На съемках «Дворянского гнезда» у Андрея Кончаловского похитили фамильные драгоценности матери
Зачем режиссер фильма «Дворянское гнездо» закрутил роман с женой Василия Ланового и почему обидел Беату Тышкевич — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем лента
Федор Лаврецкий, узнав об измене жены Варвары Коробьиной, возвращается без нее из Парижа в свое поместье в России. Предательство не дает ему покоя. Но вскоре он влюбляется в юную Лизу Калитину, которая подает ему знаки внимания. Тут же из Франции приходит известие о смерти супруги. Федор признается Лизе в любви. Однако выясняется: жена жива. Она прибывает в поместье и осложняет жизнь мужу и его новой пассии.
Шокирующий финал
Режиссер Андрей Кончаловский в ранний период творчества ориентировался на классиков мирового кино. Например, его картина «Первый учитель» стилизована под работы японского постановщика Куросавы. А «Романс о влюбленных» — ответ на французскую ленту «Шербурские зонтики» Жака Деми.
Когда в 1967 г. фильм Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», сочли антисоветским и положили на полку, режиссера не уволили с «Мосфильма», но запретили ему снимать ленты о современности. Тогда он начал искать материал.
В этот период увидел исторический фильм Лукино Висконти «Леопард», созданный с небывалым размахом. Решил сделать что-то подобное. На киностудии давно лежала сценарная заявка Валентина Ежова по мотивам произведения Чехова «Рассказ неизвестного человека». Главный редактор сценарной коллегии Госкино СССР Евгений Сурков сказал режиссеру, что для экранизации Чехова нет повода. Зато в Союзе собирались широко отметить 150-летие Ивана Тургенева. Чиновник посоветовал взять в разработку один из романов литератора.
Кончаловский и Ежов начали перевод произведения классика «Дворянское гнездо» на язык кино. При ближайшем рассмотрении творчества Тургенева соавторы обнаружили, что в писателе имело место внутреннее противоречие: его романы были благостными, а очерки и письма, напротив, показывали изнанку русской жизни. Тогда, как вспоминал Андрей, у него появилась идея «создать на экране изумительной красоты торт, а в финальной сцене бросить в него кирпич». Если говорить проще, то повествование о благородных поступках в роскошных интерьерах он собирался завершить последним эпизодом, в котором герои сидят в прокуренном и заплеванном подвальном трактире и пьют горькую. Его целью было сорвать маску с утрированного аристократизма.
Страсти по Беате
На роль Федора Лаврецкого пробы прошли знаменитости: Валерий Золотухин, Всеволод Сафонов, Василий Ливанов. Леонида Кулагина Кончаловский увидел в запрещенном тогда фильме «Начало неведомого века», где тот сыграл фанатичного комиссара. Режиссер сразу решил: Лаврецкий — его персонаж. Не смутило постановщика и то, что Леонид был провинциальным артистом из Брянска.
Беата Тышкевич в 1960-е считалась первой польской актрисой в своем поколении. Режиссер без проб пригласил ее сыграть Варвару Коробьину — ту самую, которая изменила супругу, а потом «воскресла». Исполнительница действительно обладала внешностью дамы благородных кровей. Но дело даже не в этом. В середине 1960-х в период одного из московских кинофестивалей Андрей закрутил с ней роман, предлагал замужество и даже познакомил девушку со своей мамой Натальей Кончаловской.
Позже Беата сказала, что с удовольствием вышла бы замуж… за маму, а за него — нет! Но влюбленный не терял надежды!
Роль Елизаветы Калитиной досталась студентке Щукинского училища Ирине Купченко случайно. Она снималась в массовке и по ошибке заглянула в комнату на «Мосфильме», где сидел ассистент режиссера. Тот остановил ее, позвал Кончаловского. Андрей сел напротив девушки и три минуты молча смотрел ей в лицо. Ирина не выдержала паузы и резко спросила, можно ли ей уйти. Такая строптивость понравилась постановщику. Отработав с ней несколько сцен, Кончаловский понял: Купченко именно та, которую он искал. Роль задала тон всем дальнейшим работам актрисы.
Статским советником, льстецом и плутом Гедеоновским на экране стал Василий Меркурьев. Интересно, что еще в 1934 г. артист благодаря «Белгоскино» обрел известность и личное счастье. Во время отдыха в санатории к Василию приехала ассистент по актерам белорусской студии Ирина Мейерхольд, дочь знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Она предложила ему сняться в главной роли в ленте «Инженер Гофф». Хоть картину пустили «вторым экраном», именно благодаря этому фильму на Меркурьева обратили внимание другие режиссеры, и его карьера пошла вверх.
А через месяц после съемок Василий Васильевич женился на Ирине Всеволодовне, прожил с ней до конца дней.
В «Дворянском гнезде» сыграл и брат Андрея Никита Михалков. Также получили роли Сергей Никоненко и Николай Губенко.
Комиссионное гнездо
Над фильмом работали в ленинградском Доме ученых, Доме композиторов и в Павловском селе. Париж воссоздали в павильонных декорациях.
Режиссер жаждал аутентичности в деталях, которые снимал крупным планом. Поэтому в альтернативу реквизиту позаимствовал у матери фамильные драгоценности — кольца с бриллиантами, броши, серьги, колье с натуральными камнями — и украсил ими Беату. Драгоценности постановщик хранил в гостиничном номере. В итоге их украли, а злоумышленников так и не нашли.
В одной из сцен у Тышкевич не получалось заплакать. Тогда Андрей взял ее за плечи и сильно тряхнул — да так, что слезы потекли градом. Эпизод сняли. После этого актриса от обиды убежала с площадки. И пропала. Правда, на следующий день вернулась и доиграла все как положено. Однако, как объясняют биографы, Кончаловскому и дальше требовались влюбленность и вдохновение. Поэтому он закрутил роман с очаровательной, тогда незамужней Ириной Купченко, словно хотел повторить сюжет Тургенева. Эти события с деликатными подробностями режиссер описал в книгах «Низкие истины» и «Возвышающий обман», опубликованных в 1999 г. К этому времени Купченко давно была замужем за Василием Лановым, который не испытал восторга от обнародования приключений супруги в юности.
Задуманную финальную сцену с пьянкой в трактире и демонстрацией российской изнанки постановщик признал неудачной, и она не вошла в фильм. Из-за обилия антиквариата в кадре острословы называли ленту «Комиссионным гнездом». На деле кино изумительно красивое и романтичное. Но главное все же то, что так Кончаловский вернулся в профессию.
Еще материалы рубрики:
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: как создавалась любимая советская комедия
Как снимали одну из первых шпионских саг Советского союза, фильм «Майор Вихрь»
«Золотое Дно». Как Минаев взбил гоголь-моголь из псевдо-Шекспира и саги «Богатые тоже плачут»