Наставница, санитарка и просто мама Нина. История жизни легендарного советского снайпера
Отправилась на фронт добровольцем в 48 лет. Поднималась в атаки, ходила в разведку и обучила мастерству меткой стрельбы 512 бойцов. Подробности биографии полного кавалера ордена Славы снайпера Нины Петровой – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Глазам не поверил
Февраль 1945 года. В составе 2-го Белорусского фронта в боях за Эльбинг (Польша) отделение Нины Петровой прикрывало снайперским огнем поднявшуюся в атаку пехоту. В этих сражениях она лично сумела уничтожить 32 вражеских солдата, доведя общий счет убитых фашистов до 107 человек.
Ее представили к ордену Славы I степени. Ордена II и III степени у нее уже имелись. Таким образом, Нина Павловна стала полным кавалером этой высокой награды. В наградном листе командир отметил: «Товарищ Петрова участница всех боев полка; несмотря на свой возраст (51 год), она вынослива, мужественна и отважна, время передышек полка от боев она использует для совершенствования своего искусства снайпера и обучению личного состава полка своему мастерству, за все время ею подготовлено 512 снайперов».
Командующий 2-м Белорусским фронтом Иван Федюнинский был вне себя, прочтя поданный на подпись документ. Он вызвал в штаб принесшего лист офицера:
— Ты хоть читаешь, что пишешь? Грамотей! 51-летняя снайпер Петрова! Она на семь лет старше меня и скачет с винтовкой по полям и лесам? Будь внимательнее в следующий раз в работе с бумагами.
— Товарищ командующий фронтом, никакой ошибки! Петровой в июле исполнится 52…
— …И такое бывает?! Пригласи ее ко мне. Хочу лично увидеть.
Родилась Нина Павловна в июле 1893 года в Ораниенбауме (город Ломоносов) Санкт-Петербургской губернии. Отец вскоре умер. Мать осталась с пятью несовершеннолетними детьми. После 5-го класса гимназии девочка перешла в торговую школу, а через три года уехала к родне во Владивосток. Там была счетоводом, а по вечерам посещала коммерческое училище. Большую часть зарплаты Нина высылала матери. В отдаленных районах платили заметно выше, поэтому оставленной суммы хватало на жизнь.
Обстоятельства заставляли Петрову переезжать из города в город в поисках работы. В ее послужном списке были и судостроительный завод в Ревеле (Таллин), и швейная фабрика в Гдове Псковской области. Она трудилась бухгалтером. В 1927 году, уже имея 10-летнюю дочь, Нина приехала в Ленинград, где к тому времени жили ее мать, братья и сестры.
Закаляйся как сталь
Физической культуре и спорту в Союзе уделяли большое внимание. Страна не переставала готовиться к войнам, а крепкие здоровые молодые люди — потенциальные солдаты. Неслучайно Высший совет физической культуры был учрежден именно при Народном комиссариате по военным делам. Программа физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) охватывала население от 10 до 60 лет.
Устроившись счетоводом в городе на Неве, Нина, сначала отдавая дань моде, записалась в несколько спортивных секций, а потом настолько втянулась в спортивное движение, что занималась баскетболом, плаванием, греблей, конным спортом. В 42 года победила во Всеармейской лыжной спартакиаде, в 43 ее выбрали капитаном женской команды Ленинграда по хоккею с мячом. Удивляться нечему. Многие спортсмены тех лет были многостаночниками: летом играли за футбольные команды, зимой — за хоккейные.
В начале 1930-х главной страстью Нины стала пулевая стрельба. За нее она получила более 70 наград, обнаружив настоящий дар. Перед войной Петрова считалась одной из самых результативных женщин-снайперов в СССР. Сменила профессию, стала инструктором. Только за 1936 год обучила свыше 100 ворошиловских стрелков.
В конце 1939-го началась советско-финская война. На фронт 46-летнюю женщину не пустили, и она устроилась санитаркой в госпиталь. По возрасту Петрова большинству раненых бойцов годилась в матери. Ее так и звали: мама Нина.
Каждый вправе
После начала Великой Отечественной Петрова обивала пороги ленинградских военкоматов. Но ее аргументы о владении винтовкой и о том, что Родину вправе защищать каждый вне зависимости от возраста, никого не убедили. Снайпера снова направили в медсанбат, сказав, что 48-летней мадам на передовой делать нечего. Она продолжала писать во все возможные инстанции. Наконец в ноябре ее услышали и перевели в стрелковый батальон Тартуской дивизии. Быстро став командиром отделения снайперов, женщина продолжала быть мамой Ниной для солдат — могла зашить им порванные гимнастерки, вселить в них уверенность перед боем.
И конечно, в дни затишья обучала защитников Родины меткости. На нее смотрели и ею восхищались. Придя на место ведения прицельной стрельбы, Петрова определяла для себя как минимум три позиции. Уничтожив цели из одного укрытия, перемещалась в соседнее, продолжала вести огонь. Ходила и в атаки, и в разведку. Отличалась особым хладнокровием и рассудительностью. В ноябре 1943 года в лесу под Гомелем встретила двух немцев с канистрами. Одного застрелила, второго взяла в плен. Выяснилось, что их заданием было поджечь штаб ее полка с картами и документами.
Под Борисовом гитлеровцы обороняли село Каменка. Красноармейцам не удавалось начать бой, так как фашисты отстреливались, находясь на чердаках, и будто тянули время. А советские роты залегли в открытой местности. Чего ждали противники, Петрова поняла со своей позиции: немецкий связист пытался починить линию для вызова подкрепления. Как всегда, меняя укрытия, снайпер уничтожила его и еще двух, пытавшихся наладить связь. Начали бой, село освободили.
Нине Павловне везло. Ни одного ранения за всю войну. «Не переживай, дочурка моя родная, я везучая. Как-то пуля немецкого снайпера пробила мне шапку и опалила волосы. Видать немец — юнец, коль по волосам стреляет, — писала Петрова дочери. — Сидела я в наблюдательном пункте (нп), замерзла, пошла погреться. Мое место заняли лейтенант и сержант. Но сразу же после моего ухода нп разнесло прямым попаданием. Ребята погибли. Устала я воевать, детка, ведь уже четвертый год на фронте. Скорее бы закончить эту проклятую войну и вернуться домой. Как хочется обнять вас, поцеловать милую внученьку! Может, и доживем до этого счастливого дня. …Скоро мне вручат орден Славы первой степени, так что бабушка будет полным кавалером…».
Командарм Иван Федюнинский в своих мемуарах подробно описал знакомство со знаменитой женщиной. Сказал ей: когда наградной лист пройдет все инстанции (процедура согласований часто затягивалась), орден Славы I степени приедет вручать лично.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Нину Петрову действительно наградили орденом Славы I степени…
Посмертно. Погибла легендарная снайпер не от пули. В ночь на 1 мая 1945 года возле города Щецина на северо-западе Польши грузовик ЗИС-5, в кузове которого она ехала, упал с обрыва — в темноте водитель не справился с управлением.