izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

На общей «Ниве». Как советский внедорожник стал первым в мире городским кроссовером

Советский внедорожник конструкции нашего земляка Петра Прусова стал первым в мире городским кроссовером. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Prusov Petr Mihajlovich

Спецоперация

Весной 1966 года корреспондент «Известий» в Риме, а по совместительству сотрудник внешней разведки, подполковник КГБ Леонид Колосов шел на встречу со своим старым знакомым, работником аппарата правительства Италии.

Накануне в СССР приняли решение купить в Европе завод по производству легковых машин под западный кредит. В ФРГ предлагали конвейеры Opel и Volkswagen, но в Москве считали, что негоже советскому человеку ездить на машине из страны, где правят реваншисты.

Французы были готовы построить и оснастить заводы Renault, Citroën, но ни один из них не мог на тот момент выдать 600 тысяч машин в год. А ориентировались на такую цифру. Благонадежным казался итальянский концерн Fiat, которым владел Джованни Аньелли, периодически финансово подпитывавший местных коммунистов в лице Пальмиро Тольятти. Продолжал помогать партии и после его смерти.

В переговорах с советским Министерством торговли о кредите для строительства завода правительство Италии уперлось в цифру 8 % годовых. К делу подключился КГБ. Колосов при встрече со знакомым из итальянского правительства предупредил: если не пойдут на уступки, советская делегация собирает чемоданы и едет в Германию. Через день корреспондент-разведчик снова встретился с высокопоставленным итальянцем, и тот на салфетке написал цифру 5,6 %. Завод купили. Журналист в погонах сэкономил стране 62 млн долларов и получил от руководства в подарок охотничье ружье. Соглашением предусматривался монтаж предприятия и совместное создание 3 моделей: седана (ВАЗ-2101), универсала (ВАЗ-2102) и автомобиля «люкс» (ВАЗ-2103), на котором потом гоняли в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Машины изготавливали на базе Fiat-124.

Когда на уже работающее предприятие в начале 1970-х прибыл председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, ему показывали металлогипсовый макет ВАЗ-2103 — последнюю по договоренности совместную с итальянцами машину. Он сказал, что работа с Fiat на этом заканчивается, как обусловлено контрактом. Дальше надежда на свои таланты и силы. Заметил, что первым шагом в самостоятельном плавании должен стать автомобиль повышенной проходимости на базе «Жигулей» для сельчан, особенно для глубинки, где на легковушке не проедешь. С этих слов началась работа над советским внедорожником «Нива» (ВАЗ-2121), конструктором которого стал наш земляк Петр Прусов. Машину он назвал по первым буквам имен своих детей — Натальи и Ирины — и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева — Вадима и Андрея.

maxresdefault 5

Другим путем

Петр Михайлович родился в селе Зубки Лиозненского района Витебской области в январе 1942 года. В 1962-м окончил Городокский техникум механизации сельского хозяйства. Службу в армии проходил в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире. Водил тяжелый танк ИС-2 с минным тралом. Разминировал алжиро-марокканскую и алжиро-тунисскую границу. Подорвался в пустыне, да так, что нашли его окровавленным спустя несколько суток, эвакуировали вертолетом. Демобилизовавшись, окончил Запорожский машиностроительный институт по специальности «автомобили и тракторы». В самом начале работы ВАЗа в 1970-м пришел в конструкторский отдел завода и благодаря творческой сообразительности быстро стал ведущим специалистом.

50 лет назад во всем мире внедорожник продолжали воспринимать как автомобиль армейского типа, используемый в войсках, в сельской местности или в экстремальных условиях. Даже Toyota Land Cruiser, выпускавшийся с 1951 года, долго оставался похожим на армейский Willys времен Второй мировой. Передний привод у большинства внедорожников был отключаемым. Но главное — все они строились с рамными кузовами, то есть имели жесткий каркас. Прусов решил пойти иным путем — отказаться от рамы, предложив сделать несущий кузов. Мировые производители к этому подходу массово пришли только в ХХI столетии с появлением на рынке первых городских кроссоверов. Не зря британский исследователь автомобилестроения Энди Томпсон считает «Ниву» прямым предком этого класса машин. Правда, в тот же период были единичные попытки в Америке и Британии создать безрамный внедорожник, но идея до поры не прижилась.

Еще одно радикальное отличие «Нивы» — неотключаемый, постоянный полный привод. За эту позицию Прусов боролся до хрипоты. И третья особенность, отличавшая «Ниву» от всех мировых внедорожников тех лет, — никакого аскетичного интерьера. А ведь он тогда оставался даже в английском Land Rover. В «Ниве» интерьер решили делать таким же, как в легковушках! Согласитесь, есть ощущение, что это описание концепции любого современного городского паркетника.

LADA 4x4 Pickup na baze VAZ 21213

Вынесет всё

Секрет креатива крылся вовсе не в озарении, хотя без него тоже не обошлось. Дело в том, что «Жигули» и «Ниву» должны были производить на одном конвейере из одних и тех же деталей, за исключением ряда различающихся принципиально. Поэтому естественно, что в ней салон от серийных легковых «Жигулей» с мягкой передней панелью и хромированными деталями интерьера. Не шикарно, но и не по-спартански.

По причине одних конвейера и запчастей сделать отключаемый передний привод было невозможно. Конструктор вспомнил, как подростком на машинно-тракторной станции с водителями мог разобрать и собрать полноприводный МАЗ-501, и в «Ниве» применил тот же принцип коллеги из Минска Анатолия Лефарова.

Еще в юном возрасте, колеся на тракторе в деревне, потом по Алжиру на танке, конструктор мечтал о симбиозе необузданной силы, проходимости и в то же время комфорта и даже элегантности в автомобиле. И он добился этого. Когда в конце 1970-х по улице проплывала темно-вишневая «Нива», автолюбители провожали ее завистливыми взглядами. Это была гармоничная машина, не боявшаяся ухабов на советских дорогах. А еще в ней чувствовался стиль. И как результат — автомобиль стал самой успешной экспортной моделью ВАЗа за всю историю. Его оценили и в странах, где прекрасные собственные марки, — в Германии и Великобритании, не говоря уже о странах третьего мира. А еще он забирался в Гималаях на высоту 5 728 м, его сбрасывали с парашютом на Северный полюс. Он 10 лет обслуживал станцию «Беллинсгаузен» в Антарктиде, заводился и работал изо дня в день при –60 °C. Был и проект «Река» — армейский автомобиль-амфибия на базе «Нивы». А еще — бронированный инкассаторский автомобиль, охотничья модель, модель с грузовым отсеком, скорая помощь на удлиненной раме для отдаленных районов, снегоболотоход («пневматик») на колесах сверхнизкого давления. Машина побеждала в таких ралли-рейдах, как Париж — Дакар, Париж — Тунис, Париж — Пекин. Одерживала верх в Ралли фараонов, Ралли Туниса, Австралийском сафари (в своем классе).

Петр Михайлович в 1998 году стал главным конструктором «АвтоВАЗа». Не в самые лучшие времена. Но он еще 19 лет, до самого ухода из жизни, сначала руководил, а потом вернулся в ряды конструкторов, занимаясь улучшением и усовершенствованием моделей. Дожил он и до того момента, когда «Жигули» — Lada — вновь стали массово покупать в странах бывшего СССР.

Еще материалы рубрики:

Начинал слесарем, стал конструктором ракет. История белоруса, который помогал Королеву осваивать космос

Взрывали немецкие штабы и мосты. Как уроженец Минска участвовал в создании чудо-оружия

Академики из десятков стран аплодировали стоя. Вспоминаем ученого и конструктора Владимира Меркина

Засекреченный герой. Чем прославился выходец из Беларуси конструктор Семен Косберг

Придумал монумент Победы в Минске и проектировал дома сельчанам. Две судьбы архитектора Заборского

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мэр Новосибирска на МАЗе: «Минский пассажирский транспорт — это всегда интересно»

Минский автозавод — еще одно предприятие, которое в рамках рабочего визита посетила делегация Новосибирска во главе с мэром Максимом Кудрявцевым 18 декабря, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 07 kopiya

Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев и мэр Новосибирска посетили ряд производственных площадок, где ознакомились с номенклатурой выпускаемой продукции, особенностями отдельных технологических процессов и условиями труда. О возможностях предприятия детально рассказал гендиректор Валерий Иванкович.

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 01 kopiya

Особое внимание было уделено реализации при участии Мингорисполкома масштабного инвестиционного проекта по модернизации и расширению производства автобусов. М. Кудрявцев отметил высокий интерес российских регионов к белорусской пассажирской технике. Там же, в цехах, предметно обсудили и перспективы расширения взаимодействия.

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 03 kopiya

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 04 kopiya

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 11 kopiya

Заместитель коммерческого директора по реализации пассажирской техники Владимир Дормаш детализировал:

— Новосибирский регион — весьма масштабный и емкий. Поставляем туда разную технику: грузовую, пассажирскую, специальную. Еще в 2018 г. начали поставки автобусов на газомоторном топливе. С 2003 г. развиваем новую форму сотрудничества — поставки троллейбусов марки «Горожанин», которые выпускают в Уфе на базе машинокомплектов Минского автозавода. В Новосибирске сегодня 84 % электрического транспорта — как раз таки техника на нашей базе, а сам город входит в тройку лидеров России по количеству новых троллейбусов. Немаловажно и то, что для организации поставок предлагаем контрагентам удобные финансовые инструменты.

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 31 kopiya

Интересный факт: буквально на днях с конвейера предприятия сошел33-тысячный автобус. Одна из его изюминок — оснащенность телематическим оборудованием: информационными системами, мониторами, приборами дистанционной связи с диспетчером, wi-fi роутером и другими элементами цифровой среды. Не менее яркая визитная карточка — троллейбусы МАЗ третьего поколения, которые уже выходят на маршрут. Словом, есть что предложить.

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 19 kopiya

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 20 kopiya

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 27 kopiya

В этом году побратимским отношениям между Минском и Новосибирском исполнилось 12 лет. Сотрудничество, констатировали стороны, развивается на всех направлениях.

Справочно

М. Кудрявцев вступил в должность мэра Новосибирска в апреле 2024 г., это его первое посещение белорусской столицы.

Фото Сергея Лукашова

Читайте также:

Возобновление авиарейсов, проектирование метро: Минск и Новосибирск наметили перспективы сотрудничества

В Мингорисполкоме рассказали, какой досуг организуют для столичных школьников в период зимних каникул

Зимние каникулы у школьников продлятся с 25 декабря по 7 января. Какой досуг организуют для столичных учеников на этот период, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в комитете по образованию Мингорисполкома.

09 01 2024 – obrazovanie – obzor shkolnyh katkov pozhoga 05 kopiya

— Красной нитью через все каникулы пройдут мероприятия благотворительной акции «Наши дети». Юные минчане поучаствуют как в республиканских, так и в городских. Руководством столицы подготовлены сюрпризы для детей. Так, 24 декабря состоится благотворительное театрализованное представление в Белгосцирке «Новогодний Ералаш». А 27-го для столичных старшеклассников, достигших высоких результатов в учебной и общественной деятельности, пройдет новогодний бал во Дворце детей и молодежи. В танце закружатся 80 пар. Уже месяц ребята репетируют, — рассказала начальник отдела воспитательной и идеологической работы комитета по образованию Мингорисполкома Анна Рысевец.

Подарки от администрации города получат более 55 тыс. детей из социально уязвимых категорий. Ребятам их вручат на утренниках, новогодних представлениях.

Также во время каникул подведут итоги конкурса видеороликов среди участников школьных медиацентров. Свои представления и постановки покажут театры учреждений общего среднего образования.

Старшеклассникам предложат поучаствовать в проекте «Профнавигатор». Столичные колледжи ознакомят ребят с перечнем специальностей, по которым ведется подготовка. Молодые люди непосредственно встретятся и с будущими заказчиками кадров — представителями предприятий и организаций города.

На зимних каникулах продолжится круглогодичная школьная спартакиада. В ней посоревнуются учащиеся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, и воспитанники военно-патриотических клубов.

— Запланированы соревнования по настольному теннису и, если позволят погодные условия, — по биатлону. Данная спартакиада имеет много положительных откликов. Более того, большой интерес наши школьники проявляют и к деятельности спортивных клубов. В формате рождественских встреч на каникулах дети посетят гандбольный клуб. Будет товарищеский матч, встреча с нашими именитыми гандболистами, автограф-сессия, — рассказала А. Рысевец.