«Мадам, я приглашаю вас в Париж». Кем были легендарные асы эскадрильи «Нормандия — Неман»
Кто на самом деле инициировал создание французского авиаполка «Нормандия — Неман» и почему его пилоты отказали сыну Сталина, предложившему воевать под его началом, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Служили два товарища
15 июля 1944 года авиаполк «Нормандия» (позже — «Нормандия — Неман») перебазировался с аэродрома, расположенного недалеко от села Дубравка Смоленской области, поближе к фронту, в городок Микунтани (Литва). Пилот Морис-Филип де Сейн сел за штурвал одноместного самолета Як-3. Чтобы перелететь на новый аэродром, авиамеханик Владимир Белозуб забрался в грузовой отсек.
Сельский юноша с Днепропетровщины и аристократ из Парижа были боевыми друзьями, делили фронтовые радости и невзгоды. Володя учил Мориса русскому языку, а де Сейн давал Белозубу уроки французского. Впрочем, это можно назвать большим, чем просто дружбой. От добросовестности механика зависит жизнь пилота.
В какой-то момент с земли по самолету открыли огонь. Пули прошили бензобак. В салоне и грузовом отсеке начинался пожар. Морис потерял ориентиры.
С земли французу поступали настойчивые команды прыгать. Французский майор Дельфино и советский офицер Агавельян требовали по рации, чтобы де Сейн покинул самолет. Но он все же надеялся посадить авиамашину, ведь если у пилота имелся парашют, то у Белозуба спасительного купола не было. Самолет долго шел по прямой траектории. Летчик не прыгал, до последнего надеясь спасти друга. Як-3 смог дотянуть до земли, но ударился о нее и запылал. Французского аристократа и сельского парня похоронили рядом на ромашковом поле…
Во всех источниках утверждается, будто сначала эскадрилью, а потом полк «Нормандия» создали и отправили на Восточный фронт по инициативе главы Национального комитета «Свободная Франция» (позднее — «Сражающаяся Франция») Шарля де Голля. Формально это так. Но на деле всей организацией занимался заместитель военного представителя «Свободной Франции» Альбер Мирлес. Его имя исчезло из истории в советский период, так как он являлся сыном русских эмигрантов. Мать работала пианисткой в Большом театре, отец был инженером. Они уехали в Париж после революции 1905–1907 годов. Альбер родился в 1914-м. В 1932-м молодой человек окончил авиашколу, но пошел по стопам отца. Трудился над проблемой обледенения крыльев самолетов в полете. После захвата Франции фашистами в 1940 году примкнул к команде де Голля в Лондоне. Он же позже подбросил ему идею об отправке французских пилотов в помощь СССР и лично занялся организацией акции. Посетил советское посольство в Англии. Целиком разработал проект, рекомендации и документацию по формированию авиагруппы. В августе 1942-го направился в Москву. Естественно, через оккупированные страны ехать не мог. Добирался с морским английским конвоем до Мурманска. А второй раз — через Иран. Тетка Альбера (родная сестра отца) была главным санитарным врачом РККА. Она помогла встретиться с всесоюзным старостой Калининым. Потом с членами правительства Молотовым и Берией. В результате 25 ноября 1942 года СССР и Франция подписали соглашение о создании эскадрильи «Нормандия», названной в честь французской провинции, больше других регионов пострадавшей от фашистов.
Ее сформировали в Ливане. Альбер лично поговорил с каждым пилотом. К середине ноября летчики получили сначала иранские, а потом советские визы. 28 ноября на трех военно-транспортных самолетах Ли-2 команду доставили в Баку, а на следующий день — в Иваново, где базировалась 6-я запасная авиабригада. Размещением и материально-техническим обеспечением эскадрильи руководил полковник (с мая 1943-го — генерал) Красной армии Степан Левандович.
Изначально подразделение состояло всего из 14 боевых пилотов, двух специалистов связи, врача, переводчика, 25 техников и 18 бортовых стрелков. СССР выделил 17 механиков. В конечном счете французских авиатехников почти поголовно заменили на советских: летом они справлялись с задачей отлично, но зимой у неадаптированных к русским морозам коченели руки. А ведь не с каждой гайкой справишься в варежках! Вообще французские механики часто попадали в комичные ситуации. Однажды двое удерживали самолет при взлете за хвостовое оперение во избежание крена на грунте и, не успев отпустить руки, поднялись в воздух вместе с ним. Благо рядом находилось болото. Упали в него.
Несколько авиамехаников, прибыв в Иваново, еще до получения документов отправились на осмотр достопримечательностей. Бдительные сотрудники НКВД заметили подозрительных иностранцев и двое суток продержали их в тюрьме, пока не разобрались.
4 декабря 1942 года приказом командующего ВВС Александра Новикова французская эскадрилья вошла в состав авиации СССР. Французам выплачивали зарплату из советского бюджета, наличные переводили в английскую валюту и отправляли семьям летчиков в Британию.
Высокая кухня
Во время обучения французам предоставили самолеты Як-7, бипланы Ут-2 и три Як-1. Именно Мирлес настоял на том, что эскадрилья должна летать исключительно на русских машинах. В марте 1943 года «Нормандию» перевели в состав 1-й воздушной армии Западного фронта. Состоялось боевое крещение на орловском направлении, где французы проявили себя как эффективное формирование. Альбер Прециози и Альбер Дюран 5 апреля 1943-го сбили по одному Focke-Wulf FW 190. Однако уже 13 апреля открылся список потерь. Под Спас-Деменском (Калужская область) погибли трое летчиков: Раймон Дервиль, Андре Познански и Ив Бизьен.
Состав пилотов по летному опыту был неровным. У одних он составлял свыше 800 часов, что в три раза больше, чем в среднем у советских авиаторов, а у других, более молодых, — всего 150 часов. Для допуска необходимым считалось не менее 300, и молодые ребята «дорисовывали» себе недостающие часы в документах.
Случались бытовые казусы. Например, французы называли пшено птичьей едой и не могли его есть. Зато с удовольствием употребляли в пищу желтые одуванчики. Повара, увидев это, решили, что с иностранцами что-то не так. Позвали доктора. Тот пояснил: во Франции одуванчик — съедобное растение. А как-то раз, истосковавшись по высокой кухне, авиамеханики изловчились приготовить беф бургиньон (а-ля гуляш с овощами). Смачно уплетали его возле полевой кухни. Угостили и русских коллег. Когда те узнали, что блюдо сделано из кухонного завсегдатая — кота по кличке Геббельс, — накостыляли «лягушатникам». Те оправдывались: «Мы освежевали министра пропаганды нацистской Германии!» Все оказалось розыгрышем. Кот как ни в чем не бывало вернулся на кухню. Блюдо на самом деле приготовили из лесного зайца.
Проблемами стали языковой барьер и неумение некоторых работать в команде — они просили не высылать их машины на сопровождение бомбардировщиков. Страстью французов была одиночная «свободная охота» в небе за немецкими истребителями. Во всяком случае, в начале. А. Мирлес корил себя за то, что, отбирая команду пилотов, обращал внимание на самых лихих и отважных, отметая исполнительных небесных ремесленников. «На всем протяжении боевой работы эскадрильи «Нормандия» установлено, что французские летчики групповой воздушный бой вести не умеют, — писал он в дневнике. — Коллективная спаянность, взаимная выручка и поддержка в бою отсутствуют. Обладая отличной техникой пилотирования, в погоне за личной славой летчики стремятся вести бой поодиночке, в результате при атаке и преследовании противника, увлекаясь мнимым успехом, забывают об осмотрительности, чем и объясняется большинство потерь, понесенных эскадрильей «Нормандия» на советско-германском фронте».
Со временем служба и дружба с пилотами СССР научили французов коллективной работе в небе. Они породнились с русскими персонально. Василий Сталин, узнав о ставшем известным подразделении французов, пытался переманить иностранцев более высокой зарплатой и комфортными условиями в 32-й гвардейский истребительный авиационный полк, которым командовал. Но «нормандцы» не захотели расставаться с однополчанами, к которым прикипели, и отказали сыну вождя.
5 июля 1943 года эскадрилью преобразовали в полк «Нормандия». В его составе теперь насчитывались 32 самолета, четыре эскадрильи. Их именовали по названиям французских городов — «Руан», «Кан», «Гавр» и «Шербур». В распоряжении пилотов появились Як-9. На хвостах и фюзеляжах были нарисованы советские красные звезды. Но на обтекатель винта летчикам позволили наносить трехцветную французскую символику, по колерам их флага.
Виконты и штрафники
Кем же на самом деле были знаменитые французские пилоты? Среди них, например, оказалось немало тех, кого у нас назвали бы штрафбатовцами. Летчики, служившие во французских колониях в Африке и на других континентах, невольно стали заложниками. После захвата Франции в июне 1940 года и установления там коллаборационистского режима Виши колониальные французские военные подразделения перешли под управление гитлеровских ставленников. Таким образом, пилоты оказались в ВВС, находящихся на службе у фашистов. Не все летчики сразу ушли из армии, косвенно подчинялись Гитлеру. Формально были виновны. Де Голль предложил им искупить вину кровью в «Нормандии».
Один из таких асов — Альбер Марсель. После вторжения немцев во Францию он почти год прослужил в колониальном Оране (Алжир) и только весной 1941-го в период учений бежал на самолете в Британию. Сражался в рядах «Нормандии». 27 ноября 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. После войны Марсель уехал в США, открыл сеть ресторанов.
Жак Андре родился в семье знаменитого французского аса Первой мировой.
Он стал самым результативным пилотом полка «Нормандия — Неман». На момент начала войны в СССР ему было 22 года. 4 июня 1945-го Жак тоже был удостоен звания Героя Советского Союза. Интересный факт: в 1948 году Андре принял участие в Олимпийских играх в Лондоне. Выступал в легкоатлетических дисциплинах. Призером не стал, но занял 12-е место на дистанции 400 м в беге с барьерами.
Ролан де ла Пуап — французский аристократ, виконт (дворянский титул), имя одного из его предков высечено на Триумфальной арке. Он также стал Героем Советского Союза. Совершил 125 боевых вылетов, одержал 18 воздушных побед! По дороге к аэродрому за ним всегда бежала рыжая собачонка, которую де ла Пуап подобрал еще в Иваново и взял с собой при передислокации. Механик нарисовал впереди его «Яка» грозную акулью пасть. Однажды после задания ночью по ошибке Ролан едва не приземлился в оккупированном гитлеровцами городе. Командир эскадрильи Литтольф заметил: «Вам не акулу, а ворону следует нарисовать!» После войны он открыл завод по производству полимеров. Прожил 92 года. Ролан де ла Пуап — прототип одного из героев советско-французского фильма «Нормандия — Неман», вышедшего в 1960-м.
Марсель Лефевр после начала оккупации Франции бежал на своем самолете в Англию. На родине был приговорен к смертной казни. 28 мая 1944 года его авиамашина загорелась под Витебском. Линию фронта он пересек, но после посадки не успел покинуть самолет и сгорел заживо. Удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Из 96 французских пилотов, воевавших на территории СССР, погибли 42 человека. Почти половина.
От «Нормандии» к Джеймсу Бонду
В середине июля 1943 года подразделение приняло участие в операции на Курской дуге. Семь пилотов погибли, французы сбили 18 немецких самолетов.
Восемьдесят лет назад, 25 мая 1944 года, полк «Нормандия» направили на 3-й Белорусский фронт. Летчики громили авиацию и войска захватчиков на аэродромах Болбасово (Оршанский район), Докудово (Крупский район), под Толочином и Борисовом. 26 июня 1944-го 72 раза поднимались в воздух, уничтожили восемь немецких самолетов. Освобождали Витебск, Оршу, Борисов, Минск. За оперативную тактику при форсировании реки Неман 28 октября 1944 года полку присвоили наименование «Неманский». Так окончательно сформировалось название «Нормандия — Неман».
К сожалению, не обошлось без нелепых трагедий. Так, в июне 1944-го младший лейтенант Морис Шалль в темноте белорусского неба сбил самолет и начал ликовать. Пока ему не сообщили: он уничтожил советскую авиамашину бесстрашного лейтенанта Архипова.
Полк «Нормандия — Неман» сражался в Литве, в восточной Пруссии, где пилоты сбили 41 фашистский самолет, не потеряв ни одного своего.
Как видим, французских летчиков — участников Великой Отечественной на территории СССР было совсем немного — менее 100 человек. Но в первые послевоенные десятилетия ходили тысячи мифов о пылких романах с красавцами французами, о детях, рожденных от них русскими девушками. На деле, возможно, имели место единичные случаи. Даже в популярной белорусской картине «Расписание на послезавтра» Игоря Добролюбова бабушка школьника старших классов Вити Ковалева рассказывает внуку, как во время войны вынесла к партизанам раненого французского летчика, а он все твердил: «Мадам, я приглашаю вас в Париж!»
В 1945 году полк вернулся во Францию. Его не расформировали. Он продолжил существовать под прежним названием. Сегодня в него входят три эскадрильи.
Что касается инициатора создания летного подразделения сына русских эмигрантов А. Мирлеса, то после войны он работал в службе промышленного шпионажа. Это дало ему возможность стать сначала консультантом в киногруппе, а потом одним из соавторов лент о Джеймсе Бонде!
Справочно
На счету у «Нормандии — Немана» более 5,3 тыс. самолето-вылетов, 869 воздушных боев, 273 уничтоженные авиамашины врага. Четверо французских летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, 76 награждены советскими орденами, а полк получил ордена Красного Знамени и Александра Невского.
Читайте также:
Все пылало, а в огне гибли люди. Чем жил Минск во время фашистской оккупации
РУИНЫ СТРЕЛЯЛИ… Что подвигло 18-летнего Николая Кедышко создать подпольную группу
«Улица героя». Смотрите 10-серийный проект агентства «Минск-Новости», посвященный освободителям
Бельского, Тимошенко, Бурдейного… Какие улицы во Фрунзенском названы в честь Героев Советского Союза
От летчицы до кинорежиссера. Как Герой СССР Евгения Жигуленко 5 раз смело меняла свою жизнь