О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Директор колледжа ж/д транспорта – о золотом времени для системы образования
Директор Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта им. Е. П. Юшкевича Андрей Стригельский рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, почему последние четверть века считает золотым временем для столичного образования, зачем непрерывно модернизировать содержание образования и когда профессионально он доволен собой.
О времени
Пройдя определенный путь, в свой 41 год, наверное, закономерно подводить некие промежуточные итоги. Уже понимаю: если бы из тех ступенек, что состоялись, а это учитель, классный руководитель, заместитель директора школы, директор школы, гимназии, начальник управления по образованию администрации района, начальник управления комитета по образованию, директор колледжа, не было хотя бы одной, то моя профессиональная личность, возможно, и не сложилась бы. Каждое место работы давало тот опыт, набор качеств, навыков, идей, которые ковали, формировали для того, чтобы состоялся последующий шаг. Причем для меня место работы — это не просто новое учреждение образования или государственный орган, это прежде всего другой коллектив, другие люди.
Наш колледж — один из старейших в Минске, через два года отметим столетие. И хотя подобных учебных заведений в стране шесть, именно наш, столичный, готовит для Белорусской железной дороги едва ли не половину рабочих кадров, в первую очередь монтеров пути, слесарей по ремонту подвижного состава, осмотрщиков-ремонтников вагонов. Растим помощников машинистов электропоезда, тепловоза и электровоза, проводников пассажирских вагонов и билетных кассиров. Почти 350 выпускников каждый год… Железнодорожная отрасль сегодня очень быстро модернизируется — новый подвижной состав, новые локомотивы, вагоны, электропоезда, новые технологии обслуживания путевого хозяйства требуют почти мгновенных изменений в системе подготовки кадров с профессионально-техническим и средним специальным образованием. То есть чтобы подготовить грамотного специалиста, мы должны не просто шагать в ногу со временем, а бежать на несколько шагов впереди. Так что наш колледж — одно из немногих учреждений, где содержание образования меняется непрерывно, буквально каждый год.
Кстати, с этого года начали готовить кадры и для Минского метрополитена, группа машинистов электропоезда набрана. Перед открытием новой специальности была проведена большая работа по поиску (и мотивированию!) преподавателей, мастеров производственного обучения. Речь идет о бывших работниках железной дороги и метрополитена. Штучный товар, очень ценные кадры…
Скоро День учителя, когда мы традиционно чествуем наших педагогов. Конечно же, и в этом году пригласим преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей общежития на торжественное собрание, концерт. Обязательно позовем ветеранов педагогического труда, их у нас много. Знаю, коллектив запланировал в выходной день и праздничную экскурсионную поездку.
О стране
Для меня, как для человека, искренне преданного системе образования, важно прежде всего сделанное за последние 25 лет именно в нашей отрасли. Между школой, которую я оканчивал в 1996-м, и школой сегодняшнего дня — пропасть в хорошем смысле слова. Если сравнивать вуз того же года и современный, уровень образования студентов, изменения столь же кардинальные. Настолько мы приросли и содержательно, и в кадрах, и с точки зрения базы, и с точки зрения возможностей, которые есть у всех, кто учится!.. Я не преувеличу, если назову эту четверть века золотым временем для системы образования. Да, были определенные перекосы, неудачные пробы, эксперименты, оставшиеся нереализованными… Но выстроилась модель, она достаточно эффективно работает, и прежде всего на развитие каждого молодого человека. Наше образование дает ему набор базовых знаний и компетенций, гарантирующих успешную жизнь в будущем. Разумеется, при дальнейшем собственном приложении усилий. Время идет, что-то нужно менять, но дорогого стоит то, что сохранили лучшее из советской системы образования, сумели переориентировать под потребности экономики наше профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. Мы вправе гордиться тем, что сделали. Посмотрите, как сильно подтянули материальную базу, сколько новых объектов построено в столице — школ, детских садов! И хотя я не имею сейчас прямого отношения к студенчеству, не могу не упомянуть о возведении в Минске прекрасной Студенческой деревни… Уверен, что созидательный курс нужно продолжать. Без резких движений и экспериментов, шлифуя сделанное.
О себе
Мой профессиональный путь в последнее время большей частью связан с руководящей работой, поэтому моделирование коллектива, его формирование, нацеливание на новые задачи особенно ценны. В каждом коллективе приходилось себя по-разному проявлять, принимать разные решения, изучая личности окружающих и себя заодно. И это повлияло на то, что я сегодня довольно уверенно себя чувствую в должности руководителя большого учреждения образования, во многом знакового, единственного профильного в городе и области, которое готовит кадры для Белорусской железной дороги. Кроме того, работа в системе образования — это еще и общение с детьми, молодежью. И везде эти коллективы тоже были разные — в школе, гимназии, колледже. Поэтому взаимодействовать с ними нужно было по-разному, нужно было научиться завоевывать авторитет, быть лидером… Думаю, в какой-то степени все это мне удалось. Конечно же, особо помнятся первые шаги еще в студенческие годы. Учась на втором курсе БГУ, я пришел работать в 97-ю минскую школу. Причем не просто учил ребят своему предмету — белорусскому языку и литературе, но и стал классным руководителем, а значит, организовывал воспитательную работу, общался с родителями, семьями. Как бы пафосно это ни звучало, но профессиональная основа закладывалась именно там…
А еще для меня очень важно не топтаться на месте. Должно быть поступательное каждодневное движение, развитие, касается ли это учебного процесса, материальной базы, работы с коллективом. Может быть все хорошо, ровно, успешно, но рутинно, без развития, тогда начинаю чувствовать себя откровенно плохо. Но если есть динамика, что-то меняется в лучшую сторону, появляются новые проекты, я радуюсь. Это заставляет понимать, что ты на своем месте и поступаешь правильно.