Наталья Кочанова пообщалась с журналистами «Вечернего Минска». О чем говорили на встрече
Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова 26 июля стала гостьей информационного проекта агентства «Минск-Новости» «Вечера в «Вечерке». Таким образом у журналистов «Вечернего Минска» появилась уникальная возможность пообщаться со спикером верхней палаты белорусского парламента, задать ей ряд вопросов и рассказать о своем опыте работы с обращениями граждан.
Для того чтобы разговор был более предметным, мы, журналисты, провели своеобразный квест. Положили на стол перед Натальей Ивановной десятка полтора старых номеров «Вечерки», в том числе самый первый, который вышел в свет в ноябре 1967 года.
Газета еще была черно-белой, старомодного большого формата. На этих пожелтевших от времени страницах — наша с вами жизнь прошлых лет, прежние наши переживания и проблемы.
Впрочем, такие ли они прежние?
— Нет, ну вы посмотрите! — воскликнула наша собеседница, когда ее взгляд упал на первую страничку газеты, которая лежала к ней ближе всех.
А дело в том, что в номере от 1 августа далекого 2000 года на видном месте была опубликована статья под заголовком «Зря рвем чубы, сахар в республике есть». В этом материале министр торговли разъяснял, что зря народ ринулся в магазины за этим товаром. На прилавки он поступает и будет поступать регулярно, а в том, что раскупается за полтора часа, виноваты сами покупатели, устроившие ажиотаж.
Старый заголовок, увы, мог пригодиться и в этом году, ведь снова у нас в стране случился сахарный переполох и газете вновь пришлось разъяснять читателям, что причин для волнений нет.
Животрепещущий вопрос
Наш рассказ о том, как «Вечерка» работает с обращениями граждан, Наталья Кочанова, как мы заметили, слушала внимательно. Например, начиная с 1997 года и до 2010-го в каждом номере газеты, которая тогда выходила пять раз в неделю, публиковался очередной выпуск рубрики «Вече «Вечерки». По сути, это была первая городская горячая линия. Ежедневно корреспондент газеты дежурил на хорошо известном читателям номере телефона, принимал сообщения, чаще всего критические, и уже на следующий день их публиковали. За 13 лет вышло в свет не менее 3 000 выпусков рубрики, а это около 9 000 обращений. На многие были получены положительные ответы. Работает наше «Вече» и сегодня. На всякий случай напоминаем номер телефона: 224-28-31.
Полезно иногда проанализировать читательские обращения разных лет. Судя по всему, одни болезненные ранее проблемы уходят от нас, и безвозвратно, а другие все еще больно задевают, требуют к себе повышенного внимания.
— Наталья Ивановна, а вам приходилось жить в «холодной» квартире?
Увы, но и председателя Совета Республики в свое время не минула эта чувствительная неприятность. Сезонный вопрос о том, что температура воздуха в жилье не соответствует социальным стандартам, в течение десятилетий был одним из самых популярных на редакционной горячей линии. Как только начинался отопительный сезон, так и пошло-поехало. У кого-то простужались маленькие дети, у кого-то пожилые родители сидели дома в пальто… Однако в последние годы такие жалобы в редакцию не поступают. В прошлую зиму не было ни одной. А это значит, что в масштабах города проблема в основном решена. Проведена большая работа по тепловой реабилитации жилых зданий и внедрению автоматического регулирования подачи тепла. Да и сами жильцы приняли участие в этом деле: многие установили стеклопакеты, заменили старые двери.
Точно так же сняты с повестки дня и многие вопросы, касающиеся работы общественного транспорта. Когда-то в редакцию потоком шли сообщения о неудовлетворительном состоянии подвижного состава, отсутствии графиков движения, грубости водителей. Да и нареканий на работу торговли стало значительно меньше. Это ведь не случайно все кассиры в магазинах теперь говорят покупателю: «Здравствуйте!», «Спасибо за покупку!»
А что касается проблем, волновавших нас прежде и продолжающих волновать до сих пор, то и таковые, конечно, тоже имеются.
Поход к узкому специалисту
Из публикации, которой 22 года:
«Шесть утра. Минчанин Владимир Васильевич Нестюк занял очередь за талоном к врачу. В 7:30 утра очередь была впущена внутрь поликлиники № 14, а еще через две-три минуты начала нервно расходиться. Сколько было выдано талонов? Всего три! Позвонив в «Вече» и высказав свое возмущение, Владимир Васильевич сказал: «Складывается такое впечатление, что больных у нас становится все больше, а врачей все меньше».
Талона Владимиру Васильевичу не досталось, а записавшись на прием, он узнал, что ждать придется почти три недели. О подобных ситуациях «Вече» рассказывало неоднократно.
Напомню, после публикации прошло более двух десятков лет.
— А приходилось ли вам, Наталья Ивановна, стоять в такой очереди за талончиком?
— Разумеется, приходилось!
Выяснилось, что когда наша гостья жила и работала в Полоцке, ее дом стоял прямо напротив поликлиники. Родственники и знакомые, приписанные к этому медучреждению, но проживающие далеко от него, нередко звонили ей и просили утречком забежать за нужным талончиком.
— Понимаете, сейчас многое зависит от конкретных специалистов, которые организуют работу, — отметила Наталья Кочанова. — Не должны люди стоять в подобных очередях. Недавно в одной из минских поликлиник я специально изучала этот вопрос. Там так: приходишь, садишься за стол к работнику регистратуры, он входит в базу данных и вместе с пациентом подбирает день и время, когда будет удобно прийти к врачу. Но, к сожалению, узких специалистов действительно не хватает. По этому направлению еще много работы. Причем мы сами иногда создаем дополнительные проблемы. Вот одна из них. Известно, что не во всех детских поликлиниках есть гинеколог. При этом каждая девочка, отправляющаяся в первый класс, должна пройти осмотр. Зачем? Я задавала этот вопрос министру здравоохранения, и он не смог ответить.
И о мошенниках
Еще один факт из газеты двадцатилетней давности:
«Недавно минчанин Игорь Хоменко достал из почтового ящика интригующее письмо: «Поздравляем! По результатам проводимой в рекламных целях почтово-адресной лотереи вы стали обладателем телевизора. Для обеспечения доставки приза вам необходимо перечислить 4 950 рублей по адресу…»
Догадались, что произошло далее?
К сожалению, подобное происходит и сейчас, только ставки выше. Фактов море… Бабушка из Молодечно отдала телефонным мошенникам 10 000 долларов, чтобы «спасли» внучку. Пенсионерка из Минска насобирала 37 000 долларов, чтобы «откупить» сына. А женщина из Гродно отдала все, что было, чтобы «выручить» любимую невестку.
Обсуждая эту тему с Натальей Кочановой, мы пришли к выводу: в борьбе с телефонными мошенниками и мошенниками вообще прессе отводится очень важная роль. Нужно предостерегать граждан, разъяснять им, что к чему, и вовремя предоставлять соответствующую информацию к размышлению.
***
Гостья редакции с большим интересом просматривала наши публикации прежних лет. Заглядывая в прошлое, мы говорили о дне сегодняшнем. Очень актуальный получился разговор.
Фото Сергея Лукашова