После ленты «Морозко» Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом страны и вел елки в Кремлевском дворце съездов
Как актер Александр Хвыля дважды едва не попал в сталинские лагеря и почему поссорились два самых известных в СССР Деда Мороза — подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Все, кто учился в советской школе, помнят в одной из хрестоматий репродукцию произведения Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Это одна из страниц истории церковного раскола. Сибирские староверы крестились двумя пальцами, православные — тремя, хотя противоречие было не только в этом. На картине Морозову, закованную в цепи, привозят в Чудов монастырь на исправление, а она, как сторонница старообрядчества, возносит ладонь для крещения, по-прежнему «сложив ее в двуперстие».
Советское кино не слишком церемонилось с религией. В фильме «Королева бензоколонки» (1962) актер Александр Хвыля в роли священника заходит в кафе на автозаправке и, как Морозова, поднимает вверх два пальца. Буфетчица спрашивает:
— Вы старовер, батюшка?
А он отвечает:
— Нет. Мне два по 100 в одну посуду. И огурчик. К полумерам не привык.
Впрочем, Хвыля был не только мастером шикарных эпизодов. После ленты «Морозко», где он сыграл любимого всеми зимнего волшебника, актер стал главным Дедом Морозом страны, более 10 лет вел новогодние елки в Кремлевском дворце съездов, потом волей-неволей (об этом поговорим позже) передал эстафету заслуженному артисту БССР Роману Филиппову. Вы хорошо помните его по фильму «Бриллиантовая рука» («Ты зачем усы сбрил, дурик?»). Кстати, в этой же сцене в ресторане Хвыля тоже присутствовал — в образе метрдотеля, распорядившегося подавать дичь!
Александр Леопольдович родился в 1905-м в селе Александро-Шультино Екатеринославской губернии. Его фамилия при рождении — Брессем. Прапрадед являлся офицером шведской армии. В период одной из русско-шведских войн, которых было 16, попал в плен, потом влюбился в местную девушку и остался в России. Отец будущего актера скончался, когда Саше было 2 года. Матери пришлось в одиночку поднимать пятерых детей. Александр окончил школу, устроился работать на железнодорожную станцию: там сносно платили.
После революции 1917-го юноше вскружило голову пролетарское искусство. Оно ведь в корне отличалось от старого, рафинированного. В 1922 году он окончил драматическую студию имени В. В. Воровского, здесь взял фамилию Хвыля, чтобы скрыть шведские корни. Работал в харьковских, киевских театрах.
По тонкому льду
Впервые он попал в кино с легкой руки Александра Довженко, сыграв военного оратора в ленте «Иван» (1932). Вторую роль, на этот раз главную, получил в 1938-м, воплотив на экране народного героя Устима Кармелюка, которого называли украинским Робин Гудом.
После этого фильма образ вожака стал одним из его амплуа. Воплощенные им на экране герои — командарм Николай Щорс и полководец Богдан Хмельницкий — вызывали восхищение. Однако в начале 1941 года неизвестный коллега написал на удачливого выскочку донос, в котором указал, что швед по национальности под личиной украинца не может играть легендарных людей в советском кино. Александра вызвали на допрос, после чего уволили из актерской труппы Киевской киностудии. Дело шло к аресту, что и случилось бы, останься актер в УССР. Он уехал в Москву. Там режиссер Ефим Дзиган осмелился выручить друга, дав ему роль Семёна Будённого в картине «Первая конная». Заместителю наркома обороны СССР Семёну Михайловичу понравилось, как Хвыля его сыграл. В этом образе он появлялся вновь в лентах «Оборона Царицына» (1942), «Клятва» (1946). Теперь у Александра был покровитель из окружения Сталина. Маршал часто приглашал его в гости и мог защитить от любых нападок. Разумеется, если они не исходили от самого вождя. Как назло, случилось именно это.
В 1948-м на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия». В ней актер исполнил роль опытного подпольщика Матвея Шульги. Писатель Фадеев вложил в уста персонажа сдержанную критику отступления Красной армии в первый год войны и недоработки партийного руководства. К тому же Хвыля в роли Шульги с экрана произносил: «Хороши бы мы были в этой войне — хуже Китая». В Поднебесной как раз в 1948-м продолжалось противостояние за власть между коммунистом Мао Цзэдуном и националистом Чаном Кайши. Тема в Союзе находилась под запретом. Сталин, увидев первую редакцию ленты, пришел в ярость, приказал вырезать все сцены с Хвылей. Режиссер Герасимов слег с инфарктом, а потом переписывал сценарий. От актера все отвернулись. Шутка ли, прогневал отца народов! Он год ожидал ареста, но снова всё обошлось. Посмотрев отредактированное кино, генералиссимус произнес: «Теперь хорошо. За все ошибки накажем Фадеева. Артиста… как его… не трогайте. Он сыграл, что ему эти сказали…» Не исключено, что Семён Михайлович робко замолвил слово.
Всё простил
В постсталинскую эпоху Александр с удовольствием начал исполнять роли не только командармов. Сбросив бронзовые оковы, он играл петлюровцев, бандитов, жрецов, кулаков, попов. Раскрылся в полной мере. Не раз участвовал в картинах белорусской киностудии, например «Константин Заслонов» (1949), «Зимородок» (1972).
Впервые в сказке Александра Роу исполнил роль мудреца-молчальника в 1959 году. Режиссер запомнил его фактуру и бас. Когда в 1964-м понадобился актер, которому можно доверить сыграть Морозко в одноименном фильме по сценарию нашего земляка Александра Вольпина, Роу обратился к Хвыле. Картина имела международный успех, ее отметили на фестивалях в США и Венеции. Стивен Спилберг считает ее шедевром.
Колоритного персонажа не могли не заметить. После проверки в КГБ (а проверяли и тех, кто прыгал зайчиком под елкой) Александр Леопольдович начал вести новогодние представления в Кремлевском дворце съездов. Правда, ему было уже за 60. И с 20 декабря по 10 января выходить в шубе на душную сцену, плясать с детками становилось всё сложнее. К тому же он продолжал сниматься в кино. Часто приходилось отказываться от ролей, если съемки совпадали с детскими утренниками. В начале 1970-х Хвыля обратил внимание на габаритного Романа Филиппова с густым басом и попросил изредка подменять его на кремлевских представлениях, согласовав это с кураторами. Случилось неожиданное. Коммуникабельный прыткий Филиппов, который младше Хвыли на 30 лет, быстро сдружился с администраторами мероприятия. Вероятно, по простоте душевной, а может, из чувства корысти он, не посоветовавшись с Александром Леопольдовичем, договорился о том, что актеры будут играть главного Деда Мороза по очереди. Подсидел, в общем. Хвыля счел поступок непорядочным. Перестал здороваться с Филипповым. Простил его лишь в 1976-м, в последний год своей жизни, когда болезнь уже не позволяла обаятельному, всегда жизнерадостному актеру выходить на сцену.
Еще материалы рубрики:
История жизни и тайна гибели основателя Академии МВД СССР генерал-лейтенанта Сергея Крылова