1200 90

Мобилизация СМИ и знаменитости-добровольцы. Как советская пресса перешла на военные рельсы

Как советская печать перешла на военные рельсы: подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Pressa 5b8f99c785600a7f3e161e65

Газетный фронт

Открывая советские и в частности белорусские газеты от 22 июня 1941 года, с изумлением обнаруживаешь, что в них нет ни слова о нападении Германии на СССР. Но в следующую секунду понимаешь: бумажная пресса не могла реагировать на события в режиме реального времени. Газеты в печать сдали вечером 21 июня, в субботу, до начала вторжения.

Тем не менее сложно отрицать: общество тех лет было весьма организованным. Все слышали про всеобщую мобилизацию, эвакуацию предприятий после начала войны. СМИ тоже мгновенно стали на военные рельсы. Сталин подписал распоряжение «О красноармейских газетах», которые развернулись широким фронтом за счет уменьшения числа гражданских изданий. В Кремле понимали, что информировать о положении на фронтах, формировать мнение в армии, достучаться до каждого, поддерживать в людях огонек веры в победу архиважно. Если проводить параллели с сегодняшним днем, то влияние прессы было механизмом более мощным, чем нынешние социальные сети.

Из 39 центральных газет оставили 18. Да и в них сократили штат и зарплатный фонд. Например, в «Известиях» до войны работало 198 сотрудников, а к концу 1941-го — 82 человека. В редакции из них оставался десяток. Остальные, как говорят журналисты, работали в «поле». Из 29 отраслевых газет сохранили 9. И действительно, такие издания, как «Советская торговля», «Легкая промышленность», «Архитектурная газета», на время потеряли актуальность. Закрыли 145 журналов. Специалисты, оборудование, бумага предназначались фронту. Всю структуру печати перестроили. Минимизировали местную прессу в тылу. А вот созданная сеть фронтовых газет поражала масштабами. В стрелковых, танковых, общевойсковых соединениях, войсках противовоздушной обороны, на флоте выходили свои издания. К 1942-му их было уже более 700. Всего в годы войны в Красной армии выходило 1 357 газет.

035

Владимир Омельянюк

Не забывали и об оккупированных городах. Забрасывали разными способами печатавшиеся в Москве специальные издания, например «За Советскую Белоруссию». В партизанские отряды старались доставить через линию фронта полевые типографии для изготовления собственных боевых листков, а иногда и полноценных газет. В конечном итоге их насчитывалось 385. Искали возможность на занятых врагом территориях поддержать печать подпольных газет, которых к концу 1943-го было более 200. Яркий пример — газета «Звязда». Работник подпольного горкома партии Владимир Омельянюк весной 1942 года вышел на полиграфиста Михаила Воронова. Он до войны возглавлял печатный цех типографии. Фашисты привлекли его на работу. Михаил начал набирать подпольную газету прямо в типографии, где печатали прессу оккупантов. Ведь порой прятать удобнее всего на виду. Гранки выносил в мусорном баке. По частям набор доставлял на конспиративную квартиру, где и печатали газету. Первый номер вышел 18 мая 1942 года, его распространили по Минску. Нацисты, уверенные, что с подпольем давно покончено, были в бешенстве. Не листовку, а настоящую газету умудрились бросить в тысячи почтовых ящиков. Дающая надежду информация, опубликованная в ней, нужна была минчанам как воздух. Ведь пропаганда уверяла, что СССР «на лопатках» и войне скоро конец. 75 тыс. рейхсмарок пообещали тем, кто выдаст подпольную типографию. 26 мая Омельянюка убил провокатор, а газета выходила еще не раз до обнаружения и уничтожения редакции.

Конечно, издатели «Звязды» не единственные соотечественники, имевшие отношение к прессе в годы войны. Выходец из Гомеля Арон Митлин начинал в 1920-х в газетах «Рабкор транспорта», «Гудок».

С 1938 года возглавлял газету «Кино» и журнал «Искусство кино». После начала войны в качестве ответственного секретаря направлен в ежедневную газету Брянского фронта «На разгром врага». 30 августа 1941-го с коллегами на автомобиле выехал в Брянск. Большая группа фашистских самолетов атаковала пригород, где располагались советские части. Осколком бомбы Митлину перебило левую ногу до колена. В ночь на 2 сентября он скончался в госпитале от заражения крови.

Не только опытные белорусские журналисты становились военными корреспондентами на фронтах. Некоторые наши соотечественники приобщились к перу, будучи на войне, а потом всю жизнь посвятили журналистике. Например, Дмитрий Марченко во время сражения под Гатчиной узнал, что наш земляк Андрей Усов уничтожил более 20 немецких танков! Конечно же, молодому человеку захотелось рассказать о подвиге в прессе. А после войны он 40 лет проработал в радиожурналистике. Павел Ерошенко, который на фронте был связистом, также издавал боевые листки. В дальнейшем всю жизнь посвятил военной журналистике.

Pressa pravda

В поисках правды

Кроме локальных дивизионных и полковых изданий в армии и на флоте издавали пять центральных военных газет. Например, «Красная звезда», корреспондентами которой становились известные писатели, поэты, драматурги, сценаристы — Константин Симонов, Михаил Шолохов, Алексей Сурков и сотни других. Многих из них не пускали на фронт, они с трудом добивались права ехать на передовую. Так, поэт Арсений Тарковский, отец знаменитого режиссера, долго обивал пороги перед тем, как его отправили в газету 16-й армии «Боевая тревога». Потерял ногу в сражении.

Конечно, корреспонденты, которым присваивали офицерские звания, были вооружены. Но главным их оружием оставалось перо, хотя часто приходилось вступать в бой, занимать место убитых командиров. Так, корреспондента газеты 18-й армии «Знамя Родины» Сергея Борзенко направили освещать высадку Керченского десанта в Крыму. В ходе операции офицеры погибли. Сергей взял командование обороной стратегически важного «пятачка» на себя. В течение трех суток удерживал укрепление. Впоследствии ему присвоили звание Героя Советского Союза.

030ec456ab11e5e60233b7bf13cac80e189150fb

Борис Полевой

Писатель Борис Полевой, автор знаменитой «Повести о настоящем человеке», с начала войны – на фронте. Сперва в качестве корреспондента «Пролетарской правды», потом — газеты «Правда». Одним из первых он рассказал читателям об ужасах Освенцима. Присутствовал на Нюрнбергском процессе как корреспондент. Будучи корреспондентом «Правды», долго воевал на передовой Калининского фронта перед тем, как командующий Иван Конев согласился дать ему интервью, ведь тот прошел боевое крещение. Однажды, добираясь в штаб вместе с корреспондентом на своем «Виллисе», будущий маршал признался, что ранее видел много журналистов, которые из штаба не выходили, и решил, что будет говорить только с тем, кого сочтет равным.

Нельзя не вспомнить историю Константина Симонова, который в июле 1941 года в качестве корреспондента «Известий» прибыл под Могилев, где шли тяжелейшие оборонительные бои. Несмотря на уговоры командира 388-го полка полковника Семена Кутепова уехать, он остался и стал свидетелем 14-часового боя, где было уничтожено 39 немецких танков, однако и из полка мало кто выжил. Выбравшись из «мясорубки», он решил, что завещает развеять свой прах над Буйничским полем под Могилевом, чтобы навсегда остаться с погибшими на его глазах ребятами.

Опасная любовь

Безусловно, хорошему корреспонденту всегда присущ дух авантюризма. Несмотря на военные годы, между изданиями, особенно центральными, оставалась конкуренция. Авторы спешили быть первыми в обладании важной информацией. Находить наиболее яркие и даже потрясающие случаи подвигов на фронтах. А еще публиковали в своих изданиях лирические произведения, чаще всего стихи.

1321176

Алексей Каплер (в центре)

Самая невероятная история на эту тему — про сценариста Алексея Каплера. 40-летний литератор влюбился в 16-летнюю дочь Сталина Светлану! Отношения были не безответными. На удивление всесильный вождь народов сначала не обращал внимания на роман дочери. Потом начальник его охраны Власик попросил Каплера на некоторое время покинуть Москву и уехать на фронт в качестве корреспондента газеты «Правда». Согласитесь, деликатно. Алексей Яковлевич уехал. Но, словно потеряв голову и совсем утратив чувство опасности, в декабре 1942 года и не где-нибудь, а в «Правде» — главном печатном издании страны — опубликовал статью в лирико-эпистолярном жанре «Письмо лейтенанта Л. из Сталинграда». На первый взгляд послание выглядело так, как мог бы написать любой боец своей девушке, поэтому редакторы не придали ему значения. Но в конце были строчки: «Сейчас в Москве, наверное, идет снег. Из твоего окна видна зубчатая стена Кремля». Вождь, конечно же, прочитал, все понял и рассвирепел. Сценариста арестовали, осудили и этапировали в Воркуту. Реабилитировали его только в 1954 году.

Вопреки стандартным представлениям, фронтовые издания были разнообразны. Печатались и литературно-художественные журналы для армии, сатирические издания «Фронтовой юмор», «Сквозняк», журнал «Фронтовая фотоиллюстрация» и «Фотогазета». Вообще, военная фотопублицистика занимает особое место в истории прессы. Также печаталось 17 газет на немецком, которые забрасывали в тыл противника для его деморализации. Всех фронтовых изданий, за которыми стояли десятки тысяч журналистов, не перечесть.

Постскриптум

Случайное сходство

Postkriptum lejka...Работы по созданию компактных фотокамер с момента появления в 1826 году фотографии никогда не прекращались. Проблема состояла не в том, чтобы создать механизм, помещающийся в малом корпусе. Основная дилемма — фотоноситель. И только с развитием кинематографа, появлением 35-миллиметровой пленки в 1913 году одновременно в США и Германии появились малоформатные камеры. Американская Simplex Multi и немецкая Ur-Leica. Изобретатель последней Оскар Барнак неустанно совершенствовал свое детище. В 1920-е было выпущено много вариаций. И в 1930-м — апофеоз: свет увидел фотоаппарат Leica Standard. В нем можно было менять объективы под разные обстоятельства съемки. Существовал стандартный объектив с фокусным расстоянием 50 мм, широкоугольный (35 мм), телеобъектив (135 мм). Фоторепортеры всего мира были в восторге. Примечательно, что этот фотоаппарат и в СССР находился в свободной продаже. Правда, стоил баснословных денег — 2 тысячи рублей! Зарплата инженера за полгода! Все редакции газет и журналов обзавелись этой немецкой техникой, которая пережила войну и часто использовалась вплоть до 1970-х. По надежности аппарат можно сравнить с автоматом Калашникова. Не ломался в окопных условиях, не боялся песка и пыли.

Одновременно в 1934 году Харьковская трудкоммуна имени Феликса Дзержинского, конечно, случайно, ничего не имея в виду, стала выпускать точную копию дальномерного фотоаппарата Leica II под названием «ФЭД» — по инициалам главного борца с беспризорностью. А ведь правда, бывает, что люди, не сговариваясь, в разных частях света изобретают одинаковые технологии! Что интересно, производство передавали на Киевский завод «Арсенал», на Красногорский механический завод. Но последующие модификации «ФЭД» в точности повторяли новые модели Leica.

Советский аппарат стоил 712 рублей. Это почти 2 зарплаты инженера. Пользовался популярностью у военных корреспондентов на фронте. Но все же самые знаменитые пользовались техникой Leica. Чтобы поддержать отечественного производителя, на фронте запретили съемки зарубежной аппаратурой без особого разрешения. В этой по-советски справедливой борьбе все равно победила Leica. Да и советскую копию в обиходе многие так называли.

Символ ленд-лиза

Postkriptum 1543064874 sergei okinawaВ годы Первой мировой войны автомобильная компания Джона Уиллиса была второй после Ford по объему производства машин.

К началу Второй мировой Джона уже не было в живых, но его фирма Willys-Overland успешно работала и опередила Ford в тендере на производство машин повышенной проходимости для армии. Правда, потребности превысили производственные возможности компании. И заводам Ford отдали часть заказа на производство «Виллисов». Их выпускали под названием Ford GPW.

В Красную армию «Виллисы» начали поставлять по ленд-лизу с лета 1942-го. Всего за годы войны было получено 52 тысячи машин. Часть из них привозили морем в разобранном виде и собирали в Омске и Коломне. Их любили командиры. Машина не боялась русской распутицы, к ней цепляли 45-миллиметровые противотанковые пушки, и она справлялась. И это при мощности 60 лошадиных сил. Полюбилась она и советским разведчикам за возможность быстрого перемещения вдоль линии фронта.

Стоит ли говорить, что «Виллис» стал прародителем всех советских армейских внедорожников, начиная с любовно именуемого козликом ГАЗ-64.

Еще материалы рубрики:

Боролись с фейками типа «враг взял Москву», делали спецрепортажи. Как в годы войны работало белорусское радио

«Не назвала немцам, отрубившим ей кисти рук, даже своего имени». Рассказываем о подвиге советских связистов

Каждый день требовалось вручную выстирать 240 кг одежды. Кто и как спасал солдат Великой Отечественной от инфекции и эпидемий

Во время Великой Отечественной войны борьба с пожарами в СССР обрела всенародный характер

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Заводском продолжается городской проект «Родные песни. Споем вместе!»

В Заводском продолжается городской иммерсивный проект «Родные песни. Споем вместе». В одном из ТЦ района организовали концерт и развлекательную программу 22 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2024 11 22 12 36 34 879

Народные хиты и танцевальные номера исполнили творческие коллективы районного Дворца детей и молодежи «Золак». В их числе образцовый вокальный ансамбль «Песенка», образцовый эстрадно-вокальный коллектив «Голос», вокальный коллектив «Рапсодия», образцовый театр танца «Ирис-шоу», образцовый ансамбль народной песни «Святкі» и др.

izobrazhenie viber 2024 11 22 12 14 53 872 1

izobrazhenie viber 2024 11 22 12 19 08 363

Спикерами мероприятия выступили первый секретарь Заводского районного комитета ОО «БРСМ» Виктория Спичакова и член комиссии по социальной политике и здравоохранению Молодежного парламента Дмитрий Шустов.

Считаю проект уникальным — он транслирует истинные белорусские ценности: дружбу, взаимоуважение, единство народа, любовь к семье и стране, — отметил Д. Шустов. — Наши песни именно об этом. Недавно на одном из мероприятий задумался о смысле гимна республики и пришел к выводу, что в нем нет ни одного слова о национальной розни, вражде, а только о любви к родному краю и людям. Хочу поблагодарить администрацию Заводского района, комитет БРСМ и ребят, которые сегодня приняли участие в проекте, а также людей, оставшихся за кадром, но выполняющих важную и ответственную работу. Это звукорежиссеры и преподаватели творческих коллективов.

Подготовили и развлекательную программу. Посетители ТЦ отвечали на вопросы, активно поддерживали выступающих. Кроме того, был организован онлайн-конкурс историй. Лучшие отмечены подарками от БРСМ.

Следующий этап проекта «Родные песни. Споем вместе» пройдет 26 ноября.

Фото администрации Заводского района

Белорусские гимнастки взяли две медали в групповых упражнениях на турнире в Катаре

Белоруски выиграли две награды в групповых упражнениях на международном турнире по художественной гимнастике «Небесная грация», который проходит в столице Катара Дохе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

sport gimnastika shou stolyarov 81 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

Команду Беларуси в этом виде программы 22 ноября представляли Кирьяна Шевцова, Валерия Малькович, Эмилия Вечорко, Таисия Ерчак и Злата Бученкова. В композиции с пятью обручами девушки с результатом 33,05 очка заняли второе место, уступив спортсменкам из Узбекистана. В упражнении с тремя лентами и двумя мячами белоруски набрали 28,15 балла и поднялись на третью ступень пьедестала, победительницами стали российские гимнастки.

Турнир «Небесная грация» завершится 22 ноября финалами в отдельных видах у сениорок. Участие в состязаниях принимают более сотни спортсменок из 25 стран.