1200 90

«Набрали высоту, и вдруг самолет стал резко падать». Что происходило на съемках фильма «Старшина»

«Мы набрали высоту, и вдруг заглохли моторы, самолет начал резко падать. В голове промелькнула вся жизнь». Что происходило на съемках фильма «Старшина» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

Война идет к завершению. После тяжелого ранения и госпиталя старшину Кацубу направляют в тыл, в летное училище. Став своего рода воспитателем в учебной эскадрилье, он сталкивается с недоверием и даже презрением курсантов. По их мнению, он слишком требователен и придирчив. Всё усугубляет то, что Кацуба не служил в авиации, войну прошел наводчиком в танке. Не знает летной специфики. Это обстоятельство еще больше подрывает его авторитет.

Но со временем мальчишки, опаленные войной, начинают доверять старшине, замечают его человечность. А еще их объединит — вот уж правда, со слезами на глазах — День Победы.

Из бандитов в классики

Сценарист картины Владимир Кунин — личность легендарная. По его повестям и романам поставлено более 30 фильмов. Из известных: «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1966), «Воздухоплаватель» (1975), «Интердевочка» (1988). А лента «Сволочи» (2006) по его сценарию, в которой готовят диверсионную группу, состоящую из 14–15-летних подростков-уголовников, приговоренных к смертной казни, вызвала волну журналистских расследований.

Rezhisser Nikolaj Koshelev

Николай Кошелев

Меж тем все его произведения отчасти автобиографичны. В 14 лет из блокадного Ленинграда он был эвакуирован в Среднюю Азию, примкнул к банде, участвовал в налетах. Его судили за соучастие в убийстве сторожа склада. Но потом предложили «искупить вину». Со слов писателя, он оказался якобы в организованной НКВД школе для подростков-уголовников с целью подготовки и заброски их в тыл врага. Его группа отработала первое задание в Карпатах, затем Кунин попал в фильтрационный лагерь. После проверки его личности «Смершем» парню позволили поступить в военно-авиационную школу. Из этого легко сделать вывод, что картина «Старшина» тоже имеет автобиографическую основу. После авиашколы Кунин служил в военной авиации, пока окончательно не погрузился в литературу. И не зря. Галерею лент по его произведениям можно продолжать и продолжать: «Ты иногда вспоминай» (1977) Павла Чухрая, «Клад» (1988) Виктора Сергеева, «Чокнутые» (1991) Аллы Суриковой. Но всё же надо отметить: немалая часть фильмов на его литературном материале именно об авиации.

Режиссер Николай Кошелев до ленты «Старшина» снял фильм «Артем» о жизни революционера-большевика Ф. А. Сергеева и картину «Лавина» о покорителях тундры. Кунину приглянулись его работы, сценарист доверил свое произведение для экранизации.

Сыграл себя

Vladimira Gostyuhina

Владимир Гостюхин

На роль старшины Кацубы пробовались многие известные актеры. Например, Анатолий Васильев. Но его не утвердили. И это к счастью, так как он тогда не сыграл бы в ленте «Экипаж», время производства картин совпало. По словам Владимира Гостюхина, роль старшины и сегодня остается для него самой дорогой в карьере. Когда он прочел сценарий, увидел, что этот образ и есть он сам. Наиболее удачными работами всегда считались те, где психотип актера полностью совпадает с психотипом героя. Остается не играть, а проживать в кадре вместе с персонажем все сюжетные перипетии. Ради этой картины Гостюхин отказался от роли в фильме Ларисы Шепитько. Он считал ее своей крестной мамой в кино. Ее лента «Восхождение» перевернула его актерскую судьбу. Режиссер на него обиделась за отказ, а он всё думал: закончатся съемки «Старшины», покажет ей фильм, она простит. Но не судьба. Лариса Ефимовна погибла в автокатастрофе летом 1979-го.

Natalya Sajko7

Наталья Сайко

Образ врача летного училища режиссер доверил Наталье Сайко. Актриса с большими красивыми глазами, проницательным взглядом снималась и в прежних лентах Кошелева.

Ivan Bortnik.webp .2.

Иван Бортник

Местного инвалида Никанорыча сыграл Иван Бортник, которого в те годы знали по роли Промокашки в киносериале «Место встречи изменить нельзя». Тут персонаж, потерявший руку, торгует на рынке папиросами, а его любимая прибаутка: «Шнапс да я — вот и вся моя семья».

Случайным образом у всех актеров, исполнивших главные роли, настоящие имена совпали с экранными. Кроме Андрея Данилова, сыгравшего курсанта Сергеева. К сожалению, в чем-то совпала судьба актера и его героя. По сюжету он единственный погибает в небе в период учебы. Актер умер в 33 года из-за врачебной ошибки.

Поскольку производством ленты занималась киностудия «Ленфильм», всех курсантов сыграли молодые актеры ленинградских театров и студенты.

Ушли в пике

Чтобы воссоздать атмосферу 1944 года, съемочная группа выехала в Астрахань. По словам В. Гостюхина, время там будто замерло и в конце 1970-х город ничем не отличался от того, каким он был в конце войны. Покосившиеся деревянные постройки, бараки, солнце и много рыбы. Так ведь Астрахань стоит на Волге! Съемочная группа объедалась деликатесами и даже пыталась вывезти их в Ленинград, когда выдавались немногочисленные выходные. Исполнитель роли курсанта Никольского актер Александр Васильев рассказывал: «Меня как жителя Ленинграда поразило обилие громадных сазанов. Рыбине заворачивали хвост, чтобы он влез в чемодан. Потом ей в глотку заливали водку. Говорили, что так ее можно довезти не только неиспорченной, но и живой. Я переборщил с дозой, и, когда уже дома жарили рыбу, она имела привкус спирта».

scale 1200

Жители Астрахани промышляли разным. Наивные приезжие были для них легкой добычей. Не повезло И. Бортнику. На рынке ему предложили трехлитровую банку черной икры за относительно небольшую цену. Почему бы не поверить: город рыбаков. Довольный актер пришел в гостиницу, достал бутылку водки, накрыл стол, позвал коллег, в том числе Гостюхина. У горловины банки сверху действительно оказался небольшой слой икры. Остальное — окрашенное в черный цвет вареное пшено!

Aleksandr ZHdanov2

Александр Жданов

Сцены полетов курсантов снимали под Ленинградом на учебном аэродроме. Пилот садился в двухместный самолет за штурвал, на сиденье в задней части кабины усаживали актера, ставили напротив него камеру, которую он сам включал после взлета. В кадре создавалась полная иллюзия, что персонаж управляет воздушной машиной сам. Для тренировки ведения воздушного боя среди других дисциплин курсанты проходили воздушное маневрирование, умение делать фигуры высшего пилотажа. Актерам пришлось несладко. Подготовку к воздушным перегрузкам они не проходили, да и вестибулярный аппарат не у каждого силен. В самую курьезную ситуацию попал исполнитель роли курсанта Чеботаря Александр Жданов: «Я видел в сценарии слово «пике», но не знал, что это такое. Думал, покружим, и всё. Мы набрали высоту, и вдруг заглохли моторы, самолет начал резко падать. Я стал судорожно искать, как открыть люк, чтобы выпрыгнуть. Лицо сплющилось от перепада давления. А камера всё снимает. В голове промелькнула вся жизнь. Как же, я еще так молод… На заданной высоте пилот врубил двигатель и вывел самолет из ступора в горизонтальное положение. Включилась внутренняя связь. Я ору летчику, мол, что творишь? А он: «Как что? Пике, конечно. Ты разве не читал сценарий?»

В 1980 году сценарист Владимир Кунин, режиссер Николай Кошелев, оператор Алексей Гамбарян, актер Владимир Гостюхин за создание фильма были удостоены серебряных медалей имени Александра Довженко. Картина и сегодня смотрится великолепно. Одна из лучших об отношениях курсантов и их экранного бати, в котором сочетаются жесткий характер и отцовская теплота.

Еще материалы рубрики:

Снимая фильм «Соломенная шляпка», режиссер балагурил, думая, что делает однодневку

С «Чучелом» к Андропову. На что пришлось пойти Ролану Быкову, добиваясь проката своего фильма

«Усатый нянь». После выхода на экраны этого фильма актера Сергея Проханова встречали, как космонавта

Почему Елену Проклову во время съемок фильма «Звонят, откройте дверь» довели до слез

Почему актрисой, которая сыграла польскую шпионку в фильме «Мирное лето 21-го года», заинтересовалось КГБ

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Сборник мистических рассказов о Минске представили в столице

Презентация сборника мистических рассказов о столице «(Не)чистый Минск» прошла в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа 23 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на телеканал ОНТ.

Сборник, подготовленный сообществом белорусских фантастов «Шуфлядка писателя», включает полтора десятка рассказов 15 авторов. Этому предшествовал конкурс мистических произведений. Из более чем ста присланных отобрали запланированное для книги количество.

Вошедшие в нее истории разворачиваются в минских локациях, включая башни на Привокзальной площади, набережную реки Свислочь, универсам «Центральный». Читателю предлагают взглянуть на столицу по-новому, заселяя чистый, уютный и современный город, каким его знают, некоторыми знакомыми по белорусской мифологии персонажами.

Не исключено, что героем будущих рассказов станет и дом, где жил и творил Я. Колас. Здесь проходит самая таинственная ночная квест-экскурсия в столице «Музей навобмацак».

Республиканская неделя технического творчества стартует в Минске 25 ноября

Республиканская неделя технического творчества «Юность. Интеллект. Будущее» пройдет с 25 ноября по 1 декабря в Национальном детском технопарке, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на учреждение образования.

obrazovanie naczionalnyj detskij tehnopark pozhoga 38 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

Участников ждут увлекательные открытые лектории с ведущими специалистами из разных сфер технического творчества. Мастер-классы по электронике, прототипированию, робототехнике, авиамоделированию, созданию медиаконтента позволят приобрести уникальные навыки и знания.

Событие направлено на популяризацию и развитие технического творчества среди детей и молодежи, выявление и поддержку талантливых учащихся, их привлечение к конструкторско-технической и научно-исследовательской деятельности, на интеграцию образования, науки и производства в единое целое.

Неделя технического творчества также нацелена на совершенствование навыков использования современных мультимедийных, компьютерных технологий, создание условий для обучения основам проектной деятельности, обмен опытом (между учащимися, педагогами) для дальнейшего повышения уровня проектной деятельности, развития и сохранения научного потенциала детей и молодежи.