Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»
Во время работы дебютант Георгий Данелия совершил поступок, после которого Сергей Бондарчук не общался с ним 20 лет. Как жена врага народа писала повесть «Сережа», а два дебютанта создали по ней одноименный фильм — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Сельская учительница Марьяна вышла замуж за председателя колхоза Дмитрия Коростелева. Теперь ему нужно найти общий язык с пятилетним сыном супруги Сергеем. Мальчик чувствует, что отчим общается с ним на равных, уважает его поступки. Все меняется, когда в семье появляется новорожденный брат Леня.
Люкс в «Европейской»
В 1930-е литератор Вера Панова писала для детской газеты «Ленинские внучата», а ее муж Борис Вахтин работал ответственным секретарем в газете «Молот». После убийства Кирова 1 декабря 1934-го в стране начались аресты и чистка. Вахтина обвинили в троцкизме. Сначала его приговорили к 10 годам лагерей, а потом и вовсе расстреляли. Панову уволили из детского издания. Она понимала: скоро могут прийти и за ней. С детьми и матерью Вера уехала в глухое село в Полтавской области.
К 1939-му волна террора ослабла. Литератор написала две пропагандистские пьесы — «Илья Косогор» и «Старая Москва». Они победили на всероссийском конкурсе драматургии. В нескольких театрах Ленинграда их захотели поставить, пригласили автора в город на Неве. Но жена врага народа по закону не имела права приезжать в крупные населенные пункты. Поэтому Панова сняла комнату в Пушкине (бывшее Царское Село). Там Веру и застала война. Она успела эвакуироваться в Пермь, где, будучи военным корреспондентом, писала статьи о санитарных поездах. После войны карьера пошла в гору. Панова трижды становилась лауреатом Сталинской премии. В 1955 году она написала повесть «Сережа».
Тогда же профессиональный архитектор Георгий Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы. В 1959-м пришел работать на «Мосфильм». Он понимал, что сразу ему в одиночку не дадут поставить полнометражное кино. Повесть Веры Федоровны Данелия прочел случайно. Материал ему приглянулся, и он предложил своему однокурснику Игорю Таланкину подать общую сценарную заявку на экранизацию произведения. Но сначала требовалось получить согласие автора. Маститый литератор Панова жила в Ленинграде. Данелия позвонил ей. Она была не против постановки, тем не менее принимать участие в написании сценария отказалась. Однокурсники быстро адаптировали повесть для съемок. Однако кто-то из более опытных коллег заметил: сценарий дебютантов могут утверждать годами. Но имелся выход: Веру Федоровну формально надо сделать соавтором. Благодаря ее авторитету дело пойдет быстрее. Данелия и Таланкин отправились в Ленинград. Панова, полагая, что режиссеры не ограничены в средствах, забронировала для них номер люкс в гостинице «Европейская». Молодым людям пришлось отдать последние деньги за проживание. Согласие на формальное соавторство от писательницы они получили, однако в Москву добирались, что называется, на перекладных.
Исполнитель с прицепом
После одобрения сценария постановщики начали отбор актеров. Самой сложной задачей стал поиск пятилетнего мальчика на роль Сережи. Пробы прошли сотни детей по объявлениям, но подходящего ребенка найти не получилось. Решили посоветоваться с коллегой Верой Строевой, которая много работала с подрастающим поколением. Она посмотрела на снимки кандидатов и указала на брюнета Бориса Бархатова, посоветовав перекрасить его в блондина. Родители согласились на изменение цвета волос, и мальчика утвердили.
Остальных кандидатов отобрали быстро, принесли снимки на худсовет. Там заявили прямо: отчима Сережи, директора совхоза Дмитрия Коростелева, должен сыграть Сергей Бондарчук.
Данелия и Таланкин были обескуражены. Они не хотели видеть в своей ленте народного артиста. К тому же все помнили: в 1955-м в картине «Отелло» актер сыграл мавра, задушившего жену Дездемону, роль которой исполнила его будущая супруга Ирина Скобцева. А Коростылев — добродушный и благородный человек, далекий от строгой фактуры Бондарчука. Сокурсники надеялись, что Сергей Федорович откажет им. Пришли к нему домой, а он сказал:
— Нам с Ирой сценарий понравился, мы согласны сыграть главные роли.
Данелия и Таланкин не знали, как быть. Мало того что придется снимать Бондарчука, так он еще и собственную жену навязал на роль сельской учительницы. Скобцева совсем не походила на провинциалку. Тем не менее выбор был невелик: или принять все как данность, или отказаться от постановки.
Из знаменитостей тех лет в актерский ансамбль вошел Василий Меркурьев, сыгравший дядю Костю, капитана дальнего плавания. К слову, в свое время артиста заметили и начали много снимать после ленты «Белгоскино» «Инженер Гофф» (1935) — первой его большой работы на экране.
Обозвал навозным жуком
Поскольку фильм снимали осенью 1959 года, а события по сюжету происходят летом, для съемок выбрали место под Краснодаром. Там осень вступает в права позже.
Площадка была готова, однако от Бондарчука пришла телеграмма с извинениями. Он писал: «Сниматься не могу, предложили роль Тараса Бульбы, о которой я давно мечтал». Дебютанты принялись судорожно искать замену. Через неделю же актер сообщил: он приедет, потому что кино о Тарасе Бульбе отложили.
Ощущая себя мэтром, Сергей Федорович выслушивал режиссеров, не спорил с ними, кивал, но входил в кадр и делал все по-своему. Так повторялось раз за разом.
На одном из застолий после съемочного дня Данелия перебрал спиртного и высказал Бондарчуку все, что о нем думает. Заявил и о навязанной Скобцевой, и о том, что сам мэтр не годится на эту роль, да и вообще испортил задумку своим присутствием. Народный артист промолчал, доснялся в картине. Потом не общался с Георгием Николаевичем 20 лет. Лишь в 1980-м, когда на «Мосфильме» официально справляли 60-летие Сергея Федоровича, юбиляр, выслушав тост Данелии в свою честь, спросил: «Это вы поздравляете меня или извиняетесь?» Георгий Николаевич ответил: «И то и другое». Никто даже не понял, о чем речь. После этого они сблизились и стали друзьями.
Мальчик Борис, сыгравший Сережу, оказался на редкость смышленым. У него получалось отрабатывать все сцены органично. Однако в финальном эпизоде никак не выходило заплакать. Чтобы вызвать слезы, в ту пору актерам давали нюхать нашатырь. Но и это не помогало. Тогда Таланкин пошел на крайние меры: начал ругать ребенка, называл его бездарным негодником. Тот действительно разрыдался. Сцену сняли. После чего Борис подошел к Таланкину и заявил: «Вы хоть и Таланкин, но таланта у вас нет. И вообще, вы жук навозный». Группа схватилась за животы от хохота.
Когда лента была готова, директор студии Сурин назвал ее серой и безликой. Предъявляли претензии и к внешнему виду детей, ставя в упрек то, что все они в деревне босые. Картине дали 3-ю категорию. Это означало, что напечатали мало копий и пустили в ограниченный прокат. Но неожиданно фильм оказался лучшим в 1960-м по опросам журнала «Советский экран», а потом получил Гран-при на фестивалях в Греции, Канаде и Чехословакии.
Читайте также:
Еще материалы рубрики:
«Иду искать» и «Корабль пришельцев». Как белорусы через секретность и цензуру покоряли кинокосмос
Во время съемок «Фантазий Фарятьева» режиссер запрещал Андрею Миронову пользоваться гримом
Олег Ефремов устроил драку из-за Хрущева. Как проходили съемки картины «Здравствуй и прощай»
На съемках «Дворянского гнезда» у Андрея Кончаловского похитили фамильные драгоценности матери
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: как создавалась любимая советская комедия