Лучшие выпускники столичных вузов – о ценности университетского образования и выборе профессии
Завершение университета и начало трудового пути — значимое событие. Столица вечером 23 июня встретит тысячи выпускников вузов со всей страны. Нарядные юноши и девушки приглашены на республиканский бал, который впервые в этом году пройдет в новом формате — под открытым небом. Площадка у Дворца спорта и набережная Свислочи наполнятся ослепительной красотой молодости. Для студентов запланировано много сюрпризов, дискотека до полуночи и анимационное водное шоу. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с лучшими выпускниками столичных вузов и узнала, что им дали годы учебы, сессии и ночные зубрежки.
Александра Медведева: «Есть большое желание сохранить правду о войне».
Девушка поступила на исторический факультет БГУ в 2019 году, и вот диплом фактически у нее в руках.
— Мы изучали также философию, политологию, высокие технологии. Стали специалистами, которые могут работать в абсолютно разных сферах. Кто-то из ребят уходит в программирование, кто-то — в преподавание, кто-то — в науку, — делится Александра.
Для девушки четыре университетских года прошли быстро и насыщенно. Она рассказывает, что на факультете студенты, как истинные историки, занимаются исследовательской деятельностью, инициируют много интересных проектов. Один из них — «Шталаг-352. Биография побега».
— Прежде всего он направлен на сохранение правдивой памяти о войне. Участие в нем очень ценно для меня, поскольку в моем роду есть те, кто участвовал в Великой Отечественной, — замечает выпускница истфака. —Проект посвящен лагерю для военнопленных в Масюковщине. Там погибли более 80 тысяч узников.
Александра говорит, что сотрудники кафедры этнологии, музеологии и истории искусств обнаружили в архивах материалы, свидетельствующие об одном побеге из Шталага-352.
— Небольшая группа советских военнопленных угнала два броневика. Они были рассчитаны максимум на несколько человек, однако туда поместились 14! Совершив дерзкий побег из концлагеря, узники добрались до партизанского отряда и оставались в нем до окончания войны. Изучая трагические страницы истории Масюковщины, мы восстанавливаем личности тех, кто находился в плену у фашистов. Также хотим создать виртуальный музей и в будущем, возможно, экранизируем историю Шталага- 352, — отмечает Александра.
Кстати, средний балл выпускницы — 9,8! Спрашиваем у нее, сколько исторических дат нужно помнить наизусть, чтобы иметь такой высокий результат.
— Если честно, дат помню немного, — улыбается она. — В университете делают упор на знание фактологии, закономерностей. Развивают логическое мышление, умение находить взаимосвязи. Знание цифр, терминов — это лишь 20 % успеха. Когда учимся в вузе, становимся на ступень выше в развитии своих личных качеств и компетенций, начинаем лучше понимать мир. У нас также есть возможность посещать лекции на других факультетах. А еще университет — это о дружбе, коммуникации и поиске себя.
Останавливаться на достигнутом Александра не собирается. Планирует окончить магистратуру и, возможно, аспирантуру.
Андрей Кохович: «Глупо идти в университет только ради диплома»
Парень оканчивает агромеханический факультет БГАТУ.
— Некоторое время даже висел на Доске почета университета, — улыбается Андрей.
Его путь к диплому о высшем образовании был таким: сначала юноша окончил с отличием колледж в Лунинце, а затем поступил в аграрный университет на сокращенный срок обучения.
Годы учебы в вузе не прошли даром.
— Глупо идти в университет только ради диплома, нужно делать это ради знаний, умений и развития себя как специалиста. Это догма! Изначально может показаться, что сфера сельского хозяйства не столь привлекательна. Работа на селе, в отдаленности от городов… Какая романтика? Но, когда начинаешь вникать в профессию, понимаешь, насколько она интересная, какое множество направлений охватывает. Это выпуск, продажа, обслуживание сельхозтехники, налаживание деятельности всего агропредприятия. В дальнейшем можно получать и управленческие навыки, — рассуждает Андрей.
Уже после первого курса ему вместе с группой белорусских студентов посчастливилось пройти четырехмесячную стажировку на одном из сельхозпредприятий недалеко от Ганновера. Было интересно.
— Познакомились с техникой, занимались в учебном центре. Позже я практиковался уже на «Агрокомбинате Снов». Работал водителем, попал на сезон уборки урожая. Посмотрел, как развивается успешное отечественное предприятие. Условия труда там довольно приятные. И это привлекает молодежь, — замечает Андрей.
Ксения Лащевская: «Все говорили: зачем идешь в педагоги? Явно не за зарплатой…»
Как раз сейчас проходит сдача государственных экзаменов, защита диплома — волнительный процесс. А хочется думать об образах для выпускного бала. Такими мыслями с нами делится накануне праздника Ксения — лучшая выпускница Института инклюзивного образования БГПУ имени Максима Танка. У нее диплом с отличием. В университете занималась творчеством, участвовала в социально значимых мероприятиях.
— Знаете, мысли о красивом празднике, выборе платья — это отдушина. Ты собираешься на настоящий бал, где будет самая талантливая, интеллектуально развитая студенческая молодежь нашей республики. Даже в некоторой степени гордишься собой, что оказалась в их числе, — улыбается девушка.
Ее специальность — сурдопедагог. С августа будет трудиться в столичном детском саду.
— Планирую работать в интегрированной группе, где есть ребята с нарушением слуха, — объясняет выпускница.
— Станете учить их жестовому языку? — спрашиваем у Ксении.
— Не совсем. Моя задача — научить их разговаривать так, как это делаем мы. Алгоритм примерно такой. Сначала за работу принимаются медики — выполняют слухопротезирование. После — сурдопедагоги. Мы помогаем деткам заново научиться произносить гласные, согласные. Ставим речь, чтобы они смогли спокойно общаться с окружающими словесно. Но иногда для социализации им необходима дополнительная помощь. В качестве альтернативного метода предлагается жестовый язык, — рассказывает Ксения.
Одно из самых значимых достижений — стала «Студентом года» Беларуси и получила грант на выполнение научно-исследовательской работы.
— Мы выстраиваем алгоритм для педагогов, помогающий наиболее эффективно обучать детей с нарушением слуха, — объясняет она. — Я не разочаровалась в выборе профессии. Скажу даже, что больше ею загорелась! Когда поступала, престиж нашей деятельности был не настолько высок, как сейчас. И все говорили: «Зачем ты идешь туда? Явно ведь не за зарплатой…» Я шла за идеей! Если выбираешь профессию осознанно, никогда не пожалеешь о своем выборе.
Фото Алексея Столярова и из архива героев