Немцы прибили ему руки гвоздями к полу. О судьбе разведчика Героя Советского Союза Лисицына, ставшего актером
Фронтовой разведчик Константин Лисицын стал единственным в СССР Героем Советского Союза, выбравшим профессию актера. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Наказание за подвиг
За период Великой Отечественной войны Константин Лисицын был семь раз ранен, трижды контужен. Он не избежал тюрьмы и штрафбата. А в ноябре 1943 года во время оборонительных боев на реке Проне в Могилевской области, будучи командиром 180-й отдельной разведроты 64-й стрелковой дивизии, он решил самостоятельно встретиться в тылу со связным партизан, чтобы забрать у него важные документы, захваченные у противника. Переоделся в немецкую форму, однако на одном из вражеских постов фашистам показался подозрительным незнакомый офицер, говоривший на немецком без акцента, но слишком емко, отрывисто. Его доставили в комендатуру, а оттуда — в гестапо. Гитлеровцы, поняв, что перед ними русский, в процессе допроса пытали разведчика. Покалечили ноги. Опасной бритвой изрезали спину. Руки прибивали гвоздями к полу. Ничего не добившись, захватчики бросили Константина в бессознательном состоянии в холодный погреб сарая. Очнувшись, Лисицын сумел сбежать. Вернее, уползти, потому что ноги не слушались. На пути к своим его подобрали партизаны…
Родился Константин Сергеевич в сентябре 1923-го в Ярославле. Его отец руководил художественной мастерской при резиноасбестовом комбинате. Мать работала модисткой в артели инвалидов. Окончив семь классов, в 1938-м юноша поступил в художественно-педагогическое училище. Готовился стать учителем черчения и рисования. Был любознательным, изучал французский и немецкий языки.
В том же году отца арестовали за участие в троцкистской повстанческой террористической организации. Он якобы по-антисоветски оформлял художественную продукцию. С тех пор молодому человеку стало не до учебы. Приходилось помогать матери. Поэтому он устроился на работу в Ярославский драматический театр имени Федора Волкова. Рисовал афиши, монтировал декорации, изготавливал мебель для сцены. Обожал смотреть спектакли по произведениям Шекспира, изумляясь кровавым коллизиям и страстям в пьесах классика.
В сентябре 1941 года Лисицын вместе с другими работниками театра ушел добровольцем на фронт. Уже в ноябре его зачислили в разведку. В боях под Москвой ранен разрывной пулей. В госпитальной палате познакомился с политруком своей 344-й дивизии Ермиловым. Пока восстанавливался после ранения, по его совету окончил трехмесячные лейтенантские курсы.
После возвращения на фронт в сентябре 1942 года по необоснованному обвинению Константина лишили звания лейтенанта и направили в один из штрафных батальонов Западного фронта. Однако ему повезло. Бывший сосед по палате Ермилов верил Лисицыну. Вмешался в ситуацию. Написал за подчиненного поручительство, разобрался в несостоятельности обвинений. Заступничество считалось рисковым делом: могли счесть соучастником. Тем не менее после нескольких месяцев, проведенных в штрафном батальоне, разведчика вернули в часть, восстановили в звании.
«Это тебе за Днепр»
В скором времени, в декабре 1942 года, в должности командира взвода отдельной разведроты Константин Сергеевич вел штурм стратегически важной высоты. Однако Лисицын проигнорировал приказ командования атаковать в лоб и, совершив обходной маневр, ударом с фланга уничтожил гитлеровцев на высоте без потерь в своем подразделении. Фактически справился с задачей и вывел своих людей из-под огня. Но! За невыполнение приказа трибунал Западного фронта приговорил его к 10 годам лишения свободы. Бойцы, которых он спас, коллективно обратились к командованию. Сложно поверить, однако факт остается фактом — трибунал пересмотрел решение: 10 лет колонии заменили тремя месяцами пребывания в штрафном батальоне.
В январе 1943-го при подготовке Ржевско-Вяземской операции захватил языка и был освобожден от дальнейшего наказания.
К маю 1943 года, став командиром 180-й отдельной разведроты 64-й стрелковой дивизии, Константин Лисицын продолжал ходить за линию фронта, подрывал мосты, добывал важную информацию, хотя мог заниматься только координацией вверенных ему разведгрупп. В результате, как уже упоминалось, попал в руки фашистов, был искалечен, бежал.
В ходе операции «Багратион» 26 июня 1944-го старший лейтенант Лисицын со своей ротой форсировал реку Днепр в районе деревни Требухи (ныне Калиновая) Могилевской области. Как описывал события сам разведчик, подплыв к берегу, он начал карабкаться на обрыв, нос к носу столкнулся с двумя немецкими пулеметчиками, ликвидировал их выстрелами в упор. В тот же день его группа заняла первую траншею противника, удерживала ее в течение суток, фактически оттянув на себя силы неприятеля. Это позволило дивизии форсировать Днепр. За это время рота Лисицына отразила девять атак фашистов. Когда закончились патроны, разведчики пошли в рукопашную с ножами, отбили у немцев 86 автоматов и огромное количество боеприпасов. Захватили девять автомашин, 15 лошадей. Именно за эти бои Константина Сергеевича представили к званию Героя Советского Союза. Орден Ленина и «Золотую Звезду» ему вручал командующий войсками 2-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, сказав: «Это тебе за Днепр».
Гастрольная жизнь
Операцией «Багратион» его война не завершилась. Лисицын освобождал Польшу, участвовал в Восточно-Померанской операции. 21 апреля 1945 года был вновь ранен. Победу встретил в госпитале в Германии.
После Великой Отечественной, в феврале 1946-го, недолго поработав помощником военного коменданта станции Кунцево на Московской железной дороге, Константин Сергеевич уволился в запас в звании капитана, вернулся в Ярославль.
Герою Советского Союза сразу предложили должность главного администратора в родном театре. Но ему было всего 23 года. Да и командовать опостылело в армии. Жизнь только начиналась. И он поступил в театральную студию. Был принят актером в труппу. А в 1950-м захотел посмотреть страну. Иначе выходило, что круг замкнулся: Ярославль — война — Ярославль. Лисицын работал в театрах Свердловска, в Грозном, Хабаровском крае, Южно-Сахалинском драмтеатре, на Дальнем Востоке. Спустя 10 лет, в 1960-м, вернулся в Ярославль.
В постановке «Панфиловцы» выходил на сцену со своей настоящей звездой Героя Советского Союза. Сыграл десятки ролей в спектаклях по произведениям Шекспира, Горького, Симонова и других.
Ранения и контузии не могли не сказаться на здоровье. В феврале 1970 года актер и разведчик скончался. Ему было всего 46 лет.
В 2019-м вдова Лисицына Тамара и дочь его Елена побывали в Беларуси, посетили места боевой славы Константина Сергеевича.