На съемках фильма «Мы, нижеподписавшиеся» о голову Олега Янковского разбили сырое яйцо
Картину «Мы, нижеподписавшиеся» сняли всего за две недели, а после премьеры в 1981 году лента получила Первую премию на телефестивале в Ереване. Как снимался этот фильм — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Приемная комиссия в составе трех человек отказывается подписывать акт о приемке построенного хлебозавода. Леонид Шиндин, работник организации, возводившей его, берет билеты в тот же вагон поезда, в котором члены комиссии возвращаются домой. Вместе с супругой он пытается представиться случайным попутчиком и, подпоив проверяющих, добиться подписания документов. Семенов, член комиссии, кажущийся простачком, согласен это сделать. Но события принимают неожиданный оборот…
Железный характер
Знаменитая после сериала «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова в 1979 году приступила к съемкам картины «Карнавал». Поскольку события в ней происходят в разные поры года, производство ленты часто останавливали, группа ожидала смены погоды, наступления зимы или лета. Чтобы в этих условиях технический персонал не разбежался по другим фильмам, режиссер в одной из пауз решила снять локальную картину с использованием своей команды. В качестве литературного материала она выбрала остросоциальную производственную драму Александра Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся». Спектакли по ней шли в МХАТе, Московском театре Сатиры, ленинградском БДТ. Они пользовались популярностью.
Если в советских пьесах на производственную тему в прежние годы присутствовали бравада, показная удаль рабочих и их трудовые подвиги, то в 1970–1980-е в подобных произведениях пробовали вскрывать недостатки, халатность и прочие перегибы на стройках, заводах и фабриках. Гельман был одним из самых ярких авторов пьес подобного жанра. Казалось бы, никаких любовных треугольников и погонь, а спектакли и ленты, поставленные и снятые по его произведениям, смотрелись на одном дыхании. В них говорили о трубах, премиях, сварочных аппаратах, но на первом месте всегда были человеческие отношения и конфликты.
Когда Лиознова позвонила драматургу, предложив экранизацию, писатель сказал, что запустить производство уже пытался Элем Климов, но его развернули на всех студиях. Посетовал: мол, пьеса и в театрах с трудом проходит цензуру, а в кино, где миллионная публика, ее вряд ли позволят сделать. Ведь в ней об интригах в кабинетах чиновников, а также о методах увольнения неугодных чужими руками! Кстати, литератор не выдумал сюжет, а взял из жизни. В юности он работал на строительстве нефтеперерабатывающего завода под Ленинградом. Там комиссия не приняла объект. Тогда умельцы из дирекции подсели к членам комиссии в поезд и добились своего.
Сложности лишь раззадоривали Лиознову. Когда на всех киностудиях ей отказали в экранизации, режиссер отправилась прямиком к главе Гостелерадио СССР Сергею Лапину. Она хорошо знала о конкуренции телевидения с Госкино СССР по части производства фильмов. Лапин радушно принял постановщика сериала о Штирлице, обожателем которого был Брежнев. И разрешил ей на базе Творческого объединения «Экран» снять сомнительную картину для телеэфира.
Последним штрихом череды конфликтов в борьбе за ленту стало личное противостояние Лиозновой с ее гражданским супругом, членом ЦК КПСС, ученым-физиком Владимиром Кириллиным. Он просил Татьяну Михайловну не касаться щекотливой темы. Очевидно, опасался, что в ЦК его отчитают за то, что не отговорил спутницу жизни делать вредный фильм. Закончилось все тем, что режиссер с ним рассталась.
Все свои
Юрий Яковлев (председатель комиссии Девятов), Клара Лучко (член комиссии Нуйкина), Ирина Муравьева (Алла Ивановна, супруга персонажа Куравлева) — актеры из ансамбля, исполнявшего роли в картине «Карнавал». Но, естественно, все они попали в новую ленту без проб не только поэтому. Возможности каждого из них режиссер прекрасно знала.
Также не случайно снялся в этом фильме Олег Янковский, перевоплотившись в изворотливого члена комиссии Семенова. В 1974 году он сыграл в картине «Премия» по произведению Гельмана. Драматург запомнил Олега Ивановича.
Леонид Куравлев был и ранее знаком с Лиозновой. В «Семнадцати мгновениях весны» он мастерски справился с ролью оберштурмбаннфюрера Айсмана. А в этой картине ему достался образ Леонида Шиндина, который добивался подписания актов приемки объекта в поезде.
Иосиф Кобзон дружил с Лиозновой, давно хотел сняться в кино. Она предложила ему сыграть самого себя. В эпизоде певец идет по коридору мимо купе, звезду узнает персонаж Куравлева и начинает напевать свои любимые песни из репертуара исполнителя.
В рекордные сроки
Благодаря тому, что 95 % сюжета ленты локализованы на одном объекте — в вагоне поезда, ее сняли всего за две недели. Конечно, это был не настоящий вагон. В реальном с камерами и световыми приборами тех лет было бы невозможно маневрировать. Вагон построили в павильоне из аутентичных деталей. В нем можно было демонтировать любые стены, чтобы снимать актеров извне. Так и делали.
Иногда техника подводила. В сцене, где героиня Лучко все же подписывает акты, она рыдает. Актрисе требовалось довести себя до такого эмоционального состояния, а это непросто. Мизансцену пришлось переснимать три раза, так как первые два варианта оказались бракованными из-за качества пленки.
А еще Лучко работала актрисой «Мосфильма», утром приходила на площадку, гримировалась и много часов ждала своего партнера Юрия Яковлева, который был занят в Театре имени Вахтангова.
Случались и конфузы. В советское время основной снедью пассажиров поездов были вареные курица и яйца. Однажды реквизиторы случайно не сварили одно из яиц. Как раз его, в рамках панибратства, герой Куравлева решил разбить о лоб персонажа Янковского, как было написано в сценарии. Конечно, Олега Ивановича пришлось переодевать и мыть ему голову! Но благодаря именно этой картине он расширил горизонты своей карьеры. Ранее ему предлагали роли только положительных героев. Посмотрев эту ленту, режиссер Роман Балаян пригласил Янковского сыграть противоречивого Сергея Макарова в фильме «Полеты во сне и наяву». После этого среди его ролей появилось много неоднозначных персонажей, за которыми публика наблюдала с восторгом.
Принимая картину, редакторы Гостелерадио СССР выдали авторам целый список замечаний. Однако режиссеру после пояснения каждой сцены удалось избежать правок. Премьера состоялась в 1981 году. Лента получила Первую премию на телефестивале в Ереване. Ее смотрели с любопытством. А потом началась перестройка, и граждане потеряли интерес к советским производственным проблемам. Нечасто этот фильм можно увидеть в телеэфире. А жаль! Он очень качественно снят режиссером и сыгран актерами.
Еще материалы рубрики:
Во время съемок «Романса о влюбленных» Ия Саввина из-за ревности ударила по лицу юную Елену Кореневу
Фантастика без компьютерной графики. Как снимался фильм «Гиперболоид инженера Гарина»
«Повесили» саму Шендрикову». Как снимали фильм «Король Лир»
«Ко мне, Мухтар!». Почему во время съемок этого фильма пес едва не загрыз Льва Дурова
«Объяснение в любви». Как неприличная правда о семейной эпопее стала фильмом
Смотрите также: