Никита Михалков едва не погиб. Как снимали фильм «Собака Баскервилей»
Никита Михалков едва не погиб на съемках фильма «Собака Баскервилей». Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
После таинственной смерти хозяина поместья Баскервиль-Холл, сэра Чарльза Баскервиля, туда из Канады приезжает единственный наследник — Генри Баскервиль. Он слышит легенду об адской собаке, которая несколько веков преследует его род, но не придает этому значения. Вскоре на болоте обнаруживают труп каторжника Селдена в шубе, накануне подаренной Генри с собственного плеча жене своего слуги Бэрримора. Вывод прост: убийца принял Селдена за молодого Баскервиля, а значит, на него действительно идет охота.
В отличие от первоисточника
Эта лента — третья часть советского цикла телевизионных фильмов о знаменитом английском сыщике. Полное название двухсерийной картины — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей». Оператором-постановщиком первых двух лент по мотивам произведений Артура Конан Дойла был Юрий Векслер, сын белорусского художника-постановщика Абрама Векслера. Когда в 1980-м начался подготовительный период к съемкам этой картины, Юрий слег с инфарктом. За камерой его заменили Дмитрий Долинин и Владимир Ильин. Самому же Векслеру, находившемуся на реабилитации, режиссер Игорь Масленников предложил стать соавтором сценария. Вместе они сделали повествование более кинематографичным. Например, Генри, которого изобразил Конан Дойл, не гоняется за каторжником Селденом в нетрезвом состоянии, не ездит верхом и не отказывается от овсянки. Дворецкий Бэрримор в книге изображен мрачным. В фильме он ироничный. Кроме того, у создателя Шерлока Холмса главный отрицательный персонаж Стэплтон просто исчезает в финале по дороге на рудники. Вероятно, писатель хотел его возродить в следующих историях. В советской картине же Стэплтон устраивает перестрелку на болоте и погибает. Словом, Масленников и Векслер создавали литературную основу так, чтобы очередное кино по форме и жанру не выпадало из линейки прежних лент. Им и в голову не приходило, что за них это сделают актеры.
Со своей командой
Конечно, Масленников проводил формальные кинопробы. Например, на роль Генри Баскервиля претендовали Николай Губенко и Игорь Васильев. Стэплтона могли сыграть Александр Кайдановский, Юрий Богатырев и Олег Даль. Но на самом деле постановщик с самого начала решил снять картину со звездной командой Никиты Михалкова. К тому времени он находился в зените славы. Сам факт его появления в цикле мог привлечь зрителей, так как многие обратили внимание на перебор с английской чопорностью, которую мог разбавить Никита Сергеевич в роли Генри Баскервиля. Он приехал на «Ленфильм» с художником-постановщиком всех своих ранних лент Александром Адабашьяном. Правда, последний рассказывал, что накануне в Москве подрался в ресторане, а в поезде зацепился за вешалку-крючок. Поэтому явился в культурную столицу на «Ленфильм» с синяком под глазом и в разорванном пиджаке! Масленников тут же предложил ему роль Джона Бэрримора.
С Евгением Стебловым Никита Сергеевич дружил со времен съемок кино «Я шагаю по Москве» (1963). В «Собаке Баскервилей» актер воплотил на экране доктора Джеймса Мортимера.
Накануне текущих событий прошла премьера новой картины Михалкова «Родня» (1980), в которой одну из главных ролей исполнила Светлана Крючкова. Поэтому не удивительно, что ее пригласили сыграть Элизу, жену Бэрримора. В общем, собрался слаженный коллектив.
Естественно, Холмса и Ватсона воплотили на экране Василий Ливанов и Виталий Соломин.
Олег Янковский и Ирина Купченко, хоть и не входили в окружение Никиты Сергеевича, но к моменту съемок были знамениты и вполне органично исполнили роли брата и сестры Стэплтонов.
Упрямый пес
Кино снимали в Ленинградской области, в павильоне «Ленфильма» и Таллине. Никита Михалков, попав в качестве актера на съемочную площадку Масленникова, в первые недели, увлекшись, забывал, что в этой картине постановщик не он. Как только Игорь Федорович отлучался, Никита Сергеевич начинал разводить и снимать сцены. Масленников долго молчал, подперев кулаком подбородок. Однажды Василий Ливанов сказал: «Так давайте отпустим Масленникова домой». Стоявший на высокой лестнице
осветитель захохотал так, что из его рук выскользнул прожектор и рухнул с верхотуры! Как пишет режиссер в своих мемуарах, он разозлился и рявкнул на Михалкова. Другие утверждают, что тот просто отвел Никиту Сергеевича в сторону и поговорил с ним по душам. После этого сын автора гимна СССР взял себя в руки и не пытался применять навыки постановщика. Зато начал импровизировать. А вместе с ним импровизировала вся актерская группа. Забавные сцены, где Генри Баскервиль превращается в почти гротескного персонажа, придуманы на ходу. Например, эпизод, в котором Бэрримор закрывает на ключ бар, чтобы Генри не добрался до виски, или мизансцена в финале, где героиня Крючковой кормит Генри, лежащего в постели, овсяной кашей.
Светлана Крючкова тоже кардинально изменила своего персонажа. В книге Элиза, жена Бэрримора, строгая и немногословная женщина. Актриса же решила произносить текст не размеренно и надменно, а тараторя и заговариваясь. В результате на экране мы видим чудаковатую простушку не без женской хитрости. Именно такая Элиза ближе советскому зрителю.
Однажды после съемок под Таллином, пока техники собирали оборудование, Евгений Стеблов отошел на 10 минут, чтобы осмотреть окрестности. Когда вернулся, понял: группа уехала, забыв о нем. Актер в костюме XIX века оказался один среди полей и болот. Только ночью, приехав в гостиницу, кто-то вспомнил, что Стеблова в машинах не было. Микроавтобус вернулся за ним в 2 часа ночи и застал Евгения спящим под деревом.
Михалков вырос на даче, рядом с которой находился конезавод, и прекрасно ездил верхом. В одной из сцен он, пустив лошадь галопом, так загнал ее, что у бедняжки подкосились передние ноги, и она вместе с актером кубарем покатилась в кювет. Все решили, что животное своей массой задавило звезду. Оказалось, Никита Сергеевич инстинктивно успел из-под него выскользнуть.
Роль собаки Баскервилей доверили добрейшему немецкому догу по кличке Циклон. Фосфор, которым по версии Конан Дойла натирали пса, чтобы тот светился в темноте, на самом деле мог убить животное. Поэтому ему просто прикрепили на морду маску, вырезанную из светоотражающей ленты. В том месте, где Циклон должен был прыгать Генри на спину, Михалкова заменил хозяин собаки. Но пес не хотел нападать на кормильца. Тогда Масленников предложил сделать рогатку и выстрелить в Циклона, чтобы разозлить его. Женщины упрекнули режиссера в жестокости. Но тот с целью доказать безболезненность выстрела предложил первой скобой пульнуть в собственную ногу. Так и сделали — режиссер буквально взвыл от боли!
Телепремьера фильма состоялась 25 июля 1981 года. По мнению многих, это самые яркие серии из всего цикла советской ленты о знаменитом английском сыщике. Их по телевидению повторяют чаще других.
Еще материалы рубрики:
Режиссер искала исполнителей через детские комнаты милиции. Как снимали фильм «Пацаны»
Сожгли настоящий хутор и пшеничное поле. Как снимали фильм «Они сражались за Родину»