Людмила Шагалова: «Чокнутых старух играть не хочу»
В 1949-м актриса получила от Сталина 100 тысяч рублей и тем самым невольно спасла репрессированного отца от верной смерти. Как сложилась судьба актрисы и ее родных — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Правит случай
Суздаль. 1963 год. В провинциальном городке режиссер Константин Воинов снимает гротескную ленту «Женитьба Бальзаминова», ставшую в будущем знаменитой. Когда в 1938-м Воинов и Георгий Вицин, будучи актерами Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой, гуляли по бывшей усадьбе драматурга Александра Островского и мечтали поставить его произведение на экране, Вицину был 21 год, как и главному герою произведения. В 1964-м, на момент премьеры, ему исполнилось 46! Он комплексовал и иронично называл картину «Женитьбой забальзамированного».
Зато не комплексовали актрисы! Исполнительнице роли его 75-летней матери Людмиле Шагаловой едва исполнилось 40, она была младше своего экранного сына на шесть лет. Но вовсе не стеснялась. Пластический грим, старушечья походка и осанка сделали свое дело. Более того, с подругами Лидией Смирновой и Нонной Мордюковой она тренировала актерский аппарат. Уклад Суздаля оставался настолько застарелым, что в город они выходили в неброских домашних платьях XIX века из гардероба фильма, и никто не удивлялся. Шагалова в гриме отправлялась на рынок, где спорила с торговками, и те не подозревали, что перед ними не старуха, а молодая женщина!
Родилась Людмила Шагалова в 1923-м в Рогачеве Гомельской области в семье военного. Когда девочке было 2 года, умерла ее мать. Малышку воспитывали бабушка и отец. В 1928-м его перевели в Москву, где он быстро поднялся по карьерной лестнице, став заместителем наркома танковой промышленности. Судьба улыбнулась и Людмиле, или Ляле, как все ее называли. В 1937 году в Белокаменной повсеместно организовывали митинги школьников в поддержку полярников, высадившихся на дрейфующей станции «Северный полюс» под руководством Ивана Папанина. Люда тоже посетила мероприятие в поддержку героев, которое снимали на пленку. Работая над лентой «Семиклассники», режиссер Яков Протазанов не стал устраивать в студии смотрины сотен кандидаток на роли, а запросил кинохронику с массовым скоплением школьников и на экране выискивал лица. Там он и заметил 14-летнюю Шагалову, а также место митинга, номер школы, в нем участвовавшей. Ассистенты быстро отыскали девушку. Так она снялась в своей первой картине.
В 1939-м — во второй под названием «Высокая награда».
Роковые события
Казалось, о чем еще можно мечтать? Дочь высокопоставленного военного, начинающая актриса. Сейчас таких называют селебрити. Однако весной 1941 года все рухнуло в одночасье. Ночью в их просторную квартиру пришли с обыском. Отца арестовали. Людмиле уже исполнилось 18 лет, а значит, детского дома для детей врагов народа не будет. Она ждала ареста. Все знали: вслед за отцами забирают жен и детей. Как бы кощунственно ни прозвучало, спасло ее начало войны. После 22 июня 1941-го НКВД, за редким исключением, было недосуг преследовать родственников репрессированных. Людмила эвакуировалась в Челябинск, где работала сторожем на тракторном заводе, а потом смышленую девушку назначили комендантом звена охраны. Но мечты о кинокарьере не оставляли ее.
Как только в войне настал перелом, Шагалова в 1943 году приехала в Москву и поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова. Это был ее счастливый билет. Вместе с другими будущими знаменитостями, такими как Мордюкова, Тихонов, Макарова, Юматов, Лучко, она снялась в фильме «Молодая гвардия». Людмила сыграла Валерию Борц. 8 апреля 1949-го Шагалова получила за эту роль Сталинскую премию I степени — 100 тысяч рублей. На них можно было приобрести пять автомобилей «Победа». Правда, чиновники вычеркивали из списка молодых исполнителей, ссылаясь на то, что те еще студенты, однако вождь настоял: «Студенты, но уже артисты». На премию девушка исполнила юношескую мечту — купила шикарную шубу. Оставшиеся деньги вложила в устройство быта. Еще на 2-м курсе актриса вышла замуж за кинооператора-фронтовика Вячеслава Шумского (оператор-постановщик лент «Дом, в котором я живу» (1957), «Доживем до понедельника» (1968), «Белый Бим Черное ухо» (1976)). В 1948 году в семье родился сын Геннадий.
А еще Сталинская премия сыграла решающую роль в судьбе ее отца. Он по-прежнему находился в лагере на тяжелой работе. К тому же в конце 1940-х был этапирован на урановые рудники, что считалось верной смертью. Начальство лагеря увидело фильм, услышало по радио и прочло в газетах о награждении дочери и на всякий случай решило облегчить жизнь папе знаменитости. Сначала его перевели в дворники, потом он работал в котельной, благодаря чему выжил. После смерти Сталина был освобожден в 1954 году и реабилитирован, хотя сперва отпускали уголовников, а людей с клеймом «враг народа» — только после разоблачения культа личности в 1956-м. Отец прожил до 1982-го.
Непристойное предложение
Еще одна заметная картина с актрисой — «Верные друзья» (1954). На съемках Шагалова едва не повторила судьбу своего персонажа Кати Синцовой, по сценарию получившей тяжелую травму головы. Требовалось, чтобы в сцене, в которой Синцова выбегает навстречу обезумевшему табуну лошадей с целью отвернуть его от построек, в кадр попало ее лицо. Поэтому дублер не был предусмотрен. Все говорили: «Ляля, откажись». Шагалова пошла на риск и выстояла несколько дублей — упала, но без последствий.
А потом в жизни наступило затишье. Она играла в Московском театре киноактера, ее приглашали на второстепенные роли в фильмах, например капризной студентки Люси в «Деле № 306» (1956), ботаника Нины Платоновой в ленте «Не имей 100 рублей» (1959). Судьбоносной стала картина Александра Птушко «Сказка о потерянном времени» (1964), где актриса легко перевоплотилась в Марусю-старушку. И когда Воинову на роль матери Бальзаминова потребовалась верткая пожилая женщина, ему посоветовали обратить внимание на еще молодую Шагалову. Людмила Александровна говорила: «Я сыграла в сотне картин, но роль матери Бальзаминова стала моим «штирлицем». То есть знаковой работой.
Потом мы видели ее во многих лентах. Это главная роль Гали в фильме «Хотите — верьте, хотите — нет…» (1964), воспитательница Нина в «Подранках» (1976), директор детского сада в картине «Усатый нянь» (1977). Всего сыгранного не перечесть.
Когда актрисе исполнилось 65 лет, она все чаще стала слышать корректное «Вы так изменились». И Людмила Александровна решила больше не сниматься. К тому же, по ее словам, в так называемом кооперативном кино в начале 1990-х начали предлагать непристойные роли. Например, чокнутой старухи, подглядывающей за совокуплением.
В 2000 году Шагаловой сделали неудачную операцию лазерной коррекции зрения, и она ослепла, перестала выходить из квартиры. Рядом оставался супруг. Обоим судьба отмерила по 89 лет. Мужа не стало в 2011-м. Людмила Александровна прожила без него менее года.
Еще материалы рубрики:
Муж актрисы Инны Чуриковой режиссер Глеб Панфилов влюбился в нее, увидев в роли… Бабы-яги!