ЛЮДИ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ. Про доктора, который спасает детские жизни
Совместный проект агентства «Минск-Новости» и комитета по здравоохранению Мингорисполкома, герои которого — представители самой благородной и уважаемой в мире профессии. Медицинские работники заботятся о жизни человека с первых минут его появления на свет и помогают сохранить наше здоровье. Не жалея на это ни времени, ни сил. Сегодня речь пойдет о Сергее Байко — докторе, который для своих пациентов и их родителей всегда на связи. Они звонят ему в любое время суток, потому что знают: поможет.
В Республиканский центр детской нефрологии и заместительной почечной терапии (в 2-й столичной детской больнице) 10-летняя Марго приехала с мамой из Полтавы. В этом украинском городе девочке, у которой отказали почки, помочь не смогли. В Киеве тоже. А в Минске ребенка спасли. Девочку успешно прооперировали 8 марта.
— Марго пересадили почку 42-летнего мужчины, — поясняет ее мама Светлана.
— Долго ждали операции?
Светлана задумалась.
— Почти три года, — подсказывает Марго. — Два раза вызывали в Минск на операцию, но я болела: то насморк, то уши. А потом наконец все сошлось, и мы приехали.
— Марго, ты так хорошо все помнишь. Еще ведь маленькая была.
— Я давно большая.
Вот такая она, Марго. С огромными задумчивыми глазами. С грустной улыбкой. Девочка, пережившая множество медицинских манипуляций и рано повзрослевшая, терпеливая и мужественная. Многое знает о своем здоровье и все понимает. Однако это еще ребенок: в палате на столе яркие музыкальные наушники, забавная куколка, книги, разноцветные фломастеры, чтобы не было скучно в четырех стенах. Ведь выходить в коридор нельзя.
— Королева Марго. Мы ее бережем, чтобы не словила инфекцию. После такой операции это очень опасно, — рассказывает Сергей Байко, врач (консультант-нефролог) Республиканского центра детской нефрологии и заместительной почечной терапии, доктор медицинских наук, доцент 1-й кафедры детских болезней Белорусского государственного медицинского университета.
— Мне еще пить очень хочется, — жалуется Марго.
— Есть такое осложнение — посттрансплантационный диабет, — продолжает С. Байко. — Сейчас у девочки повышенный сахар в крови. Надеемся, это временно.
— И мы верим, что все плохое позади. Осложнения пройдут — и заживем! — мама Светлана оптимистична.
— Домой вернемся, — подхватывает Марго. — Там нас ждут папа и маленькая собачка — йорк. Зовут Чуча. Очень люблю его.
В белорусскую клинику Марго еще приедет на консультации и обследования. Сейчас девочка принимает ударные дозы препаратов, чтобы не произошло отторжения донорского органа. Через три-четыре месяца, как сказал доктор, дозировку можно будет уменьшить. Снизится риск инфицирования. Первые три месяца нельзя есть соленую и жирную пищу. Потом останутся ограничения только по соли.
— Это мелочь. Мы давно привыкли не солить еду, — замечает Светлана.
— Вопрос некорректный, но все же: сколько заплатили за операцию?
— Ни копейки. Все оплатил Минздрав Украины, за что огромное спасибо.
— Последние лет пять операции по трансплантации украинским детям оплачивает Минздрав этой страны. Там знают наши результаты лечения, поэтому выбрали Беларусь, — объясняет С. Байко. — В нашей стране всем детям и взрослым пересадку органов, в том числе почки, делают бесплатно. Трансплантация почки иностранному ребенку стоит 60 тыс. евро, включая постановку в лист ожидания, операцию, 35-дневное лечение и наблюдение за пациентом после операции.
— Из каких стран к нам приезжают еще?
— Из Болгарии, Грузии, Казахстана. Как узнают? Одного, второго ребенка успешно прооперировали — и все заинтересованные уже знают.
В соседней палате — ровесник Марго, Никита из Могилева. Операцию ему сделали 10 марта. Он тоже из палаты ни ногой. Круг общения — бабушка и врачи. Говорит, соскучился по общению, поэтому словоохотлив.
— Хорошо учусь. Отличник. Вырасту — стану доктором. Врачи лечат всех, спасают, — Никита уже определился с планами на далекое будущее.
— Станешь, если захочешь, — поддержал мальчика С. Байко. — Был у нас мальчик, которому пересадили почку. После школы поступил в медицинский университет, окончил его и работает хирургом в одной из поликлиник Минска.
— Мне бы в футбол поиграть, — это уже ближайшие Никитины планы. — Но врачи сказали: «Лучше не рисковать. Не дай бог, в живот мячом попадут».
— Да, брат, тебе живот беречь надо, — замечает Сергей Валерьевич.
— Почему именно живот? — интересуемся.
— Донорскую почку маленьким детям помещают в живот. Это общепринятая практика. Так делают за рубежом и наши трансплантологи, — поясняет доктор.
Сергей Валерьевич за долгие годы работы стал довольно близким человеком для большинства детей с хронической почечной недостаточностью. Он их консультирует, лечит, готовит вместе с коллегами к проведению операции по трансплантации и осуществляет последующее медицинское наблюдение.
Справочно
Нефролог — врач, который специализируется на диагностике, лечении и профилактике заболеваний почек.
Фото Сергея Шелега