Мы узнали у лучшего водителя трамвая, легко ли стать «Минским мастером» и как часто пассажиры делают подарки
Легко ли стать лучшим в конкурсе «Минский мастер»? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» поинтересовался у одной из победительниц профессионального состязания.
Фамилия лучшего столичного водителя трамвая — Кучер. И еще одно доказательство того, что всё в нашей жизни не случайно… Именно так называли первых водителей городского общественного транспорта.
— Это случайность, — улыбаясь, не соглашается Ольга, — фамилия-то от мужа.
В беседе выясняется, что водителем трамвая моя визави тоже стала благодаря супругу. Прежде чем кардинально изменить жизнь, Ольга Кучер работала в торговле, поднялась по служебной лестнице до должности администратора большого продмага. И зарплата тоже устраивала. Но душа почему-то требовала перемен. Формально потому, что далеко добираться на работу. Считай, через весь город — от станции метро «Партизанская» в Зеленый Луг. Да и магазин работает допоздна, поэтому каждый день домой возвращалась едва ли не в полночь. Но главное, говорит Ольга, не покидало ощущение, что торговля — это не мое.
Ее муж на работу ездит на трамвае. Однажды в вагоне услышал приглашение на курсы водителей с последующим трудоустройством. Предложил жене: мол, у тебя получится.
Поначалу Ольга была категорически против, но, подумав, все же решила попробовать:
— Когда в первый раз прикоснулась к контроллеру (это руль и газ в трамвае одновременно. — Прим. авт.) и вагон покатил по рельсам, сразу почувствовала, что это мое, что все у меня получится.
Об этом же стажеру Кучер сказала и Валентина Рудковская, одна из самых опытных водителей трамвайного парка и, пожалуй, лучший его инструктор (она обучила профессии десятки молодых вагоновожатых).
Было это в 2015-м. И в тот же год О. Кучер завоевала право на участие в профессиональном конкурсе, чтобы побороться за честь называться лучшим водителем городского трамвая. Заняла шестое место из 12. Потом была пятой, четвертой. А нынче, перепрыгнув третье и второе места, стала сразу первой и получила гордое звание «Минский мастер — 2019».
К слову, как и большинство обывателей, я даже не предполагал, как могут соревноваться в искусстве вождения водители трамвая. Машина ведь движется по рельсам, на ней не нарисуешь «змейку», как на троллейбусе, и не загонишь задним ходом в «гараж», как автобус, чтобы показать мастерство парковки. Но, оказывается, тут есть свои «фишки». Скажем, надо провезти на максимальной скорости бутылки с водой так, чтобы ни одна из них не упала (чем быстрее ход, тем сильнее трамвай вибрирует). Так проверяется плавность хода машины. Или притормозить у флажка, чтобы он оказался по центру входной двери, — подтверждение точности остановки. Или заранее сказать, какой из флажков «коридора» трамвай зацепит при движении, а какой — нет, а потом проверить в движении. Тем самым водитель продемонстрирует, как он чувствует габариты машины. Всего шесть практических заданий, и участники должны выполнить их не только безукоризненно, но и на максимальной скорости.
А перед этим предстояло еще найти (опять же на скорость) все неисправности машины, которые специально устроили судьи соревнований, и ответить на 20 вопросов по Правилам дорожного движения, за каждый неверный ответ — солидные штрафные баллы.
Но чтобы стать «Минским мастером», мало выиграть профессиональные соревнования. Из 250 водителей трамвая в число 12 участников конкурса попадают только те, кто не имеет дорожных происшествий и нарушений ПДД, замечаний и взысканий от руководства, а самое главное — нареканий от пассажиров.
— Все мы разные, — Ольга не соглашается с мнением, что пассажир нынче пошел нетерпеливый, нервный. — Любой конфликт пытаюсь тут же спокойно уладить. Поэтому никогда не имела с людьми в салоне каких-то проблем. Часто слышу добрые слова.
Водитель трамвая относится к профессиям с тяжелыми условиями труда. Постоянная вибрация, сложный график работы, когда первый вагон выходит на линию в 4:30 утра, а последний возвращается в парк в 1:30 ночи, вечно плавающие выходные, необходимость всю рабочую смену быть максимально собранным и внимательным… Такое выдерживают не все коллеги Ольги.
— А мне нравится такой ритм жизни, — уверяет Кучер. — Первой встречать восход солнца и последней провожать его за горизонт, быть полезной людям, пусть и не всегда получать за это благодарности. Находиться в кабине движущегося трамвая, наблюдая за жизнью города, словно через широкоугольный объектив. Только так одновременно можно видеть пассажиров, пешеходов, встречные и попутные машины, а еще — не провисли ли контактные провода, нет ли посторонних предметов на рельсах и многое-многое другое.
— А как насчет однообразия за окном? — спрашиваю напоследок, зная, что чаще всего трамвай Ольги бегает между Серебрянкой и Зеленым Лугом по маршруту № 6.
— Какое однообразие? — удивляется собеседница. — Наш Минск всегда разный, всегда подвижный, мобильный, живой. Я никогда не устаю им любоваться.
Справочно
На днях на остановке у БНТУ в кабину к Ольге постучали. Думала, талончик кому-то надо. Открывает окошко, а ей молодой человек протягивает три красивых яблока. И улыбаясь уходит. Видно, постоянный пассажир. А на 8 Марта или в Новый год водителю трамвая часто дарят конфеты.
Фото Тамары Хамицевич