Не свитер, а аллюзия: как образы из популярного кино меняют тенденции в моде
Свитер с ромбами, как у Вовы по прозвищу Адидас из набирающего популярность сериала, не выходит из моды десятилетиями. В чем секрет вязаного изделия? Корреспондент агентства «Минск-Новости» попыталась разобраться в связях между киноискусством и тенденциями в моде.
Первые вязаные вещи появились в древности, а история свитера началась в Средневековье. Тогда он имел небольшие разрезы сбоку. Его надевали участники турниров, военные, рыбаки и моряки для защиты тела от оружия, холода и под кольчугу. Для моряков свитера вязали из необработанной шерсти, так как она отталкивает влагу.
В скандинавских странах вывязывали на таких изделиях различные узоры — своеобразные обереги. По ним можно было опознать выпавшего за борт моряка.
В конце XIX века эту одежду оценили спортсмены, а в 1921 году будущий король Великобритании Эдуард VIII появился на турнире по гольфу в вязаном свитере Fair Isle, тем самым удивив публику.
Дух времени через одежду
Признаюсь, я не поклонница творчества режиссера Жоры Крыжовникова. Мне, пожалуйста, фильмы Андрея Тарковского и Бернардо Бертолуччи. Но в моде, к сожалению, другое — сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» о казанских подростковых группировках 1980-х. Он отталкивает своей жестокостью, но справедливости ради стоит сказать, что снят качественно. И я понимаю тех, кому не понравилось творение Крыжовникова. А как разборки могут вдохновлять? «Слово пацана» — сгусток ненависти и обид. Молодые парни сбегают на улицу, где чувствуют себя героями, а не изгоями (по сути, ни в школе, ни дома поддержки нет). Некоторые ребята даже завоевывают авторитет в этом «уважаемом» мирке. Проще же соответствовать его правилам, подстроиться, нежели научиться самостоятельно отвечать за свои поступки и нести ответственность…
Но оставим психологию сюжета и поговорим о стиле, одежде героев, благодаря которой (в том числе) передан дух времени. Когда фильм, музыкальная группа становятся популярными, некоторые элементы гардероба, аксессуары или в целом образ появляются на улицах города. Давайте вспомним бежевый свитер, похожий на богатырскую кольчугу, из фильма «Брат», длинное черное пальто и латекс из «Матрицы», чокер из «Леона», красный берет Евы Грин из моих любимых «Мечтателей»… Сегодня же модники присматривают себе синие дутые куртки и шапки-ушанки (кстати, пару недель назад на парне заметила такую, только розового цвета). Самые предприимчивые российские дизайнеры уже успели выпустить лимитированную капсулу одежды по сериалу. Дальше — самое интересное. В СМИ появилась информация, что жительница Челябинска решила продать свитер, купленный 30 лет назад, за 4,8 млн российских рублей! А как у нас? Ожидала увидеть объявления таких же хитрых продавцов. Но нет. На «Куфаре» свитер, как у Вовы, не нашла, зато олимпиек и худи с надписью Adidas два десятка набралось. Стоимость — от 10 до 150 рублей.
Притягательные ромбы
Из всех увиденных в сериале вещей мне наиболее интересным показался темно-зеленый свитер в ромбы, принадлежащий Вове Адидасу. Вязаное изделие вот уже которое десятилетие не выходит из моды. Узоры немного меняются, но фасон остается тем же. В чем секрет такой популярности? Спросим у специалистов.
Алеся Кичко, исследователь моды и искусств:
— У жителей постсоветского пространства свитер с горизонтальным узором чаще всего вызывает ассоциации с 1990-ми, когда на рынок хлынули турецкие вещи. Родители не могли нам с сестрой купить такие, поэтому мы наперебой выпрашивали их у мамы, чтобы пощеголять перед одноклассниками. А если носили эту вещь с джинсами, то вообще были на высоте.
Думаю, подобные свитеры не выходят из моды благодаря практичности. Что может быть теплее и уютнее в холодную погоду?
Образы из кино становятся популярными, когда зрителю хочется быть похожим на героя. Поэтому проще позаимствовать готовое решение в одежде или мимику, жесты, речь… В 1950-е годы вышел фильм «Дикарь» с Марлоном Брандо в главной роли. На нем были джинсы, грубые ботинки, джинсовая куртка, надетая поверх майки. Образ «плохого парня» быстро стал популярным, несмотря на то, что скромную футболку до этого времени не носили как самостоятельный элемент одежды.
Режиссеры в свою очередь приглашали известных кутюрье создавать костюмы к фильмам. Такие работы есть у Эльзы Скиапарелли, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана, Жана Поля Готье и многих других. Мода и кино — тесный и дружный тандем, они прекрасно дополняют и вдохновляют друг друга.
Это мы сейчас знаем Эльзу Скиапарелли как парижского модельера, дизайнера и новатора. Однако ее успех начался именно со свитера. Скиап попросила знакомую армянскую эмигрантку связать по собственному эскизу черный свитер с белым бантом на груди. Уже спустя несколько недель все модницы Парижа мечтали о такой вещице.
Татьяна Романова, дизайнер:
— Свитер киногероя привлекает внимание, его не только удобно носить как самостоятельный элемент гардероба, но и сочетать с другими вещами, создавая многослойность. Геометрия всегда актуальна, тем более сейчас в тренде модель поло. Все циклично. У меня такого свитера, как у киногероя, не было, зато носила другой — фирмы Boys, который мама привезла из Польши.
Мода и искусство взаимосвязаны
Есть картины, которые хочется пересматривать: заметишь отсылку к какому-либо фильму, произведению живописи или другому виду искусства и радуешься, как сюрпризу. «Прогулка заключенных» Ван Гога, к примеру, встречается в фильме Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». В «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи предстает роскошная «Венера Милосская» (обратите внимание, как обыгран образ рук). А в «Психо» Альфреда Хичкока особняк уж слишком похож на «Дом у железной дороги» художника-реалиста Эдварда Хоппера… Обратная сторона — когда дизайнер, вдохновленный фильмом, создает коллекцию одежды. Так, на модных показах дизайнеров Alexander McQueen в 1998 году, Balmain в 2015-м и Jeremy Scott в 2018-м появились образы с боди и ремешками, как у героини Милы Йовович из «Пятого элемента». Таких примеров достаточно: главное во всех этих модных тенденциях — не потерять свою индивидуальность. А создать новое и уникальное сегодня очень сложно, вот и живем в мире аллюзий, цитат и иллюзий…
Личная история
Мой покойный дедушка модником не был, но свитер цвета свеклы с рельефными ромбами-узорами на все случаи жизни в его гардеробе имелся. Дед любил его за «стойкость» и темный оттенок — не маркий: и во дворе в домино играл, и в подвале мастерил для соседей деревянные рамы, двери, и мотоцикл ремонтировал (да, он тем еще гонщиком был!). Все стерпел свитер, до последнего держался.