«Любимого вагона нет, но есть любимый маршрут». Водитель трамвая — о «юзовом состоянии» и Технике с большой буквы
На 20 теоретических вопросов Марина Алай ответила без ошибок за 80 секунд и блестяще выполнила все практические задания, став обладателем звания «Минский мастер». О том, как она пришла в профессию, легко ли женщине управлять трамваем и с какой целью внутри вагонов установлены компактные песочницы, вагоновожатая рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости».
О работе вагоновожатого Марина Леонидовна в детстве не мечтала. Более того, окончила педучилище и успела побыть учителем начальной школы. Затем передумала и отправилась на водительские курсы.
— Сделала это спонтанно, — рассказывает она. — Наверное, поняла, что школа — не мое. Шумные дети, множество бумаг, невысокая зарплата… И я решила сменить вид деятельности.
— Неужели со школьниками справляться сложнее, чем с пассажирами? — интересуюсь я.
— В нашей профессии главное — вежливо общаться с людьми, — поясняет собеседница. — Это правило нужно соблюдать на любой работе. Конфликтов у меня не было. Один раз попросили выгнать из салона бомжа, хотя в вагоне находились крепкие мужчины. Как я это сделаю? Пояснила: не в моих силах и не в моей власти. Что касается нетрезвых граждан, порой возвращающихся домой поздно вечером, то мне проще отвезти уснувшего и подвыпившего на проходную депо — там его разбудят.
Новой профессии Марина отдала практически полтора десятилетия — с 2006 г. трудится в трамвайном парке. С утверждением, что это женский вид транспорта, она согласна лишь отчасти:
— Почему? Есть у нас ребята. Женщин большинство, потому что трамваем управлять проще. Он не перестраивается на дороге, не маневрирует. Перевел стрелочку — и поехал. Хотя от погоды мы тоже зависим, как и те, кто сидит за рулем автомобилей. Есть такое понятие «юзовое состояние», когда пробуксовывают колеса, увеличивается тормозной путь. Это бывает во время измороси, тумана, из-за опавшей листвы. Трамвай тогда сложно остановить или сдвинуть с места. Внутри вагона стоят песочницы, чтобы в случае необходимости посыпать скользкие рельсы. Понятно, всю трассу таким образом обработать невозможно. Значит, водитель должен быть особенно внимательным и аккуратным во время движения.
Собеседница делится:
— Любимый маршрут — единица, который едет из Зеленого Луга на вокзал. Он оживленный, проходит через центр города. К тому же живу в Зеленом Луге в нескольких кварталах от разворотного кольца.
А вот полностью своего вагона у водителей трамваев нет. Но Марину Леонидовну это обстоятельство не смущает:
— Ездить приходится в разных. В одном каждый день не получается, но для меня все вагоны одинаковы, любимых нет. Моделей в парке всего три, различаются они только тем, как расположены контроллер, кнопки на панели управления. Новейшие, низкопольные удобнее для пассажиров, для водителя это не принципиально. Я застала еще старые рижские вагоны, которые когда-то бегали по улицам Минска, год на них работала. Сейчас жалею, что не сфотографировалась рядом на память. Это — Техника. Сколько им было лет, а бегали, не ломались, очень надежные.
Конкурс «Минский мастер» среди водителей трамваев из-за пандемии коронавируса в нынешнем году проводился по особым правилам: исключили один из этапов — нахождение неисправностей. А вот знание Правил дорожного движения и водительское мастерство участников проверили.
— На первом этапе нужно было ответить на 20 теоретических вопросов, — вспоминает Марина Леонидовна. — Я сделала это без ошибок за 80 секунд. Для проверки навыков вождения в депо выделена специальная линия, ее называют веер. Одно из заданий — на точность остановки, при этом учитывается время, за которое ты справляешься. Затем нужно перевести стрелку, аккуратно проехать по кривой. И последнее упражнение — стоп-линия, тоже на точность: нужно стать так, чтобы попасть на нее сцепным устройством.
Фото Сергея Пожоги