Николай II в Минске, режиссер «Трех мушкетеров», альбом Led Zeppelin II. Этот день в истории: 22 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 22 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1884 год. Родился замечательный крестьянский поэт Николай Клюев, друг и наставник Сергея Есенина
«Родом я крестьянин с северного поморья, — писал Клюев в автобиографии. — Плавни Ледовитого океана, соловецкие дебри и леса Беломорья открыли мне нетленные клады народного духа: слова, песни и молитвы…».
Его стихи соединяли приемы символизма с религиозным экстазом и народной речью. Это оригинальное сочетание привлекло к Клюеву внимание известных русских поэтов: Александра Блока, Валерия Брюсова, Николая Гумилёва. Мэтры хвалили самобытного автора за приверженность народной культуре.
Сложные отношения, временами дружеские, временами напряженные, связывали Клюева с Есениным, их личные и творческие пути то сходились, то расходились.
Клюев был мастером создавать мифы о себе. Писал, что был в Индии, на Памире, в Китае. Однажды назвал себя «потомком лапландского князя». Многие воспринимали эти байки всерьез. Был он фигурой по-своему эпатажной, колоритной. По Москве и Петербургу Клюев ходил в смазных сапогах, в косоворотке и поддевке. Таким же выходил на эстраду. Но этот «простецкий мужичок» в подлиннике читал Поля Верлена и Гейне.
На революционные события Клюев откликнулся не только свободолюбивыми стихами. Активный сторонник «народного дела», он на собраниях и крестьянских «сходах» призывал к неповиновению властям, разъяснял решения Всероссийского Крестьянского союза.
«Впервые я сидел в остроге 18 годов от роду, безусый, тоненький, голосок с серебряной трещинкой, — рассказывал Клюев. — Начальство почитало меня опасным и «тайным». Когда перевозили из острога в губернскую тюрьму, то заковали меня в ножные кандалы. Плакал я, на цепи свои глядя. Через годы память о них сердце мне гложет…».
Поначалу приняв революцию восторженно, грезя о «новом Китеже», уже вскоре Клюев писал, обращаясь к большевикам: «Мы — ржаные, толоконные, пестрядинные, запечные; вы — чугунные, бетонные, электрические, млечные». И дальше: «Вы же тайн не расскажете про сады благоуханные». Вроде бы ничего страшного, но противопоставление «мы» и «вы» было намеком на оппозицию, а ее искореняли беспощадно. Клюев был объявлен «бардом кулацкой деревни». В 1934 г. его арестовали, сослали в Сибирь, и в 1937-м, уже больного и нищего, расстреляли в Томске.
Вы обещали нам сады
В краю улыбчиво-далеком,
Где снедь — волшебные плоды,
Живым питающие соком.
Вещали вы: «Далеких зла,
Мы вас от горестей укроем,
И прокаженные тела
В руках целительных омоем».
На зов пришли: Чума, Увечье,
Убийство, Голод и Разврат,
С лица — вампиры, по наречью —
В глухом ущелье водопад…
В 1960 г. автора этих строк реабилитировали — «за отсутствием состава преступления». Первая посмертная книга Клюева вышла в СССР только в 1977 г.
1914 год. Император Николай II посещает Минск
Первый год войны сопровождался ростом патриотических настроений и был ознаменован наступлением русских войск в Пруссии и Галиции. Тогда во всех храмах белорусских губерний служились молебны о даровании победы русским войскам. Шел сбор пожертвований на военные нужды. Для укрепления духа военных и мирного населения в октябре 1914 г. Минск, находившийся на военном положении, посетил император Николай II.
В городе царь побывал проездом. Императорский поезд следовал в Ставку, которая в ту пору располагалась в Барановичах. Почти все время своего трехчасового визита в Минск государь провел в госпиталях. К слову, по числу развернутых в годы войны госпиталей Минск был рекордсменом Российской империи. Навещая раненых, Николай II беседовал с каждым солдатом и офицером, кто был в состоянии вести разговор, интересовался самочувствием, вручал боевые награды, благодарил за службу.
В своем дневнике император записал: «22-го октября. Среда. Проснулся нехолодным дождевым утром. В 10 час. приехал в Минск. На станции был прием начальства и несколько депутаций. Ехал по городу в своем моторе с Сухомлиновым (Владимир Сухомлинов — военный министр до июня 1915 г. — Прим. авт.). После собора осмотрел лазарет для раненых в доме губернатора (Минский губернатор Алексей Гирс отдал свой дом под лазарет городской общины Красного Креста. — Прим. авт.) и военный полевой госпиталь на краю города (в районе Комаровки). Уехал из Минска с опозданием в полчаса. Прибыл в Барановичи в 5 ч.».
Сразу после отбытия царского поезда город захлестнула огромная патриотическая манифестация: учащаяся молодежь вышла на Соборную площадь, прибыли ученические оркестры и хоры семинаристов. Пять тысяч человек хором исполнили «Боже, Царя храни». Патриотический подъем был необычайный.
1934 год. Родился режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, на фильмах которого выросло не одно поколение
«Опасные гастроли», «Узник замка Иф», «Ах, водевиль, водевиль…», «Выше радуги» и, конечно, «Д’Артаньян и три мушкетера». Фильмы Юнгвальда-Хилькевича популярны и любимы зрителем.
Сын оперного режиссера и балерины, которому, казалось, суждено было творить и мечтать с детских лет, совершенно не собирался этим заниматься. Подросток предпочитал гонять на мотоцикле. Воображение и мечты в нем были разбужены, когда, чуть не разбившись насмерть, он в 14 лет оказался прикован к постели и почти четыре года пролежал в гипсе. Именно тогда, чтобы, по его словам, не сойти с ума, Георгий стал один за другим поглощать романы Дюма. «Когда я читал «Три мушкетера», я скакал на лошадях, я любил, я жил… Я проживал выдуманную жизнь… Влюбившись в мушкетеров в детстве, я мечтал снять приключенческий фильм. И шел к своей мечте до полного ее осуществления», — рассказывал режиссер.
К слову, полученная в подростковом возрасте травма не осталась без последствий. Чтобы скрыть физический недостаток, Георгий заказал себе красивую трость и ходил, опираясь на нее так, что все думали, что он пижон.
Большинство фильмов Юнгвальда-Хилькевича наполнены музыкой и песнями, которые становились популярными и жили потом отдельной от кино жизнью. Так, песня про гадалку, у которой всегда «хоть один, да найдется клиент», стала популярной благодаря его ленте «Ах, водевиль, водевиль». С телефильма Юнгвальда-Хилькевича «Выше радуги» началась популярность Владимира Преснякова-младшего, исполнившего в нем несколько песен, в том числе «Зурбаган». К слову, в этом же фильме впервые в советском кино был показан танец брейк-данс. А уж «Мушкетеры» и вовсе наполнены под завязку песенными хитами.
Впервые о Юнгвальде-Хилькевиче заговорили еще за десять лет до «Мушкетеров» — после выхода в 1969 г. фильма «Опасные гастроли». Дорогу в жизнь лента пробивала со скандалом. Проблема была в том, что на роль куплетиста Бенгальского молодой режиссер определил полуопального барда Владимира Высоцкого и категорически не хотел видеть никого другого в этом образе. Постановщику на полном серьезе предлагали взять Василия Ланового — мол, это сразу снимет все препятствия. Но он отстоял Высоцкого, хоть и вынужден был внести серьезные коррективы в сюжетную линию.
Юнгвальд-Хилькевич был женат трижды. С последней женой Надирой познакомился в 52 года, когда подбирал актрису на роль наложницы в фильме «Узник замка Иф». Экзотическая красавица, обнаруженная ассистентами в стенах хореографического училища, так понравилась режиссеру, что он тут же утвердил ее на роль. Однако только ролью дело не ограничилось.
Надира была моложе мэтра на 35 лет и младше его первой дочери Наталии на 7 лет. Это их не остановило. Как и тот факт, что на тот момент Юнгвальд-Хилькевич состоял в браке. В 63 года он снова стал отцом. Только перед рождением дочери Нины, через семь лет совместной жизни, они с Надирой расписались. Говорят, после знакомства с последней женой Георгий Эмильевич перестал пить и изменять. А до того ни в чем себя не ограничивал.
Он умер в 2015 г. на 82-м году жизни от сердечной недостаточности.
1939 год. Выборы в Народное собрание Западной Белоруссии
СССР и Германия 28 сентября 1939 г. подписали договор о дружбе и границе, согласно которому устанавливались границы влияния советской и германской сторон. Под территорией Западной Белоруссии подразумевались бывшие Новогрудское, Виленское, Белостокское и Полесское воеводства Польской Республики.
Когда определились с рубежами, оставалось принять решения о государственном устройстве, включении западнобелорусских земель в состав СССР и характере народного хозяйства. Эти и другие важные вопросы предполагалось решить на Народном собрании, выборы в которое назначили на 22 октября. Право голоса получили все граждане Западной Белоруссии, мужчины и женщины, достигшие возраста 18 лет.
По результатам выборов депутатами Народного собрания стали 927 местных жителей, 804 мужчины и 123 женщины, различные по своему национальному составу и социальной принадлежности. Только 2 кандидата не смогли набрать необходимого количества голосов (требовалось более 50 %).
Во время проведения выборов и после них не обошлось без сопротивления недовольных новой властью. Так, жертвами предательских выстрелов через окно стали заместитель председателя избирательной комиссии 11-го участка Дрогиченского уезда Федот Гречко и депутат Народного собрания Савелий Ковойбо, убитый в деревне Рынковицы Новодворской волости Щучинского уезда.
Заседание Народного собрания Западной Белоруссии прошло 28–30 октября в Белостоке. Оно единогласно приняло Декларацию об установлении советской власти на всей территории Западной Белоруссии и Декларацию о включении Западной Белоруссии в состав БССР.
1969 год. Выходит второй альбом британской группы «Лед Зеппелин» — Led Zeppelin II, считающийся одним из наиболее влиятельных рок-альбомов всех времен
Обложку альбома создал дизайнер Дэвид Джунипер, которого музыканты попросили «просто придумать что-то необычное». Дэвид решил сделать фотомонтаж. За основу взял старую фотографию асов эскадрильи истребителей Jasta 11 под командованием Красного Барона Манфреда фон Рихтгофена времен Первой мировой войны и все оригинальные лица изменил или заменил. Так, некоторым пилотам Джунипер добавил бороды и очки. Лица четырех участников Led Zeppelin для своего монтажа он взял из свежего публичного фото музыкантов. Светловолосая женщина, попавшая в эту мужскую компанию, — французская актриса Дельфина Сейриг в роли Мари-Мадлен в только что вышедшем антивоенном сатирическом фильме «Мистер Фридом» Уильяма Кляйна. На заднем плане обложки изображен белый контур дирижабля на коричневом фоне, из-за чего в Англии альбом часто называли Brown Bomber. В 1970 г. Джунипер был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее оформление альбома».
Но главное, конечно, было не то, что изображено на конверте пластинки, а то, что на этой пластинке было записано. Альбом не только окончательно сформировал звучание самой группы, но и во многом стал поворотным для всей музыкальной индустрии, закрепив основные элементы и признаки целого жанра — хард-рока.
Поначалу Led Zeppelin II был прохладно встречен прессой. Рецензенты писали, что запись звучит сыро, слишком тяжело, а все песни сливаются в одну. Это был тот случай, когда публика быстрее и лучше профессионалов оценила новаторские идеи музыкантов. Уже 23 октября, на следующий день после выхода в свет, альбом разошелся полумилионным тиражом, обретя золотой статус. Спустя три недели он оказался в списках Billboard 200, где стал сначала вторым, а затем и первым, потеснив с пьедестала битловский Abbey Road.
Вскоре и большинство критиков переменили мнение об альбоме: по единодушному признанию публики и критиков, по итогам года группа стала лучшей в Великобритании, Роберт Плант — лучшим певцом, а Led Zeppelin II — лучшим альбомом.
Открывающая альбом невероятно мощная Whole Lotta Love стала одной из визитных карточек группы. Рок-журнал Kerrang! поместил основной рифф этой песни на третье место в списке ста самых убойных риффов в истории. А гитарное соло Джимми Пейджа из песни Heartbreaker занимает 16-е место в списке «Величайших гитарных соло всех времен» по версии журнала Guitar World.
К концу XX века продажи альбома превысили 12 млн экземпляров. В США Led Zeppelin II входит в тройку самых продаваемых альбомов всех времен.
Читайте также:
- Как умер сталинский генпрокурор, и кто написал «Олесю» и «Малиновку». Этот день в истории: 22 ноября
- Арест Циолковского, создание Конной армии, возрождение спиртовой отрасли. Этот день в истории: 17 ноября
- Отец Моцарта и министр культуры СССР, которому «не хватало мужества». Этот день в истории: 14 ноября