Летчики — высший класс. Творческий коллектив агентства «Минск-Новости» побывал в гостях у авиаторов
В дни подготовки к параду в ознаменование Дня Независимости Республики Беларусь журналисты агентства «Минск-Новости» побывали в гостях у авиаторов, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Выездную планерку провели на авиационной базе в Мачулищах.
Перед тем как отправиться на экскурсию по части, встретились с командиром авиабазы полковником Андреем Лукьяновичем. Офицер отметил, что для него большая честь принимать представителей СМИ.
— Такого большого количества журналистов из одной организации одновременно у нас еще не было, — подчеркнул он.
А потом рассказал, что история авиабазы началась в 1980 г. В то время 50-й отдельный смешанный авиационный полк был сформирован для оказания интернациональной помощи афганскому народу. В Афганистане летчики полка совершили 120 944 боевых вылета. Они обеспечивали авиационную поддержку частей сухопутных войск, высадку десанта, сопровождали колонны техники, перевозили грузы, боеприпасы и продовольствие, эвакуировали раненых и больных и многое другое.
В период боевых действий на афганской земле погибли 132 военнослужащих полка. Боевыми орденами и медалями награждены 4 133 человека, 6 офицеров удостоены звания Героя Советского Союза. За успешное выполнение заданий и высокие показатели в боевой и политической подготовке полк награжден орденом Красной Звезды.
В мае 1989 г. полк перебазировался на аэродром Липки под Минском, а спустя 5 лет — на аэродром в Мачулищах. 11 октября 2004-го авиационной базе вручено Боевое Знамя части нового образца.
Отвечая на вопросы журналистов, А. Лукьянович заметил:
— Есть такое выражение: «Нет вещи, которую нельзя было бы улучшить». И этот тезис мы применяем во всем. И не только в подготовке летного, инженерно-технического состава, специалистов тыла, вооружения, представителей других служб. Не перестаем благоустраивать территорию. Возле здания штаба, если заметили, обустроили водопад со скамьей и зонтом — красиво и эстетично. Два года назад высадили яблоневый сад. По долгу службы (а полковник Лукьянович не только возглавляет воинскую часть, но и пилотирует военно-транспортный самолет Ил-76. — Прим. авт.) мы совершаем полеты не только на территории бывших стран Советского Союза, но и за границей. Все лучшее, передовое, увиденное в командировках, стараюсь применить в нашей авиабазе.
По словам А. Лукьяновича, в Мачулищах благодаря поддержке Министерства обороны построен служебный дом для личного состава. Также решена проблема с обеспечением детей военнослужащих дошкольным учреждением.
– Авиационная база работает круглосуточно, – подытожил командир части. – Сегодня полеты проходят до 24:00. На дежурство экипажи заступают в 4 утра. До этого организуется предполетная подготовка. Впрочем, вы вскоре сами сможете понаблюдать за полетами новейших вертолетов Ми-8МТВ-5. Чтобы хорошо летать, летчикам нужно чаще подниматься в воздух. И условия, возможности для этого созданы.
Покидаем штаб. В сопровождении капитана Андрея Пацкевича направляемся к Аллее Героев. Торжественное открытие аллеи состоялось 4 июня 2016 г. в присутствии почетных гостей. Здесь увековечены имена Героев Советского Союза, судьба которых связана с авиационной базой.
Рядом с аллеей расположился самолет-музей воинской части. По ступенькам поднимаемся в транспортный Ан-26. За 4 года здесь собрано немало экспонатов, относящихся к службе авиаторов, воинов-интернационалистов. Самым дорогим считается Боевое Знамя воинской части. Кстати, этот самолет также участвовал в боевых действиях в Афганистане. Получил осколочное ранение.
В память о погибших летчиках на территории базы открыта деревянная часовня в честь пророка Божьего Святого Ильи. Инициатором строительства выступил полковник А. Лукьянович. Внутри часовни размещены таблички с именами 132 военнослужащих, погибших на афганской земле. Храм действующий, здесь проходят службы. И посещают его военнослужащие, которые относят себя к православной и католической вере.
Затем нас приглашают зайти в зал тренажеров вертолетов Ми-8 и Ми-24. Все оборудование белорусского производства. По словам авиационного техника комплексного тренажера Александра Затолокина, каждый летчик должен в течение года «налетать» 30 часов на тренажере. При этом отрабатываются действия на случай возникновения нештатных ситуаций. К примеру, в полете отказали двигатели или случился пожар… «Поломки» и «неисправности» задает за пультом оператор. Впрочем, вскоре и нам довелось «полетать».
Всматриваемся в монитор. «Так это ж аэродром в Мачулищах! – замечают журналисты. «Так и есть», – отвечает специалист. Полеты осуществляются в радиусе 50 км от аэродрома. Агрокомбинат, парники, автостоянки – все объекты выглядят как в реальности. Вот только люди здесь не ходят и машины не ездят.
Первой довелось «пилотировать» Ми-8 Светлане Фроленковой. «Это круто!» – восхищенно произнесла Светлана, покидая тренажер. Вслед за ней выстроилась очередь журналистов. Всем хотелось посидеть за штурвалом, подняться в воздух, пусть хоть и виртуально.
Предлагаю А. Затолокину усложнить задачу обозревателю Евгению Олейнику: в вертолете произошел отказ двигателя. «Ай-яй-яй! – в следующую минуту восклицаем мы. – Вертолет-то падает». Журналист тем временем под контролем летчика пытается спасти винтокрылую машину. И, надо сказать, ему это удается. Правда, посадка на аэродроме получилась довольно жесткой.
– А я думал, мы разбились, – произнес Евгений после «полета». И улыбнулся, когда узнал, что справился с задачей – сохранил жизнь экипажу и вертолету.
Из зала тренажеров направляемся к взлетно-посадочной полосе. Обращаем внимание, что на аэродроме идеальная чистота и порядок. А иначе и быть не может.
Попутно узнаем, что на вооружении авиабазы состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, военно-транспортные вертолеты Ми-8МТ, Ми-8МТВ-5, транспортно-боевые вертолеты Ми-24.
– Вот эти вертолеты несут дежурство. Их экипажи, как и члены поисково-спасательной группы, готовы в случае необходимости в течение 10 минут подняться в небо, – рассказывает заместитель командира авиационной базы по идеологической работе подполковник Андрей Клевжиц. – Это контрольно-диспетчерский пункт. Здесь находится руководитель полетами, его помощник, дежурный штурман, другие специалисты. Во время полетов противопожарную безопасность обеспечивает пожарный расчет, оснащенный специальной техникой.
«А ведь скоро парад. Уже готовитесь?» – интересуемся у авиаторов. Нам отвечают, что военнослужащие авиабазы – постоянные участники парадов войск Минского гарнизона в составе воздушного эшелона. Аэродром в Мачулищах каждый год становится основной тренировочной площадкой для экипажей самолетов и вертолетов, прибывших из других областей нашей страны и даже Российской Федерации.
– Для нас это горячая пора, – замечает А. Лукьянович. – И к тому же огромная ответственность не только за подготовку экипажей, взлетно-посадочной полосы, но и за питание, размещение личного состава. За время подготовки к параду военные летчики получают уникальный опыт, который значительно повышает их мастерство. Независимо от погодных условий и других факторов экипажи в сомкнутых боевых порядках должны выполнить пролет с точностью до секунды. При этом нужно учитывать, что воздушные суда, участвующие в параде, летят на разных скоростях. Пройти единым строем не так просто. Любой полет – это творчество, которое сродни творению художника, только вместо холста мы используем небо. К таким полетам мы привлекаем первоклассный личный состав. Однако при этом обязательно включаем в состав экипажей лучших молодых летчиков, чтобы передать им опыт.
По словам командира, одновременно 6 экипажей (3 – на вертолетах Ми-8 и 3 – на Ми-24) готовятся представить Вооруженные Силы страны на Международных армейских играх. В 2016 г. наши летчики наряду с асами из России, Китая и Казахстана впервые участвовали в конкурсе «Авиадартс» и привезли тогда домой серебряную награду. Денежные средства от выигрыша авиаторы направили в Червенский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов с особенностями психофизического развития.
Строго в назначенное время начались плановые полеты. Аэродром в Мачулищах дружно загудел. С замиранием сердца мы наблюдали за тем, как один за другим вертолеты поднимаются в небо и устремляются вдаль. Нам же пришлось попрощаться с авиаторами. Но ненадолго. Уже скоро, 3 июля, мы увидим наших асов на параде в небе над Минском.
Коллектив агентства «Минск-Новости» выражает благодарность командованию ВВС и войск ПВО, а также руководству и личному составу авиационной базы за предоставленную возможность побывать в расположении воинской части в Мачулищах.
Фото Сергея Шелега