«Ланфрен-ланфра». Что означает фраза, и почему исполнители ролей гардемаринов так и не стали друзьями
Что скрывается за словами «ланфрен-ланфра», которые звучат в хите из фильма «Гардемарины, вперед!»? Как писалась песня и почему актеры, сыгравшие в картине главные роли, так и не стали друзьями? Об этом и не только – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Рукописи не горят
Признаться честно, не очень хотелось писать об этой песне. Дело в том, что один из соседей по дому каждую субботу во время своего пивного уик-энда включает ее на полную мощность раз по 10 за сутки. Не исключаю, что и рыдает при этом. Тем не менее хит популярный, попробуем заглянуть в историю его создания.
Все началось с романа, по которому потом был снят фильм «Гардемарины, вперед!», где композиция прозвучала. Преподаватель строительного техникума Нина Соротокина много лет читала лекции на тему «Наружная канализация и водопровод». Ей не давал покоя успех книги Александра Дюма-отца «Три мушкетера». Нина Матвеевна в свободное время попробовала на бумаге перенести историю мушкетеров из Франции в Россию, тем более что воинское звание гардемарина было введено Петром I в 1716 году для присвоения выпускникам Академии Морской гвардии. Поэтому русская версия имеет под собой собственную историческую основу. Гардемарины – молодые и отважные патриоты петровской эпохи, речевка «Жизнь — Родине, честь — никому» появилась в произведении не просто так.
Когда книга, отпечатанная на машинке, была готова, начинающий литератор долго думала, как и где ее опубликовать. Но однажды по телевизору увидела картину Светланы Дружининой «Принцесса цирка». В ней была атмосфера, которая напоминала ей собственное произведение. В 1983 году каким-то образом начинающая писатель разыскала телефон постановщика. Встретилась со Светланой Сергеевной и предложила прочесть написанное ею, передав толстую канцелярскую папку. Придя домой, режиссер на первой же странице увидела грамматические ошибки, положила роман на дальнюю полку и забыла о нем. А спустя несколько лет в ее квартире случился пожар. В одной из комнат сгорели книги, мебель, бытовая техника. А вот папку Соротокиной огонь не тронул. Это поразило! Вспомнилась булгаковская фраза «Рукописи не горят». И режиссер заставила себя взяться за чтение. А когда дочитала, поняла, что будет снимать по роману кино. Она тут же позвонила Нине Матвеевне, предупредив, что излишние исторические экскурсы, щедро представленные в литературной основе, ее не интересуют. Но она хочет взять из материала романтико-приключенческую линию, адаптировать ее для экрана и наполнить песнями. Автор была не против.
Обратившись к писателю и сценаристу Юрию Нагибину за помощью в работе над материалом, Дружинина отправилась с ним в санаторий, и за две недели сценарий был готов.
Считала предательством
Многие свои музыкальные фильмы Дружинина сделала в партнерстве с композитором Геннадием Гладковым. Песни для данной ленты он тоже собирался писать. Но когда пришло время работать, вдруг сказал, что занят музыкой для картины Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов».
Режиссер сочла это предательством, не знала, как быть.
Честно говоря, все это выглядит странно. Понятно, что оператор или исполнитель главной роли не может одновременно трудиться в двух съемочных группах, хотя сегодня такое сплошь и рядом. Но композитор не сидит на съемочных сменах и свободно может работать над музыкой параллельно. Тем более что в производстве фильма была пауза длиною шесть месяцев в связи с тем, что Дружинина, упав с лошади, сломала ногу. Очевидно, тут есть иные причины. Например, пресловутое режиссерское соперничество. Кто-то из дам-постановщиков выдвинул ультиматум на манер «Или я, или она». В общем, оставшись у разбитого корыта, Дружинина искала автора музыки. Ей посоветовали Виктора Лебедева, который не только писал балеты, но и создал музыкальный ряд для десятков фильмов. С недоверием Светлана Сергеевна поставила ему задачу: песни нужны о любви, разлуке и дружбе. Маэстро предложил в качестве автора слов для песен Юрия Ряшенцева.
Некоторое время соавторы пребывали в растерянности, так как существовал ориентир: песни Максима Дунаевского для фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», где похожая фактура. И сделать не хуже казалось нелегкой задачей.
Меж тем один за другим из-под пера начали выходить хиты. Сначала появилась песня «Не вешать нос, гардемарины!». Ее спел в студии Олег Анофриев, так как на роль Алеши Корсака утвердили будущего режиссера Юрия Мороза, а он был непоющим актером. В какой-то момент он отказался играть в связи с защитой дипломного фильма во ВГИКе. Тогда супруг Дружининой оператор Анатолий Мукасей порекомендовал провести пробы с Дмитрием Харатьяном. Вместо проб режиссер привела актера в студию звукозаписи. Он сходу исполнил песню, да так, что в фильм вместо варианта с вокалом Анофриева вошла версия в его исполнении. Так его утвердили на роль.
Кстати, Олег Меньшиков отказался сыграть Александра Белова. Вместо него мы увидели Сергея Жигунова, который проявлял чрезмерную активность, спорил и даже ругался со своенравным режиссером.
В роли Никиты Оленева Светлана Сергеевна видела своего сына. Но он по разным причинам не стал сниматься. Тогда позвали Владимира Шевелькова. Актер согласился неохотно. А после премьеры считал, что этой попсовой ролью сломал себе актерскую карьеру. Как он сетовал, из-за этой ленты ему перестали предлагать серьезные роли. Шевельков даже не ездил по стране с концертами после премьеры. А ведь исполнители ролей гардемаринов собирали стадионы и зарабатывали на этих представлениях огромные деньги. Также он отказался сниматься в продолжении фильма. Вообще, в отличие от актеров, сыгравших в фильме по роману Дюма, исполнители ролей гардемаринов не стали друзьями на долгие годы.
Неожиданная популярность
Для Сержа де Брильи, в которого на экране перевоплотился Михаил Боярский, изначально не было предусмотрено песни. Сам актер попросил композитора что-нибудь сочинить для него. И предложил музыкальную тему старого французского мушкетера, который попал в русские снега и влюбился. Тут Михаил Сергеевич кокетничал. На момент съемок ему было 37 лет. О какой старости могла идти речь? Кстати, Татьяна Лютаева, героиню которой так обхаживает персонаж Боярского, во время работы над фильмом была в положении, скрывала это благодаря пышным юбкам. У нее родилась дочь – известная сегодня актриса Агния Дитковските.
Соавторы долго чесали затылки над тем, что предложить спеть Боярскому. Как говорится, тут показания расходятся. Лебедев утверждает, что зайдя в тупик, попросил Ряшенцева сначала написать текст. А когда увидел строчку «В мой старый сад, ланфрен-ланфра…», совсем пал духом. Однако подобрал первый проигрыш – и дальше дело пошло. Хотя ему показалось, что песня получилась не вокальной, а инструментальной. Поэтому не предполагал, что она станет популярной.
Ряшенцев утверждает обратное. Сначала композитор показал ему музыку и не скрывал, что это обработка старых французских баллад. А уж потом он написал текст. Кстати, «ланфрен-ланфра» – абракадабра, ничего не означающая. Вокализное слово вроде нашего «ай-люли». Хотя критики настаивают, что во французской балладе La Belle, написанной в 1600 году, эта фраза звучит.
По мнению многих, вероятно, включая одного из моих соседей, эта песня получилась самой запоминающейся из написанных. Что касаемо самой ленты, то она на любителя. Одни считают, что Дружинина раньше Бари Алибасова с группой «На-На» смогла зацепить девичьи сердца красивыми мальчиками на ярком историческом фоне. Другие полагают, что кино очень патриотичное и увлекательное. Да и сами актеры разошлись во мнении. Как уже упоминалось, Шевельков называет это кино своим промахом. Харатьян в открытую заявляет, что если бы за всю карьеру снялся только в этой ленте, то считал бы что прожил жизнь не зря, из чего можно сделать вывод, насколько разные взгляды у исполнителей главных ролей. Впрочем, став в 1990-е продюсером, Жигунов приглашал Харатьяна и Шевелькова в свои картины.
А значит, не забывал о товарищах по съемочной площадке. Но позже пути знаменитой троицы разошлись окончательно.
Что касается ролей Харатьяна, если уж подходить с такой категорической точки зрения, то лучшая его роль сыграна еще раньше, в картине «Зеленый фургон» (1983). Но это субъективное мнение.
Еще материалы рубрики:
«Крепче за баранку держись, шофер!» Почти детективная история о песне с немецко-финскими корнями
Затяжной конфликт: кто из «Песняров» на деле дал вторую жизнь хиту «Вологда» в 1976 г.
«В Кейптаунском порту». Как на заимствованную зарубежную музыку писали советские хиты
Почему песню «Губы окаянные» много лет считали народной? Ее автором оказался известный диссидент
Смотрите также: