Куда ведет «Добрая дорога». В ГАИ рассказали о программе обеспечения безопасности дорожного движения
Концепция обеспечения безопасности дорожного движения «Добрая дорога» утверждена решением Минского городского Совета депутатов дважды: в 2011 и 2016 годах. Разработчики программы тогда обозначили стратегическую цель: снизить смертность в ДТП, свести к нулю гибель детей. Вскоре стало ясно: «Добрая дорога» работает, пришло время распространить передовой опыт в других регионах страны.
В 1990–2006-х в столице ежегодно погибали в автоавариях около 110 человек, этот уровень практически не менялся. Но за следующие 12 лет цифра снизилась в 4,5 раза: со 128 в 2006-м до 28 в 2018 году. Темпы снижения аварийности у нас сегодня выше среднеевропейских. В целом показатели безопасности движения в Минске сопоставимы с показателями самых безопасных мегаполисов — Берлина, Вены, Праги, Стокгольма.
Темпы снижения аварийности в целом по Беларуси ниже столичных. Если в 2006-м на дорогах погибли 1 650 человек, то в 2018-м — 580: снижение в три раза.
По оценке специалистов, реализация концепции до 2025 года позволит значительно снизить смертность на дорогах. Как это произойдет? На аварийно-опасных участках улично-дорожной сети продолжат устанавливать островки безопасности, «спящих полицейских», заужать проезжую часть. Улучшится и уличное освещение. Пешеходы станут более заметными для водителей не только на проезжей части, но и возле зебры. Во дворах продолжат наводить порядок с парковками, чтобы уберечь прохожих, особенно детей, от несчастных случаев.
— Дорожное движение должно быть адаптированным для людей, а не для машин, — считает начальник отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции УГАИ МВД Дмитрий Навой. — Например, подземные переходы. В целях безопасности именно пешеходы должны спускаться под землю, хотя в некоторых европейских странах отрезок пути под землей проезжают машины. У нас в подземный переход не стремятся пожилые люди — им тяжело спускаться, поэтому мы вынуждены в небезопасных местах устанавливать ограждение. Мера не очень популярная, но спасает жизни людей. В дальнейшем будем активно перенимать европейский опыт, обеспечивающий удобство для пешеходов, в том числе пожилых, людей с инвалидностью и других. Приоритет человеку, а не автомобилю. Сегодня чаще задаемся вопросами: что приводит к гибели людей? Почему произошла трагедия? Что надо сделать, чтобы подобное не случилось снова?
«Спящие полицейские» и островки безопасности, по мнению представителя ГАИ, играют значимую роль на дорогах. Хотя среди водителей немало скептиков.
Заужения проезжей части, как, например, на бульваре Шевченко, не влияют на пропускную способность. Первая полоса и так занята стоящим транспортом.
— К нам не раз поступали предложения снизить в городах скорость движения транспортных средств до 50 км/ч, как это принято в некоторых европейских странах, — говорит Д. Навой. — И сегодня ГАИ требует от проектировщиков и застройщиков обеспечивать в новых микрорайонах скорость не выше 50 км/ч. Причем делать это нужно не только за счет камер фотофиксации. На дорогах с высокой интенсивностью движения транспорта этот показатель останется на отметке 60 км/ч либо будет повышаться, но при условии ограничения доступа пешеходов на проезжую часть. В жилых зонах скорость останется прежней — 20 км/ч.
По мнению разработчиков программы «Добрая дорога», приоритет нужно отдавать общественному транспорту, а еще принимать меры по уменьшению загрузки дорог в часы пик, снижать уровень автомобилизации и концентрации транспорта в центральной части города. Внедрение в жизнь элементов интеллектуальной транспортной системы позволит в автоматическом режиме управлять дорожным движением, контролировать инциденты, перераспределять потоки в случае ДТП.