«Криминальная Россия» ХХ века: как жил и работал сыщик Аркадий Кошко
«Чем страннее случай, тем меньше в нем оказывается таинственного». Именно этим выводом Шерлока Холмса пользовался в расследованиях наш земляк, начальник уголовно-сыскной полиции Российской империи Аркадий Кошко. Подробнее о его жизни, необычных делах и о том, как раскрывали преступления сыщики минувшего века, – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Серия убийств
В последние годы зрители сетуют: фантазия киносценаристов оскудела. Продюсеры забывают, что лучшие сюжеты драматургам всегда подсказывает жизнь. Например, криминалист и сыщик Аркадий Францевич Кошко, находясь в эмиграции после революции, написал и издал сборник об отдельных любопытных уголовных делах. После его смерти наследники опубликовали еще два тома этого цикла.
В 1990-е по мотивам произведений Кошко попытались снять фильм. Ленту мало кто помнит. Самое время вернуться к историям, с которыми Аркадия Францевича столкнула жизнь. Тем более он наш земляк.
Аркадий Кошко родился в январе 1867-го в имении Брожка Бобруйского района Могилевской губернии. В 17 лет, следуя примеру старшего брата Ивана, поступил в Казанское пехотное юнкерское училище. Окончив его, служил недолго. Армейская муштра была ему не по душе. Получив звание поручика, Аркадий подал прошение об отставке. Из-за увлечения детективными романами решил попробовать себя на службе в полиции. В Санкт-Петербурге представлялось затруднительным получить такую работу без опыта. В 1894 году он с семьей переехал в Ригу и стал помощником пристава. В этот период по городу прокатилась волна жестоких убийств. В центре расправились с гимназистом Детерсом, сыном богатого купца. Юноше выбили глаз, нанесли множество ножевых ран. В ротовой полости погибшего нашли фалангу мизинца одного из преступников. Парень сопротивлялся до последнего. Очень скоро в подворотне нашли труп рецидивиста Ульпэ.
С признаками такого же почерка расправились с дворником и извозчиком в том же центральном районе. У Кошко имелась единственная зацепка — портсигар гимназиста с гравировкой в виде змейки, которого при нем не нашли. Агентов разослали по всем ломбардам. В одном из них приемщик поведал: портсигар приносила полная светловолосая женщина. Она оказалась бывшей возлюбленной Ульпэ. От дамочки сыщики узнали, что ее экс-сожитель состоял в банде грабителя Озолиньша, который заподозрил приятеля в доносительстве и расправился с ним. Что касается студента и остальных жертв, это были разбои и пьяное хулиганство.
Выяснилось следующее: дед преступника живет за городом, там торгует галантереей и тканями. Аркадий с помощником оделись по случаю, направились к старику, представившись скупщиками шерсти. Поскольку заказ заявили большой, хозяин предложил гостям переночевать. Ранним утром Кошко увидел, что внучка торговца направилась в лес с корзинкой, и проследил за ней.
Обнаружил: Озолиньш построил в лесу землянку наподобие бункера, в которой и обитал. Мужчину арестовали, приговорили к пожизненной каторге, однако спустя четыре года он бежал из Сибири. Прибыв в Ригу, зарубил топором сдавшую его подружку Ульпэ. Душегуба поймали и казнили.
Хитроумный план
После нескольких десятков раскрытых убийств Кошко назначили начальником сыскной полиции Риги, а спустя пять лет он стал помощником начальника Петербургского сыскного отделения. В феврале 1908 года наш земляк возглавил Московскую сыскную полицию. Аркадий Францевич ввел практику создания широкой агентурной сети, организовал контрразведку в связи с коррупцией в рядах полицейских. Кроме того, именно при нем в Москве появилась фотографическая, антропометрическая и дактилоскопическая экспертиза по существовавшему в то время последнему слову техники. Создана картотека преступников. Однако находились умельцы, пытавшиеся обойти уловки полиции.
Однажды в кабинет Кошко заявился подвыпивший молодой мужчина и рассказал, что поступил на службу к состоятельному человеку. Отправился с ним в командировку в Киев. Наниматель был любезным, даже подарил ему свой шикарный дорогой костюм. А ночью в гостиничном номере парень проснулся от пристального взгляда хозяина, нависшего над ним, и притворился спящим. Тот достал из сумки большой нож мясника и начал приближаться к кровати. Юноша успел вскочить, схватить брюки и выбежать из номера. Вскоре он оказался в поезде, двигался в направлении Москвы. В деле было много неясного. Сыщик условился с посетителем о новой встрече, так как подозревал: рассказ визитера — плод пьяных фантазий. Но заявитель не пришел в назначенный день. Зато Кошко телеграфировали, что в одной из гостиниц уже не Киева, а города на Неве обнаружили обезображенное тело молодого человека без головы, вероятно, студента, в дорогом костюме редкого покроя. Убийца отрезал щеки, выколол глаза жертве. Покойного оказалось сложно идентифицировать. Интуиция подсказала детективу, что киевский случай как-то связан с этим преступлением, просто злоумышленник не смог довести задуманное до конца. Следователи обратились к лучшим швейникам, и они указали: костюм на убитом — работа портного Жака. Тот не стал скрывать фактов: вещь пошил для инженера Андрея Гилевича. Кошко был уверен, что труп не его. Но мать и брат на опознании в морге подтвердили: тело именно его.
Казалось, самое время закрывать дело. Однако Аркадий Францевич разослал ректорам университетов запрос о недавно пропавших студентах и снимки их личных вещей.
В ответе следователю указали 30 фамилий. Среди них находился Александр Прилуцкий, сирота. Знакомые по фотографиям узнали кое-что из его вещей, в частности, карманную линзу. Следствие установило: незадолго до событий он хвастался в письме тетке новой должностью помощника инженера Гилевича. Поступила еще информация: Гилевич был застрахован на случай смерти на крупную сумму. Его мать уже предъявила полис в страховом обществе и свидетельство о смерти. Ее и брата за ложные показания при опознании арестовали.
Выдавая себя за Прилуцкого, Гилевич пытался снять в банке принадлежавшие покойному 5 тысяч рублей, оставленные студенту на учебу умершим ранее отцом. К аресту инженер отнесся спокойно. В участке попросил помыть руки, так как измазал ладони, падая при задержании. Из своего чемоданчика он достал мыло, неожиданно надкусил его и упал замертво. В нем оказался цианид.
Кошко расследовал много любопытных уголовных дел. Их могло быть еще больше. Но в 1917-м добрые люди шепнули: его вот-вот арестуют большевики. Через Крым и Константинополь Аркадий добрался до Парижа. От службы в Скотленд-Ярде и британского гражданства отказался, верил в скорое фиаско большевистского режима. Писал мемуары, хотя его угнетала жизнь не будущим и настоящим, а прошлым.
Аркадий Францевич скончался в декабре 1928-го. 6 сентября 2012 года возле здания Управления внутренних дел Бобруйского горисполкома состоялось торжественное открытие мемориальной плиты уроженцам бобруйской земли Аркадию Кошко и его брату Ивану, который в царской России занимал должность губернатора Пензы, Самары, Перми.
Еще материалы рубрики:
За что в СССР минскую ГАИ ставили в пример другим
Человек энциклопедических знаний. Малоизвестные факты о Ефиме Шифрине и его творчестве
«Муля, не нервируй меня!» Почему Фаина Раневская презирала тех, кто говорит эту фразу
Смотрите также: