Недешевое удовольствие. В послевоенные десятилетия у минчан существовала незыблемая традиция посещения фотосалонов
В первые послевоенные годы минчане не забывали о старой традиции и всей семьей посещали фотосалоны, желая запечатлеть мгновение. Как это было — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Иной взгляд
Если не брать во внимание профессионалов и любителей фотоискусства, сегодня у каждого в памяти смартфона тысячи снимков, сделанных без учета визуальной гармонии, композиции, ракурса, перспективы. Но дети вырастают, взрослые стареют, а в телефонах остаются наспех сделанные кадры. Естественно, так не у всех. Однако редко увидишь постановочные семейные фотокарточки, как в старых альбомах, на которых учтены фокусное расстояние, стабилизация изображения, выстроена композиция кадра.
В 1920-1930-е годы и в первые послевоенные десятилетия существовала целая культура, незыблемая фундаментальная традиция посещения фотосалонов, сохранившаяся с дореволюционных времен. Граждане доставали все самое лучшее из своих гардеробов. Женщины брали на денек у подруг шикарные платья, если собственных не имелось, делали прически в парикмахерских. Детям старались купить обновки. Словом, на кадрах, отправлявшихся в вечность, все выглядели достойно.
К фотомастерам ходили довольно редко, но, что называется, метко. Если визит был первым, то наводили справки у знакомых, какой фотограф в городе искуснее творит.
Так церемонились еще и потому, что в довоенные годы да и после Великой Отечественной далеко не каждый имел возможность приобрести фотоаппарат. А если и удавалось накопить на какой-нибудь «ФЭД», «Турист», то за этим следовал следующий этап: покупка фотоувеличителя, фотобумаги, реагентов для полного цикла печати и проявки пленки… Кстати, последняя нередко становилась дефицитным товаром. К тому же на ней было всего 36 кадров. Позволить себе делать много снимков наудачу мог не каждый.
Наличие фотоаппарата в семье не отменяло походов в салоны. Снимки на любительскую технику не сравнить с теми, которые делали с использованием профессионального оборудования.
Как в XIX веке
В первые послевоенные месяцы в Минске основной проблемой профессиональных фотографов стало… отсутствие электричества.
Большая часть энергохозяйств города была уничтожена в результате боев или находилась в плачевном состоянии. Даже предприятия жестко лимитировали в использовании электроэнергии. Поэтому, когда в центре Минска начали работать розетки, фотографы долго не могли пользоваться мощными осветительными приборами. В то же время желающих прибегнуть к их услугам находилось немало. Счастливым семьям, в которых супругу удалось выжить на фронте, а жене с детьми — в эвакуации, очень хотелось запечатлеть момент воссоединения. Фронтовики вспоминали, что у них не осталось снимков с однополчанами.
И тогда фотомастера воспользовались опытом коллег-предшественников. В XIX веке электричества не существовало вовсе. Фотохудожники Антон Прушинский, Жозефина Адамович, братья Элья и Янкель Берманы открывали свои павильоны в Минске на верхних этажах домов, в мансардах. Там они стеклили часть крыш и фотографировали клиентов при естественном ярком дневном свете. Конечно, после войны так поступить возможности не было. Мастерские устраивали на чердаках. Чтобы сделать снимок при естественном свете, разбирали часть крыши, а после работы возвращали все на место. На чердаке обустраивали задник из штор. Помощник приносил мебель для антуража, реквизит для создания нужной атмосферы. Перед тем как «вылетит птичка», фронтовики поправляли медали на кителе, дамы — прически и брошки. Но вот что странно: на советских студийных снимках почти никто не улыбается. Все взглядами словно даль разрезают. Никто не предлагал им произнести слово cheese.
Все при делах
Более продвинутые открывали ателье и на первых этажах. Соединяли цепь старого велосипеда без колес с ротором динамо-машины, подававшей электроэнергию на несколько осветительных приборов. Фотограф делал свое дело, а подмастерье крутил педали. Некоторые вспомнили устаревшее устройство — магниевую вспышку.
Чуть позже, когда с подачей электричества в городе наладилось, фотосалоны начали открывать на первых этажах зданий более массово. Любопытно, что эти заведения существовали в составе разных организаций. Например, своя фотостудия была у «Военторга». Активничали артели. В районе пересечения нынешних ул Я. Коласа и Сурганова работала артель «Советский гигиенист». В деревянном здании устроили баню, парикмахерскую и фотостудию. Можно было постричься, помыться и сфотографироваться (естественно, не одновременно!). На ул. Замковой открылся фотосалон артели Иосифа Белановича. Его супруга погибла в годы войны. Он приходил на работу с 11-летним сынишкой. Пока папа делал и проявлял фотографии, сын с компанией не сидели без дела — шли к соседнему продуктовому магазину. Если привозили муку и сахар, выстраивалась огромная очередь. В одни руки отпускали по 1 кг дефицитного товара. Мальчишки пристраивались к покупательницам по два человека и по согласию с ними становились их «детьми». Таким образом женщины приобретали не 1 кг муки, а сразу 3. Рассчитывались с псевдодетишками мелочью или покупали по 100 г конфет каждому. Получив плату, пацаны шли к следующему магазину и повторяли то же самое.
Беланович, как и многие его коллеги, использовал немецкую трофейную фототехнику, например Agfa Billy Record, Agfa Standard. В ход шли и старые отечественные камеры, такие как «ЭФТЭ» («АРФО»), «Фотокор-1». Шесть снимков 9 × 12 см стоили 40 рублей. Шесть фотографий 24 × 30 см — 100 рублей. Недешевое удовольствие. Для сравнения: в 1946 году средняя зарплата медиков составляла 362 рубля, 1 кг разрубочной необрезной свинины стоил 17 рублей, а пшеничная мука — 2,9 рубля за 1 кг.
После войны все снимки в салонах делали черно-белыми. Хотя технология цветной фотографии уже существовала. Перекупщики торговали немецкой пленкой Agfacolor. Предприятие потом перенесли из Восточной Германии в ФРГ, а на его старой базе в ГДР производили цветную пленку ОRWO, которую поставляли в СССР. Но повсеместно советские фотосалоны перешли на цвет лишь в 1970–1980-е.
Еще материалы рубрики:
Яловые ботинки — особый шик, кирзовые — сносно. Как и во что обували минчан после войны
Терки, воронки, центрифуги. Изделия жестянщиков пользовались большим спросом в послевоенном Минске
Первая послевоенная карусель проработала до 1990-х! Как оживал Минск после фашистской оккупации
Как восстанавливалась промышленность Минска после войны, и какую роль в этом сыграли трофеи