Леонид Куравлев и Савелий Крамаров едва не погибли в аварии на съемках фильма «Афоня»
На съемках фильма «Афоня» Леонид Куравлев и Савелий Крамаров едва не погибли в аварии. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Жизнерадостный 34-летний сантехник Афанасий Борщов занят не работой, а поиском возможностей драть с жильцов взятки, вечером выпивать. Он знакомится с медсестрой Катей, которая в него влюбляется, но ответного чувства у него не возникает. Определенные события постепенно подталкивают Афоню к мыслям о том, что жизнь его беспутна и бесполезна. В поисках пристани он отправляется в село, где его воспитывала тетка Фрося. Но выясняется, что ее давно нет в живых. Остались только письма, которые она писала от его имени сама себе. Окончательно протрезвев, не каждый способен справиться с осознанием собственной беспомощности и одиночества…
Без подтекста
Конечно, можно сказать, что Афоня — классический «лишний человек», воспетый титанами русской литературы ХIХ столетия, а сам фильм — скорее не комедия, а философская притча. Но будущий сценарист лент «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Мы из джаза» (1983), «Ворошиловский стрелок» (1999) и других культовых картин Александр Бородянский, по его собственному признанию, никакого подтекста в свой дебютный фильм не закладывал, а просто рассказывал историю Афанасия Борщова. Тем более что литератор в юные годы трудился маляром в институте «ПечорНИИпроект». Афоня сперва тоже должен был не чинить краны, а красить стены, но потом автор понял, что на экране это будет скучно и однообразно. То ли дело сантехник: работа прежде всего не с трубами, а с людьми.
Закончив писать, Александр послал материал на конкурс сценариев о жизни рабочего класса, который проводило Госкино СССР. Сценарий одержал победу. Его взял в работу режиссер киевской Киностудии имени А. Довженко Леонид Осыка. Афоню там должен был сыграть Борислав Брондуков. Но так случилось, что сюжетом параллельно заинтересовался Георгий Данелия. Поскольку конкурс проходил в Москве, а не в Киеве, победный гонорар выплачивался там же, право снимать это кино Данелии удалось отстоять.
Имел место еще один важный авторский момент. Настроение в фильме регрессирует от мажорного до минорного. Искали опытного композитора, который смог бы пошагово в закадровой музыке отразить это движение. Им стал Моисей Вайнберг, живший в Варшаве в довоенные годы, в сентябре 1939-го бежавший в Минск, где учился в консерватории в классе композиции Василия Золотарёва. Правда, кроме него режиссер пригласил для участия в картине молодых музыкантов. В эпизоде танцевального вечера, где Афоня ищет знакомств с девушками, на сцене группа «Машина времени» исполняет песню «Солнечный остров», коллектив «Аракс» — композицию «Мемуары», играют другие модные тогда ВИА.
Высоцкий в том числе
Взяв кино в работу, режиссер не стал обращать внимания на список актеров, утвержденных на роли в Киеве. Но Брондукову решил предложить сыграть пьяницу Федула в единственном эпизоде. Когда увидел, как тoт сочно работает в кадре, расширил роль, дополнил сцены, в результате, по мнению некоторых, Федул получился ярче Афони, потому что не рефлексирует и очень уж узнаваем.
Куравлёв — первый претендент на главную роль, но Данелия сомневался: слишком популярен, да и поправился. Пробы прошли Владимир Высоцкий, Виктор Проскурин, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Георгий Бурков. Каждый сыграл бы по-своему. Когда Георгий Николаевич вновь позвонил Куравлеву, тот был обижен за такой обширный кастинг и недоверие к нему, поэтому сниматься отказался. Его уговорили с помощью обаятельной ассистентки, но выдвинули условие: к съемкам актер сбросит лишний вес.
Евгения Симонова, символ света и непорочности, очаровала режиссера ангельской внешностью и открытой душой. Потом последовало разочарование. Соглашаясь на роль медсестры Кати, она скрыла, что oднoвременнo рабoтает в Башкирии в картине «Пропавшая экспедиция». Тогда распыляться было не принято, особенно начинающим, получившим шанс. Сцены актрисы отсняли оперативно за 3 дня, она уехала, а осадок у Данелии остался.
Александр Бородянский полагает, что фильм стал долгожителем благодаря актерскому ансамблю. Посудите сами. Роли второго плана, эпизоды сыграли Евгений Леонов, Владимир Басов, Валентина Талызина, Нина Русланова, Савелий Крамаров, как говорится, весь цвет советского кино 1970-х.
Авторские экивоки
Городские съемки проходили в Ярославле летом 1974 года. Деревня в Ярославской области, куда в финале Афоня приезжает к тетке Фросе, носит название Диево-Городище. Там Крамаров и Куравлев едва не погибли. Савелий сидел за рулем трактора, на котором старые друзья гоняли по селу, не справился с управлением и на большой скорости врезался в бетонный столб. Актеры отделались ушибами и ссадинами. Трактор заменили. Нo можно обратить внимание на то, что в кадрах, попавших в ленту, за рулем уже Куравлев. Крамаров наотрез отказался вести махину в новых дублях.
Не обошлось без конфузов. Во время съемок в ресторане, где Афоня с Федулом распивают спиртное, с площадки пропал Брондуков. Оказалось, он вышел на улицу подышать, а швейцар не хотел впускать обратно человека в кедах и грязном рабочем халате. Кстати, одежду для своего образа актер привез из окрестнoстей Киева. Снял с чучела на собственном хуторе!
Все, кто смотрел ленту, помнят, как Афоня, познакомившись с Катей на танцах, видит даму в голубом платье с аномально большим размером бюста, которая начинает энергично выплясывать, широко расставляя руки. На деле, конечно, грудь была не настоящей. Исполнительнице приобрели бюстгальтер гигантского размера и вложили в чашки лифа пакеты с манной крупой!
Обычная забывчивость костюмера невольно вынудила снять сцену, которую приняли за авторские экивоки. Когда по сюжету Афоня приходит к Катерине домой и делает ей предложение, в следующем кадре они уже вместе в постели. Для перебивки между этими двумя эпизодами за окном в сумраке должны были появиться жених с невестой на руках. Якобы некие молодые возвращаются после веселья. Но выяснилось, что белое платье костюмер оставила в Москве. И тогда в качестве всё той же перебивки оператор Сергей Вронский снял то, что увидел за oкнoм: лошадь, тянущую повозку с молочными бидонами. На приемке фильма в Госкино в этом месте зал зааплодировал. Все обсуждали тонкий намек: Катя выйдет за Афоню-алкоголика замуж и будет, как лошадь, тянуть семью на себе. На показе картины в США на этой сцене тоже аплодировали. Данелия поинтересовался у одного из продюсеров, по какому поводу. Он слово в слово повторил московское мнение о тонком намеке.
Как вспоминал Куравлев, во время монтажа режиссер позвонил ему, спрашивая совета: в финале на аэродроме стоит ли дать Афоне шанс, чтобы Катя его нашла и окликнула: «Афанасий! Мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы…» Либо пусть он, эгоист, улетает в никуда в одиночестве. Актер выбрал второй вариант. Данелия смонтировал с точностью до наоборот. Бородянский считает: если бы они оставили прозревшего Афоню брошенным и несчастным, зрители бы этого не простили.
Еще материалы рубрики:
Коров напоили водкой. Как снимали фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли
«С любимыми не расставайтесь». Почему из фильма вырезали лучшие сцены с Абдуловым в главной роли
Как снимали фильм «Служили два товарища» и почему оставили лишь треть сцен с Владимиром Высоцким
Смотрите также: