1200 90

НАН Беларуси впервые проведет Неделю белорусской культуры и искусств

Неделя белорусской культуры и искусств пройдет в Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси с 20 по 24 мая в Минске. О ее программе, целях и задачах рассказал первый заместитель директора Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, кандидат исторических наук Александр Барановский, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

12 05 2024 prazdnik den gosudarstvennoj simvoliki miczevich 11 kopiya

— Мероприятия недели в первую очередь нацелены на популяризацию деятельности ученых Центра, привлечение к нашим наработкам и коллекциям широкой аудитории — всех, кто любит белорусскую культуру и ею интересуется, — отметил А. Барановский. — Организатором форума стал один из трех филиалов нашего Центра — Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы. В нем 11 научных отделов. Среди них отдел древней белорусской культуры, фольклористики и культуры славянских народов, народоведения, изобразительного и декоративно-прикладного искусств, музыкально-исполнительского искусства и др. По сути, каждый отдел института — это уникальный научный центр. Чтобы популяризировать научные достижения этих отделов и собранные их сотрудниками коллекции, мы и решили впервые провести тематическую неделю, посвященную белорусской культуре и искусству.

А. Барановский напомнил, что две коллекции Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН внесены в Государственный реестр научных объектов, которые составляют национальное достояние. Одно из них — коллекция отдела фольклористики и культуры славянских народов, которая включает более 400 тыс. текстовых и около 70 тыс. аудиозаписей фольклора со всех регионов нашей республики. В коллекции отдела древней белорусской культуры собраны более 12 тыс. уникальных экспонатов.

Тематические мероприятия будут проходить в течении пяти дней. Первый из них, День белорусского кино и театра, приурочен к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Состоится круглый стол «Эхо Великой Отечественной войны в белорусском кино», посвященный 100-летию национального кинематографа. Гости мероприятий также ознакомятся с докладом-кинопоказом «Сотворить искусство из ада земного» о творчестве фронтовиков-документалистов — уроженцев Беларуси.

В рамках Дня этнологии и фольклора 21 мая пройдет круглый стол к 70-летию известного белорусского этнолога и антрополога Игоря Чаквина, который внес неоценимый вклад в развитие белорусской этнологии. Он глубоко исследовал проблемы происхождения и этнического развития белорусов на основе всестороннего анализа факторов формирования белорусского этноса (социально-экономических, политических, религиозных, географических и пр.). И. Чаквин участвовал в реконструкции облика древнего населения Беларуси по методу известного антрополога Михаила Герасимова.

В Центральной научной библиотеке им. Якуба Коласа НАН Беларуси 21 мая будут представлены научно-популярные издания из серии «Легенды і паданні зямлі беларускай» и «Фальклорныя скарбы беларусаў». А 22 мая, в День белорусской музыки, в зале заседаний Президиума НАН в Институте истории состоится презентация первого тома «Антологии Национального хорового наследия».

В рамках мероприятий Дня изобразительного искусства и архитектуры 23 мая состоится мастер-класс по вытинанке (резные узоры и композиции из бумаги). Его проведет представитель Союза мастеров народного творчества Беларуси. Белорусская вытинанка распространена во всех регионах нашей республики, а в 2021 году решением научно-методического совета Министерства культуры получила статус историко-культурной ценности как элемент нематериального культурного наследия.

В заключительный день тематической недели, 24 мая, состоится открытие оригинальной выставочной экспозиции. Она будет включать отреставрированные иконы из собрания отдела древней белорусской культуры и модели современных дизайнеров одежды, созданные по мотивам традиционных белорусских народных костюмов.

Завершится неделя первой научно-практической конференцией молодых исследователей Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси «Наука и молодежь: актуальные проблемы исследований в ХХІ веке».

— Мы намерены проводить такой форум ежегодно для популяризации белорусской культуры и искусств, — отметил А. Барановский. — Чтобы привлекать как можно большую аудиторию, будем оттачивать форматы мероприятий. Нам также хочется, чтобы благодаря Неделе белорусской культуры и искусств в НАН в наш Центр приходили молодые кадры из числа выпускников университетов.

С подробной программой форума можно ознакомиться на сайте Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.