1200 90

На щитах истории. Какие картуши можно увидеть на пр. Независимости, и что на них изображено

Зачем на зданиях города картуши и какую историю скрывает нежилое помещение на пр. Независимости, 23. Корреспондент агентства «Минск-Новости» провела небольшое эстетическое расследование.

Не раз слышала от жителей и гостей столицы, что наиболее красивая ее часть — пр. Независимости. С этим не поспоришь: маршрут от «Ворот Минска» на ул. Кирова до здания с вывеской «Вечерний Минск» — один из самых вдохновляющих, ведь здесь царствует (именно так!) сталинский ампир. И отнюдь не случайно наш проспект претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

pustoj. lenina 5

В центре города, в частности на ул. Комсомольской, Интернациональной, Ленина, К. Маркса, по фасадам зданий, как по живой книге, можно изучать высокое и древнее искусство архитектуры — особенности лепных элементов, фасадной майолики и других деталей. Вот прямо перед вами декоративные вазы, вот барельефы (например, изображение паровоза на башнях-близнецах на Привокзальной площади), вот маскароны… А арки! К ним я отношусь с особым трепетом. Поэтому измерять культурную ценность столицы надо не только количеством выставочных пространств, проведенными фестивалями и организованными событиями, но и ее «застывшей музыкой», сохраненным архитектурным наследием.

Наш читатель обратил внимание на еще одну, казалось бы, незначительную, деталь городской архитектуры — картуш. Это украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором обычно изображаются надпись, герб или эмблема. Минчанин позвонил в редакцию и спросил, почему, в частности, на доме по адресу: ул. Ленина, 5, картуш без какой-либо надписи? А также что скрывает окно на втором этаже в этом здании, расположенном над входом в общественный туалет? Загадок в нашем городе, оказывается, немало…

pustoj 2

Картуши начали использовать в эпоху Возрождения, а распространение они получили, когда царствовали стили барокко и рококо (XVI–XVIII века). Сегодня эти лепные детали встречаются в архитектуре эклектики и модерна. Их размещали на парадных входах во дворцы, в особняки, административные здания, а также на культовых объектах.

…И всем нам пожелание

Я прогулялась по центру города, посмотрела на дома, где есть картуши, и какие надписи на них сохранились. Так, на стене одной из башен «Ворот Минска» внимательный горожанин прочитает: «Аптека № 19». Здесь «прописана» аптека № 19 «Белфармации». На торце ГУМа над деревянной дверью обнаружила слово «универмаг». В этих двух случаях, как видим, картуши актуальны и сегодня.

1731743796473

1731743676440

Иду дальше. Под вывеской кафе на перекрестке ул. Ленина и Интернациональной есть слова Carpe diem. Это устойчивое латинское выражение означает «живи настоящим», «лови мгновенье». Хотя оно напрямую не связано с расположенным здесь заведением общепита, посыл в любом случае мне очень нравится. Побольше бы таких пожеланий в городском пространстве! Лови день, лови!..

1731744229691

Ранее на этом месте находился пафосный ресторан «Потсдам». Интересный факт: на старых фото 1970–1980-х годов видны квадратные вывески с изображением стилизованного заведения. А к концу 1980-х вместо четырехугольных красовались новомодные круглые. Кстати, скульптурных львов у входа раньше тоже не было (хотя этих «царей» в Минске немало!). Как написано в открытых источниках, они воссели только в середине 1990-х. А вот картуш с латинской цитатой, к сожалению, на старых снимках рассмотреть не удалось.

Продолжаем прогулку? На ул. Комсомольской встретила еще один лепной элемент с изображением советской символики и надписью «Управление гидрометеослужбы БССР». Сегодня тут расположен Республиканский центр полярных исследований.

1731743676379

Вывески, к слову, не только наши ориентиры в городской среде, но и те яркие штрихи, благодаря которым лицо столицы становится выразительнее. Они, словно путешественники, с легкостью перемещаются по городу, чего не скажешь о картушах — застывших свидетелях времени.

Однако не все декоративные щиты имеют надписи. На тех же «Воротах Минска», как и на доме № 5 на ул. Ленина, о которой упоминает наш читатель, картуши без надписей. Были ли они раньше, сказать трудно.

pustoj 1

Анна Аксёнова, главный ландшафтный архитектор УП «Минскпроект»:

Сегодня мы видим немало деталей на фасадах зданий, свойственных тому или иному архитектурному стилю. Картуш — это не только декоративный элемент, но и своего рода символ, на котором в орнаментальном обрамлении размещали гербы, эмблемы, надписи и другую символику, присущую определенному периоду. Возникли картуши в эпоху Возрождения на рубеже XV-XVI веков и дошли до нашего времени как часто используемый архитектурный элемент. Однако на многих исторических зданиях изображения не сохранились. Вышеупомянутые объекты архитектуры являются историко-культурной ценностью, и, чтобы определить их первоначальный вид и историю создания, необходимо заказывать комплексные научные исследования, ведь каждое такое здание требует индивидуального подхода и тщательного изучения. Эти работы проводятся под руководством лицензированного специалиста. Он же определяет отличительные особенности объекта, в том числе, когда был создан, утрачен либо не выполнен архитектурно-художественный элемент в виде картуша с надписью или другим символом.

А тайны-то нет…

1731743796513

Перейдем ко второму вопросу читателя: какие секреты хранятся за окном на втором этаже над общественным туалетом на ул. Ленина, 5? Для начала уточним, что эта часть здания имеет уже другой почтовый адрес: пр. Независимости, 23.

Встретила жительницу 10-го подъезда дома, где находится это помещение, и поинтересовалась, что здесь было раньше.

Оно очень маленькое: в глубину, может, метра 4, а площадь всего 8–9 кв. м. Помню, в нем держали инвентарь, еще с левой стороны был умывальник, уборщики набирали воду… Грязную, к слову, носили выливать на улицу. После распада СССР комнатку сдавали в аренду под офисы. Сейчас она пустует. Лучше бы нам, жильцам, в пользование отдали, можно было бы велосипеды, коляски хранить… — рассказала Лилия, дергая за ручку запертой белой двери.

1731743676277

Загадка хоть и разгадана, но дальнейшая судьба комнаты, находящейся на втором этаже, на данный момент неизвестна. Жильцы с этим вопросом могут обращаться к директору ЖЭУ № 3 Центрального района г. Минска в приемный день. А в следующей истории тайны уже и вовсе не будет…

Фото автора

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.