1200 90

Мы узнали у лучшего водителя трамвая, легко ли стать «Минским мастером» и как часто пассажиры делают подарки

Легко ли стать лучшим в конкурсе «Минский мастер»? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» поинтересовался у одной из победительниц профессионального состязания.

IMG 9909Фамилия лучшего столичного водителя трамвая — Кучер. И еще одно доказательство того, что всё в нашей жизни не случайно… Именно так называли первых водителей городского общественного транспорта.

— Это случайность, — улыбаясь, не соглашается Ольга, — фамилия-то от мужа.

В беседе выясняется, что водителем трамвая моя визави тоже стала благодаря супругу. Прежде чем кардинально изменить жизнь, Ольга Кучер работала в торговле, поднялась по служебной лестнице до должности администратора большого продмага. И зарплата тоже устраивала. Но душа почему-то требовала перемен. Формально потому, что далеко добираться на работу. Считай, через весь город — от станции метро «Партизанская» в Зеленый Луг. Да и магазин работает допоздна, поэтому каждый день домой возвращалась едва ли не в полночь. Но главное, говорит Ольга, не покидало ощущение, что торговля — это не мое.

Ее муж на работу ездит на трамвае. Однажды в вагоне услышал приглашение на курсы водителей с последующим трудоустройством. Предложил жене: мол, у тебя получится.

Поначалу Ольга была категорически против, но, подумав, все же решила попробовать:

— Когда в первый раз прикоснулась к контроллеру (это руль и газ в трамвае одновременно. — Прим. авт.) и вагон покатил по рельсам, сразу почувствовала, что это мое, что все у меня получится.

Об этом же стажеру Кучер сказала и Валентина Рудковская, одна из самых опытных водителей трамвайного парка и, пожалуй, лучший его инструктор (она обучила профессии десятки молодых вагоновожатых).

Было это в 2015-м. И в тот же год О. Кучер завоевала право на участие в профессиональном конкурсе, чтобы побороться за честь называться лучшим водителем городского трамвая. Заняла шестое место из 12. Потом была пятой, четвертой. А нынче, перепрыгнув третье и второе места, стала сразу первой и получила гордое звание «Минский мастер — 2019».

К слову, как и большинство обывателей, я даже не предполагал, как могут соревноваться в искусстве вождения водители трамвая. Машина ведь движется по рельсам, на ней не нарисуешь «змейку», как на троллейбусе, и не загонишь задним ходом в «гараж», как автобус, чтобы показать мастерство парковки. Но, оказывается, тут есть свои «фишки». Скажем, надо провезти на максимальной скорости бутылки с водой так, чтобы ни одна из них не упала (чем быстрее ход, тем сильнее трамвай вибрирует). Так проверяется плавность хода машины. Или притормозить у флажка, чтобы он оказался по центру входной двери, — подтверждение точности остановки. Или заранее сказать, какой из флажков «коридора» трамвай зацепит при движении, а какой — нет, а потом проверить в движении. Тем самым водитель продемонстрирует, как он чувствует габариты машины. Всего шесть практических заданий, и участники должны выполнить их не только безукоризненно, но и на максимальной скорости.

tramvai vokzal 2А перед этим предстояло еще найти (опять же на скорость) все неисправности машины, которые специально устроили судьи соревнований, и ответить на 20 вопросов по Правилам дорожного движения, за каждый неверный ответ — солидные штрафные баллы.

Но чтобы стать «Минским мастером», мало выиграть профессиональные соревнования. Из 250 водителей трамвая в число 12 участников конкурса попадают только те, кто не имеет дорожных происшествий и нарушений ПДД, замечаний и взысканий от руководства, а самое главное — нареканий от пассажиров.

— Все мы разные, — Ольга не соглашается с мнением, что пассажир нынче пошел нетерпеливый, нервный.  Любой конфликт пытаюсь тут же спокойно уладить. Поэтому никогда не имела с людьми в салоне каких-то проблем. Часто слышу добрые слова.

Водитель трамвая относится к профессиям с тяжелыми условиями труда. Постоянная вибрация, сложный график работы, когда первый вагон выходит на линию в 4:30 утра, а последний возвращается в парк в 1:30 ночи, вечно плавающие выходные, необходимость всю рабочую смену быть максимально собранным и внимательным… Такое выдерживают не все коллеги Ольги.

— А мне нравится такой ритм жизни, — уверяет Кучер.  Первой встречать восход солнца и последней провожать его за горизонт, быть полезной людям, пусть и не всегда получать за это благодарности. Находиться в кабине движущегося трамвая, наблюдая за жизнью города, словно через широкоугольный объектив. Только так одновременно можно видеть пассажиров, пешеходов, встречные и попутные машины, а еще — не провисли ли контактные провода, нет ли посторонних предметов на рельсах и многое-многое другое.

— А как насчет однообразия за окном? — спрашиваю напоследок, зная, что чаще всего трамвай Ольги бегает между Серебрянкой и Зеленым Лугом по маршруту № 6.

— Какое однообразие? — удивляется собеседница.  Наш Минск всегда разный, всегда подвижный, мобильный, живой. Я никогда не устаю им любоваться.

Справочно

На днях на остановке у БНТУ в кабину к Ольге постучали. Думала, талончик кому-то надо. Открывает окошко, а ей молодой человек протягивает три красивых яблока. И улыбаясь уходит. Видно, постоянный пассажир. А на 8 Марта или в Новый год водителю трамвая часто дарят конфеты.

Фото Тамары Хамицевич

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.