Кто и как следит за исправностью светофоров на столичных перекрестках
Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни был свидетелем того, что творится на оживленном перекрестке, если перестают работать светофоры. Огромные пробки, гул клаксонов, временный паралич всего движения. Не допустить таких ситуаций или свести их к минимуму призвано Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Мингорисполкома (СМЭП). О том, как сотрудники СМЭП заботятся об организации дорожного движения в столице и о его безопасности, – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Дорого, но жизненно необходимо
— Сегодня в городе функционируют 850 светофорных объектов, — рассказывает главный инженер СМЭП Илья Моховиков. — Причем 670 из них включены в автоматизированную систему управления дорожным движением и их работа отражается на мониторах наших сотрудников. Еще 25 объектов оборудованы, но пока не переданы нам заказчиками строительства. Плюс к этому большое количество проектов их устройства, особенно в строящемся жилом комплексе «Северный берег», согласовывается.
Главный инженер СМЭП поясняет, что светофорный объект — это не один светофор, а сразу несколько, а то и десятки. На чисто пешеходном переходе их может быть два, на крупном перекрестке — до 24.
Устройство светофорного регулирования на каждом перекрестке, подчеркивает Илья Моховиков, отнюдь не простой и не быстрый процесс. Все начинается с проекта, затем идут его согласования с разными ведомствами и организациями, проведение тендера по выбору застройщика. Однако большую часть этой работы выполняет СМЭП, потому что именно ему предстоит эксплуатировать оборудование.
— Некоторые работы, к примеру земляные, поручаем субподрядчикам, а электромонтажные (прокладку кабелей, установку колонок, их подключение и т. д.) доверяем только своим специалистам, — рассказывает И. Моховиков. — В зависимости от местоположения и количества стоимость одного светофорного объекта обходится в сумму от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
Поднять по тревоге
Наиболее частые причины выхода светофоров из строя — сбои электроники из-за погодных явлений (дождя и снега). Но чаще всего — из-за температурных перепадов, появления наледи и, как следствие, образования конденсата. Если неисправна зеленая или красная секция, по регламенту ее должны устранить в течение суток, остальное — за три дня. Но это максимальные сроки, ремонтники справляются с возникающими проблемами гораздо быстрее. Больше всего времени отнимает полное восстановление светофора после сноса при ДТП. Причем, если он поврежден на центральной улице, электроремонтная бригада может быть «поднята по тревоге» даже ночью.
— В штате диспетчерской службы 7 сотрудников, — сообщает ее начальник Ирина Игнатович. — В нее входят три инженера-электроника, два диспетчера, начальник и инженер по надежности. Смена у первых — по 16 часов, с 6:30 до 23:30, затем два дня отдыха. Диспетчеры трудятся по 12 часов. Вместе с нами всегда дежурит офицер ГАИ, отслеживающий и при надобности регулирующий движение в городе, в том числе обеспечивая оперативный и безопасный проезд зарубежных правительственных делегаций и руководителей страны. В случае сбоя в работе светофорного объекта он передает информацию в дежурную часть города, откуда она поступает в районные отделы ГАИ для принятия мер, в том числе и для отправки на данное место регулировщика. Ночью часть светофоров на менее интенсивной улично-дорожной сети функционирует в режиме желтого света, остальные — круглосуточно в полном автоматическом объеме.
Все неисправности светофоров или табло вызова пешеходами (ТВП) фиксируются и передаются на вайбер, в телеграм-канал и на сайт предприятия, а также на 115.бел. Связь с минчанами в диспетчерской поддерживается по нескольким телефонам. Чаще всего о сбоях и поломках сообщают водители общественного и личного транспорта, а также инспекторы ГАИ.
— Коммуникация с населением у нас полная, — подчеркивает И. Игнатович. — Неисправности стараемся устранить максимально быстро. Ведь безопасность движения превыше всего. Плановое техническое обслуживание каждого светофорного объекта проводится минимум 2 раза в год.
Форс-мажор: работа на упреждение
— Ламповые светофоры, наверное, уже остались только в музеях, последний заменили года три назад, — продолжает главный инженер СМЭП. — Да и светодиодные, которые производят два белорусских предприятия, постоянно стараемся совершенствовать. Тем не менее при резких климатических изменениях и сильном дожде за одну ночь или день, даже в течение нескольких часов могут возникнуть проблемы на 25–30 светофорных объектах. Упреждая погодные факторы, усиливаем ремонтный состав. При необходимости люди работают сверхурочно. В случае выхода из строя светофора на складе предприятия всегда есть их запас.
Вандализм в последние годы СМЭП особо не беспокоит. В сохранности оборудования здорово помогают видеокамеры, которые с нынешнего года устанавливают на всех новых электронных регулировщиках движения. Ими уже оснащен 21 объект, причем на одном из них может быть несколько камер. А в перспективе «Белтелеком» смонтирует их на всех светофорах. К слову, это оборудование помогает и в объективном разборе ДТП, которые чаще всего случаются именно на перекрестках. Новые объекты оснащаются также радарами, которые определяют трафик, интенсивность потока на разных участках дорожного движения.
— Больше всего сигналов поступает, если вышли из строя светофорные объекты на центральных магистралях или сигнал на колонке. По каждому из них может быть до десятка обращений, хотя заявка на устранение неисправности выписывается лишь одна, — подчеркивает И. Игнатович, которая, кстати, в текущем месяце отметит 10-летие своей работы в СМЭП. — Сколько и где должно быть установлено ТВП, а также режимы функционирования каждого светофора — это компетенция ГАИ. Мы занимаемся только их обслуживанием и установкой, прошивкой программ в контроллерах. Но какую программу прошить, опять же решает ГАИ. С ней обязательно согласовываем и все ремонтные работы. Тесно контактируем также с Мингорисполкомом, районными администрациями, «Ремавтодорами» «Зеленстроями» и иными организациями.
А поводов для взаимной работы хватает. Вот и в день моего посещения предприятия в 11:30 поступил сигнал от ГАИ о неисправности светофора на пересечении улиц Нарочанской и Ильянской — не горел зеленый сигнал. Чуть ранее на улице Козлова возле дома № 26 не работал зеленый для пешеходов…
В главной диспетчерской СМЭП сейчас идут масштабные работы.
— Капитально ремонтируем помещение и обновляем оборудование, — уточняет И. Моховиков. — Это повысит эффективность труда сотрудников, а также мобильность в принятии необходимых решений. Постоянно мониторим инновации, стараемся идти в ногу со временем.
В штате СМЭП 207 человек. Кроме устройства и обслуживания светофорных объектов предприятие занимается установкой и обновлением дорожных знаков, турникетных ограждений, разметкой дорожного и пешеходного полотна.
Смотрите также: