О чем грузинские евреи просили генсека ООН, и первая белорусская Библия. Этот день в истории: 6 августа
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 6 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1517 год. Франциск Скорина издает в Праге первую Библию на древнебелорусском языке — «Псалтырь»
Именно эта дата считается днем рождения белорусского книгопечатания. Библия Скорины стала первой печатной книгой для восточных славян. Она вышла раньше, чем английский и французский переводы, почти на полвека опередила «Апостол», изданный в московской типографии. Это был научный, духовный и образовательный прорыв.
Всего за два года в Праге Ф. Скорина выпустил в свет 23 иллюстрированные библейские книги, переведенные им на понятный широкому кругу читателей язык.
В Национальной библиотеке Беларуси хранятся факсимильные издания «Псалтыря», а в оригинальном издании — «Малая подорожная книжица» и «Книга святого Иова».
1889 год. В Лондоне открывается отель Savoy — первая в мире гостиница с отдельной ванной комнатой в каждом номере
Сегодня Savoy такая же неотъемлемая часть Лондона, как Биг-Бен, Тауэр, Национальная галерея или Букингемский дворец. По сей день нет в британской столице отеля, который мог бы составить ему конкуренцию по уровню сервиса.
Идея открыть роскошный отель на берегах Темзы принадлежала Ричарду О’Дойли — известному композитору и импресарио, который сколотил внушительное состояние на постановках опер Салливана и Гилберта в соседнем театре под названием Savoy. Не мудрствуя лукаво, он позаимствовал имя театра, справедливо рассудив, что зрители, которые захотят перекусить, а возможно, и остаться переночевать в гостинице после спектакля, воспримут заведения как единое целое.
Со своей идеей О’Дойли обратился к Томасу Эдварду Колкатту, архитектору, который и создал проект Savoy. Колкатт вдохновлялся роскошью и шиком американских гостиниц, в которых ему довелось останавливаться во время путешествия по США.
Строительство заняло около пяти лет и завершилось в 1889 г. Когда распахнулись двери для первых гостей, это был настоящий фурор. Постояльцев поразила не только роскошная обстановка, но и тот факт, что это было первое во всей Англии общественное здание, оборудованное электрическим освещением и даже электрическими лифтами. В каждом номере было установлено переговорное устройство, с помощью которого можно было заказать еду или напитки, вызвать горничную. Особый шик — мраморные ванные комнаты с постоянной горячей и холодной водой (до этого даже состоятельные гости пользовались общими санузлами). Чистейшая вода поступала из собственной артезианской скважины. В то время такой уровень сервиса был просто неслыханным.
За 135 лет своего существования Savoy превратился в объект культурного наследия и хранит память о важных событиях в жизни Британии и всей планеты. Одним из первых гостей отеля был будущий король Эдуард VII. В разные годы его постояльцами были Чарли Чаплин и Мэрилин Монро, Фрэнк Синатра и участники ливерпульской четверки, Оскар Уайльд и Энрико Карузо, Герберт Уэллс и Бернард Шоу.
В этих стенах творилась история. Джеймс Уистлер делал наброски отеля непосредственно во время его строительства. Позже здесь останавливался Клод Моне, воплотивший в своих картинах образ затуманенной Темзы, вид на которую открывался прямо из окна его номера. В 1925 г. в Savoy состоялась знаменитая премьера «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина, которую вся Британия, затаив дыхание, слушала в прямом эфире по радио. В ресторане Savoy Grill Вивьен Ли впервые встретила своего будущего мужа Лоуренса Оливье, а Уинстон Черчилль, обедая в отеле, получил по телефону судьбоносное известие о назначении его премьер-министром.
1919 год. Падение Венгерской советской республики
Второе на планете после РСФСР социалистическое государство продержалось всего 133 дня, с 21 марта 1919 г.
Юридически главой республики был президент Шандор Гарбаи, но фактически власть была сосредоточена в руках наркома иностранных дел коммуниста Белы Куна, который посредством радиотелеграфа поддерживал прямой контакт с Лениным и координировал с ним свои действия. В Венгерской советской республике по примеру Советской России были начаты кардинальные преобразования, состоявшие в национализации промышленности и сельского хозяйства.
В Москве приход к власти в Венгрии единомышленников восприняли с воодушевлением. Казалось, начинает воплощаться идея мировой пролетарской революции. Но в одиночку советской Венгрии было не выстоять. За свою недолгую историю она была вынуждена вступить в военные конфликты с Королевством Румыния, Королевством сербов, хорватов и словенцев, а также с нарождающейся Чехословакией. Возможности советской Венгрии сильно уступали совокупным силам сопредельных государств, поддерживаемых Францией. Вся надежда была на военную помощь России. Однако та находилась в состоянии Гражданской войны и не могла реально помочь иностранным товарищам.
Румынские войска 6 августа 1919 г. вступили в Будапешт. Они передали власть предводителю местной контрреволюции — адмиралу Миклошу Хорти, который установил авторитарный режим, а в 1930-х гг. стал верным союзником Гитлера.
Венгрию вынудили принять условия Трианонского мирного договора, сокращавшего ее территории в три раза. Наиболее крупной территориальной потерей венгров стала спорная с румынами Трансильвания — макрорегион со смешенным населением, конфликты Будапешта и Бухареста вокруг которого происходят и по сей день.
Венгерский нарком Кун бежал в Россию. В ноябре 1920 г. после установления в Крыму советской власти он был назначен председателем Крымского ревкома и на этом посту стал организатором и активным участником массовых казней без всякого суда. В 1938 г. и сам Кун был расстрелян.
1969 год. Советский Ми-12 устанавливает мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, не побитый по сей день, подняв на высоту 2 255 метров груз в 44 205 килограммов
Ми-12 (по натовской классификации «Гомер») — самый тяжелый и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире. Его отличительной особенностью является боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводятся в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ. Длина машины — 37 м, высота — 12,5 м.
Необходимостью разработки такой машины в СССР озаботились в 1958 г. В то время в стране создавались ракетные войска стратегического назначения, базы которых строились в отдаленных труднодоступных местах: лесах, песках, болотах — и ракеты туда требовалось как-то доставлять. Для малогабаритных ракет грузоподъемность вертолета должна была составлять 20–25 т, а для крупных межконтинентальных — 40–50 т.
Вертолет-гигант, вдвое превосходящий по размерам и вчетверо по весу самые тяжелые винтокрылые машины американцев, был успешно создан и в ходе испытаний установил семь мировых рекордов, включая абсолютный рекорд грузоподъемности. Но в серию Ми-12 так и не пошел. К тому времени ситуация изменилась. У военных отпала необходимость в вертолете такой грузоподъемности благодаря созданию более эффективных и более легких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооруженных Сил успешно удовлетворялись вертолетами Ми-6 и Ми-10. Так что после создания двух опытных образцов разработку винтокрылого тяжеловеса прекратили.
Один из опытных образцов в 1971 г. показали на 29-м международном авиасалоне в Ле-Бурже. Ми-12 ошеломил посетителей своими размерами и функционалом. Посмотреть на него выстраивалась километровая очередь.
1969 год. Главы 18 семей грузинских евреев обращаются с письмом в ООН с просьбой помочь им выехать в Израиль
В конце 1960-х евреи СССР начали обращаться в советские и международные организации с коллективными письмами и обращениями о предоставлении им права на эмиграцию, предусмотренного Всеобщей декларацией прав человека и другими международными соглашениями. Одним из самых известных и резонансных обращений стало так называемое «письмо восемнадцати» в комиссию по правам человека ООН.
«Каждый из нас, вызванный родственником в Израиле, — отмечалось в письме, — получил в уполномоченных на то органах СССР необходимые анкеты и заполнил их. Каждый получил устные заверения, что к его выезду препятствий чинить не будут. Каждый, со дня на день ожидая получения разрешения, продал имущество и уволился с работы. Но прошли долгие месяцы, а для многих — годы, однако выезд до сих пор не разрешен.
Мы послали сотни писем и телеграмм — они исчезли, как слезы в песке пустыни. Мы слышим односложные устные отказы, мы не видим письменных ответов. Никто ничего не объясняет, судьба наша никого не волнует <…>
Евреи дали миру веру и революционеров, философов и ученых, богачей и мудрецов, гениев с сердцем ребенка и детей с глазами стариков. Нет отрасли знания, нет области литературы и искусства, куда бы евреи не внесли своей лепты. Нет страны, приютившей евреев, которую бы не отблагодарили они трудом своим. Что же получали евреи взамен? Если все жили сносно, евреи в страхе ждали плохих перемен. Если всем становилось плохо, евреи знали: пришел их смертный час <…>
Нас 18 — тех, кто подписал это письмо. Но ошибается тот, кто сочтет, что нас всего 18. Подписей могло бы быть гораздо больше».
Премьер-министр Израиля Голда Меир 19 ноября 1969 г. зачитала обращение грузинских евреев в ООН на заседании Кнессета. Она заявила, что СССР обязан признать свое поражение в многолетних усилиях оторвать советских евреев от мирового еврейства и должен отпустить желающих уехать. Кнессет принял резолюцию, призывающую советское руководство не препятствовать выезду евреев в Израиль. Постоянный представитель Израиля в ООН огласил «письмо восемнадцати» на пресс-конференции в Нью-Йорке.
В ответ Кремль объявил письмо грузинских евреев фальсификацией сионистов. Тбилисские власти попытались принудить авторов обращения отказаться от своих подписей. Однако собравшиеся в Израиль не только не стали распаковывать чемоданы, но и сочинили новое послание, обратившись теперь уже персонально к главе ООН У Тану: «Мы, 18 верующих еврейских семей Грузии, напоминаем Вам, что живы и молимся о возвращении в Израиль <…> Прошел год (для многих — не один) — ничто не изменилось. По-прежнему горек наш хлеб…».
Еще одно письмо генсеку ООН, под которым стояли подписи уже 531 еврея из Грузии, заканчивалось словами «Израиль или смерть!».
Эти обращения вместе с немногими другими письмами еврейских отказников, попавшими на Запад в конце 1960-х и начале 1970-х гг., стали первыми документами, которые привлекли внимание международной общественности к проблеме репатриации советских евреев. Авторы «письма восемнадцати» своего добились — их семьям разрешили уехать в апреле 1971 г. С 1972 по 1979 г. в Израиль прибыло более 137 тыс. репатриантов из СССР.
Читайте также:
- Черчилль в плену, дебют Кройфа за «Аякс» и столкновение атомных подлодок. Этот день в истории: 15 ноября
- Рождение белорусского балета, советский планетарий и премьера «Чапаева». Этот день в истории: 5 ноября
- Чем Толстой шокировал невесту, и кто сочинил «В лесу родилась елочка». Этот день в истории: 4 ноября
- Освобождение Украины, террористка Спиридонова и библия Чуковского. Этот день в истории: 28 октября
- Родились Лермонтов и Кольцов, убит Бандера, началась эпоха Брежнева. Этот день в истории: 15 октября