предыдущих правителей был Клавдием осмыслен и взят на вооружение. За время своего правления он укрепил императорскую власть, выиграл несколько военных кампаний и существенно расширил границы Римской империи. Он также вел обширное строительство: перестроил порт, соорудил водопровод. Клавдий стал вторым после Августа правителем, который после смерти был обожествлен.
А вот личную жизнь Клавдия счастливой не назовешь. В детстве он не знал ни родительской любви, ни сострадания. Предыдущий император Калигула приблизил повзрослевшего Клавдия к себе лишь затем, чтобы сделать мишенью для своих издевательств. Не повезло Клавдию и с женами. У него последовательно было их четыре. И ни одна не отличалась добродетелью.
В браке с первой женой Ургуланиллой ему довелось пережить тяжелую утрату — в результате трагической случайности умер их первенец, 10-летний Клавдий Друз. Играя, мальчик подбрасывал вверх грушу и ловил ее ртом, груша проскочила в горло, перекрыв дыхательные пути. К моменту рождения дочери супруги давно не жили вместе, и Клавдий не признал дочь, обвинив супругу в распутстве.
Особенно же прославилась распутством его третья жена — Мессалина. Но в могилу свела четвертая — Агриппина. Именно она подала супругу порцию отравленных грибов, а в грибах и ядах Клавдий разбирался еще меньше, чем в женщинах.
Агриппина отравила мужа для того, чтобы возвести на трон своего сына Нерона, который не был Клавдию родным. В итоге родной сын отравленного императора Британник остался не у дел. Взошедший на трон Нерон оказался еще тем фруктом! Он прославился жестокостью и коварством, а в числе его жертв оказалась даже собственная мать, та самая отравительница Агриппина: ее убили по приказу сына.
1884 год. Утверждено место прохождения нулевого меридиана по Гринвичу
До конца ХIХ века в мире не существовало единой системы координат, что существенно затрудняло навигацию на море и порой приводило к кораблекрушениям. Кроме того, серьезное неудобство, особенно для путешественников, было в том, что в каждой стране существовало свое время.
Необходимость утвердить место прохождения нулевого меридиана — воображаемой линии, соединяющей северный и южный полюса Земли, служащей началом отсчета географической долготы и являющейся меридианом нулевого часового пояса — обсудили на Международном географическом конгрессе в Вене в 1881 г. Спустя два года в Риме разработали технические детали соглашения. И наконец, в октябре 1884-го на конференции в Вашингтоне, которая вошла в историю под названием меридианной, представители 25 стран мира выбрали в качестве нулевого меридиан, проходящий через лондонский район Гринвич.
К слову, предлагались и другие варианты — меридианы, проходящие через Парижскую обсерваторию, Азорские острова, Берингов пролив и меридиан Ферро. За Гринвичский меридиан проголосовали 22 участника конференции, представители Доминиканской Республики высказались против, а Франции и Бразилии — воздержались.
1899 год. В деревне Середнево Ярославской губернии родился Алексей Сурков, поэт-фронтовик, журналист и переводчик
Многие его стихи стали популярными песнями: «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Конармейская», «Песня смелых», «Марш защитников Москвы»…
Одна из самых популярных его песен «В землянке», начинающаяся словами «Бьется в тесной печурке огонь…», родилась из письма, которое поэт написал с фронта жене в конце ноября 1941 г. Это были шестнадцать, что называется, «домашних» стихотворных строк, которые Сурков не собирался публиковать. Они так и остались бы частью письма, если бы в феврале 1942 г. в фронтовую редакцию не пришел композитор Константин Листов и не попросил дать ему «что-нибудь, на что можно написать песню». И Сурков вспомнил о своем письме. Так и родилась песня «В землянке».
Песня быстро распространилась по всем фронтам — от Севастополя до Ленинграда. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки «…до тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» — упадочнические, разоружающие. Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но Суркову было жаль менять слова — они очень точно передавали то, что было пережито, перечувствовано в бою, да и портить песню было поздно, ее уже пели солдаты. А, как известно, из песни слова не выкинешь.
О том, что с песней что-то там «мудрят», дознались воюющие люди. В армейском архиве Суркова сохранилось письмо, подписанное шестью гвардейцами-танкистами. Сказав доброе слово по адресу песни и ее авторов, танкисты писали, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти — четыре шага». Гвардейцы высказали едкое пожелание: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».
Стихи Суркова переведены на десятки языков. По определению немецкого слависта Вольфганга Казака, они «проникнутые ненавистью, гневом и болью, с их естественностью, доходчивостью и мужественностью, выгодно отличаются от общей массы тогдашних произведений с их пустой патетикой».
Сурков также писал статьи, очерки, публицистику и, помимо создания собственных произведений, переводил стихи Мао Цзэдуна, Янки Купалы, Тараса Шевченко и других поэтов.
1934 год. В Бауманском районе Москвы в еврейской семье родился актер Савелий Крамаров
Он был сыном успешного адвоката, мама могла позволить себе не работать. Когда Савику исполнилось четыре года, он вдруг стал сыном «врага народа» и все переменилось в их жизни. Мать вынуждена была развестись с осужденным мужем, чтобы устроиться хоть на какую-то работу и вырастить двоих детей. Савик безумно ее любил. «Мой сын будет киноактером», — упрямо говорила она. А взрослые с сочувствием смотрели на невзрачного косоглазого мальчика.
Когда Савику было 16 лет, мама сгорела от рака. Через год в далеком Туруханске повесился арестованный повторно отец. Осиротевших детей родственники не оставили, хотя, конечно, согреть материнской любовью не могли. Савика взял на попечение дядя по матери, а его старшая сестра Татьяна переехала к дяде по линии отца во Львов.
Окончив школу, Крамаров бросился реализовывать мечту — подал документы в театральный. Но его не приняли. Со своей анкетой идти по стопам отца на юридический нечего было и пытаться. И он подался в лесотехнический институт учиться на озеленителя. Окончив вуз, работал по специальности и упорно рассылал по киностудиям свои фото. Парня с физиономией, «похожей на противогаз» (такое определение своему лицу дал сам актер), стали приглашать на небольшие роли. А настоящий успех пришел после фильма «Неуловимые мстители», фраза его героя «А вдоль дороги мертвые с косами стоять… И — тишина!» стала крылатой. Картина вышла на экраны в 1966 г, а в следующем его пригласили на работу в Театр миниатюр.
Из сорока с лишним фильмов Крамаров любил лишь несколько. В конце жизни он просил указать их в бронзовой книге на своем надгробии: «Друг мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Двенадцать стульев», «Джентльмены удачи», «Не может быть», «Большая перемена». Но зрители наверняка продолжили бы этот список, обязательно включив в него, например, роль преданного царю дьяка Феди из бессмертной гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Именно в этом киношедевре герой Крамарова произнес тривиальное: «Не вели казнить!» и обессмертил славу заморской баклажанной икры.
Даже совсем крохотные сценки с участием Крамарова становились украшением любой картины и запоминались. Взять хотя бы мимолетное появление его в «Мимино», в эпизоде у здания суда, в котором проходил процесс над Мимино. Герой Фрунзика Мкртчяна обращается к персонажу Крамарова, который стоит рядом с милиционерами:
— Слушай, друг, у тебя хорошие глаза, сразу видно, что ты хороший человек. Там хороший парень погибает, помоги.
— Извини, генацвале, — оборачиваясь, кричит в ответ герой Крамарова, которого милиционеры уже ведут под руки к «воронку», — лет через пять помогу!
Так заразительно смешно и обаятельно, как улыбался Крамаров, редко кому удавалось в кино, даже в Голливуде. По словам Олега Видова, сыгравшего таксиста в «Джентльменах удачи», эта роль была мучительно тяжелой для него. Глядя на Крамарова, сидевшего на пассажирском кресле справа и говорившего свой текст, Видов не мог удержаться от смеха. Режиссер командовал: «Повернись и говори с человеком!» А Видов не мог. И у него, и у всех остальных на съемочной площадке от смеха слезы катились из глаз.
«Не могу я на Крамарова смотреть! Давайте я буду смотреть вперед и разговаривать!» — взмолился Видов. Так эта сцена и была заснята. И получилась ужасно смешной. Помните: «Вот пальма, а вот — мужик в пиджаке…»
В начале 1980-х гг. Крамаров эмигрировал в США, где излечил свое косоглазие, придававшее ему неповторимый облик, и продолжил кинокарьеру, снимаясь у известных американских кинорежиссеров.
Он бы уехал еще раньше, но не получалось. Когда в 1970-х актер подал документы на эмиграцию, на воссоединение с дядей из Львова, жившим в Израиле, ему отказали под предлогом, что дядя не считается близким родственником. Но дело было совсем в другом. После отъезда Крамарова Госкино пришлось бы снять с проката 34 фильма с его участием — огромные деньги!
Когда же он все же уехал, был распущен слух, будто Крамаров бросил искусство и укатил к богатому дядюшке в Израиль. Актер горько усмехался: «Ну, да, конечно, богатый дядюшка… Пенсионер… Если удастся заехать к нему, постараюсь помочь хоть чем-то».
Савелия Викторовича не стало 6 июня 1995 г. Он скончался на 61-м году жизни в одной из клиник Сан-Франциско от повторного инсульта и был похоронен на местном еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности».
2014 год. Премьера фильма «Белые Росы. Возвращение» в минском кинотеатре «Октябрь»
У касс столичного кинотеатра люди пытались купить лишний билетик. Уже давно не было со стороны зрителей такого пристального внимания к белорусскому фильму.
Перед началом показа министр культуры Борис Светлов отметил, что «Белые Росы. Возвращение» — картина, которая продолжает тему системы ценностей, заложенной «Белыми росами» Игоря Добролюбова. «Фильм позволяет зрителю сравнить по прошествии трех десятков лет, насколько мы изменились, продвинулись ли по пути цивилизации, не потеряли ли самого дорогого, что, по сути, дает нам право называться людьми».
В свою очередь драматург Алексей Дударев, автор «Белых рос» и «Белых Рос. Возвращение», предупредил зрителей, что они увидят не продолжение добролюбовского фильма, а новую, самостоятельную работу режиссера Александры Бутор, создавшую картину, в той же степени проникнутую чувствами: верой, надеждой, любовью.
Главные роли в картине сыграли народный артист Литвы Юозас Будрайтис, актер Национального академического театра им. Я. Купалы народный артист Беларуси Виктор Манаев, народная артистка России Ирина Ковриго-Егорова, снимавшаяся и в первом фильме. Кроме нее, из прежнего актерского состава в «Возвращении» после долгого творческого перерыва снялся народный артист РСФСР Николай Караченцов. Он был одним из самых долгожданных гостей кинопремьеры. На минскую презентацию фильма он приехал с женой Людмилой Поргиной.
С 16 октября фильм «Белые Росы. Возвращение» пошел в широкий прокат. Ни по сборам, ни по степени народной любви ему и близко не удалось приблизиться к легендарной ленте И. Добролюбова, которая в год выхода, в 1984-м, собрала 36,1 млн зрителей и была признана журналом «Советский экран» лучшей комедией года.