1200 90

О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Людмила Кушнерева: «Отечество можно сравнить с бесценным богатством»

VM eksklyuziv880h102Лауреат премии Мингорисполкома и специального фонда Президента Беларуси по поддержке одаренных учащихся и студентов, отличник образования Беларуси, учитель русского языка и литературы столичной гимназии № 1 Людмила Кушнерева рассказала корреспонденту газеты «Вечерний Минск» о консервативности педагога, новом школьном факультативе «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» и радости за внука.

Pozhoga 28 1

О времени

— Начну с известного изречения, которое всегда со мной: «Я консерватор, а значит, в полной мере имею право быть учителем». С одной стороны, учитель, как, наверное, никто другой по профессии, должен идти в ногу со временем, представать перед учениками не в черно-белом варианте старого немого кино, а в современной вариации новых цифровых технологий. И быть для них намного интереснее, острее, чем блуждания по Интернету. А с другой стороны, нельзя не сохранять, причем жестко, духовно-нравственные ценности, которые непреходящи. Вечная категория. Как и мое жизненное кредо: имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время… Это сегодня очень непросто — учить. Как бы старшее поколение ни ворчало, ни жаловалось, что когда-то вода была мокрее, в небесной канцелярии, как я иногда думаю, всегда выбирают людей под определенное время. И эти дети пришли в мир в наше время не случайно. Они многому учат взрослых. Педагогу же необходимо оставаться самим собой, учить тому, во что веришь и что любишь сам. Дети остро чувствуют органику учителя, и если он говорит лозунгами, поучениями, морализирует, ребята «выключаются». А их нужно цеплять, и не лобовой атакой, а по касательной, как я называю. Говорим об Андрее Болконском, ищем причины измены Наташи Ростовой — примеряем на себя. Но ни в коем случае никаких прямых вызовов: а почему ты так считаешь?.. Важнее заставить задуматься, в глубине души найти свой ответ. А для этого учителю и ученику нужно верить в Толстого, Тургенева, Достоевского… Я сама книжная девочка, которая росла и воспитывалась на чтении, была записана в трех библиотеках и в эти духовные истины верю. Порой они воспринимаются как идеальные, романтичные, но это не так. И круг абсолюта по-прежнему формирует учитель словесности. Тот круг, который завершается фразой: я так не поступлю, потому что не поступлю так никогда. Для меня это нравственная аксиома. И чем больше таких аксиом будет донесено до ребят, не моих личных, а как научил тот же Достоевский в «Преступлении и наказании», тем лучше. Страшно убить другого человека, не потому что посадят, арестуют, а потому, что ты убиваешь человека в самом себе… Если учитель хочет сохранить — вернусь к началу — имидж современного педагога, он должен отвечать на вызовы времени, следить за тем, как одет, как реагирует на резкие фразы, как умеет включить чувство юмора, осадить не криком, но так, чтобы ребенок почувствовал себя неуютно. Для этого ему нужно смотреть молодежные программы, общаться с учениками, не строя стену… Знаете, я очень внимательно следила за Олимпиадой в Токио — мне важно было ловить эмоции настоящей борьбы, видеть, как сильные люди плачут, кричат, радуются, потому что это шло внутрь меня, наполняло. Я приду на уроки с этим самым ощущением современности. То же касается музыки, других сфер. Не говоря уже о профессиональной образованности, про которую Сухомлинский говорил: учитель должен в пять раз больше знать, чем в учебнике, чтобы уметь показать верхнюю ноту в трудную минуту.

О стране

— Все мы любим критиковать. Не себя — других. Белорусские учебники тоже объект критики. Не спешите это делать. Вчитайтесь, всмотритесь в них. Хочу сказать слово в поддержку нового поколения наших учебников словесности — с душой подобранные иллюстрации, отличная система навигации, есть QR-коды, убран прежний сухой академический уровень. Убеждена, за печатным листом учебника учителю, ребенку, родителю должна открываться жизнь, и теперь это именно так. Так сложилось в моей профессиональной судьбе, что лет 25 я сотрудничаю с Национальным институтом образования, с Академией постдипломного образования. Читаю лекции для учителей города и республики, довелось стать и одним из авторов учебника по русской литературе за 11-й класс (выбрала свою любимую тему — поэты Серебряного века). Все авторы пособия очень старались, чтобы получилось глубоко и современно. Не секрет, у многих ребят сегодня клиповое сознание, речь отрывистая, поверхностная, с небогатым словарным запасом. Самостоятельная работа с умным учебником под руководством педагога может, убеждена, исправить ситуацию… А еще мне радостно, что в этом году в белорусской школе начинает работу факультативный курс «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Речь о воспитании души ребенка. Как педагога, который в далекие 90-е вела факультативный курс, посвященный детской Библии, меня пригласили в рабочую группу по созданию пособия для ребят и методического пособия для учителей. И вот-вот пройдет масштабная встреча с педагогами, которые берутся этот факультатив вести. Будем говорить о духовных задачах, которые ставили перед собой, о важности основ нравственности, заложенных в Ветхом завете и особенно в Новом…

Первое пособие (второе будет подготовлено к ноябрю) получилось красочным, с дополнительными отсылками к видеоряду, яркой и во многом даже забавной выглядит рабочая тетрадь, которую будут заполнять дети… Понимаю, за курс возьмутся процентов 60 учителей, не знакомых глубоко с библейскими текстами. Для них, гуманитариев, в пособии изложены подходы преподавания, причем без назидательности… Сегодня во многих семьях, увы, родителям попросту и не по силам, и некогда вести духовно-нравственные беседы. А говорить с детьми нужно, как и учить их открывать страницы духовных книг. Понятно, мы действуем методом проб и ошибок, и вряд ли все сразу сложится гладко. Но дорогу осилит идущий. И думающий. Именно такого ученика нам, педагогам, и хочется воспитать. И это нужно нашей Беларуси.

Убеждена, что подлинный патриотизм — это сердечное чувство и духовное понятие. Это тот кладезь мудрости, в котором хранится опыт предыдущих поколений. Опыт мирной жизни, опыт борьбы, опыт свершений и побед. Отечество можно сравнить с бесценным богатством, которое зарабатывается большими усилиями, щедро отдается даром и которое нужно умножить и передать своим потомкам.

О себе

— Считаю себя неисправимым романтиком. Верю: «И пусть мы не такие уж плохие, идут за нами те, кто лучше нас». Верю, что наши дети будут свободнее нас, более образованными. А для этого важна нравственная основа, которую закладывать нам, педагогам и родителям. Моя личная радость связана с тем, что дочь отправила внука Лешу в замечательную спортивную секцию. Волейбол, друзья, спортивные лагеря, общение, первая любовь — для семиклассника все реально, все можно ощутить самому, а не через виртуальную картинку. Прекрасный мир, подаренный нам свыше.

Фото Сергея Пожоги

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

Олега Даля, Александра Збруева и Андрея Миронова открыл для советского кинематографа фильм «Мой младший брат», снятый по мотивам романа Василия Аксёнова «Звездный билет». Действия картины разворачиваются в Эстонии, куда главные герои отправляются в путешествие. Подробнее об истории создания ленты читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

e

О чем кино

Два брата — старший Виктор и младший Дмитрий — находятся в поисках себя. Виктор — молодой ученый, готовится к защите диссертации, но обнаруживает в своих расчетах ошибку. Пытаясь ее исправить, погибает во время эксперимента. Дмитрий с несколькими вчерашними одноклассниками решает не поступать в вуз. Друзья отправляются в путешествие в Эстонию. Компания оказывается на рыболовецком траулере в шторм и помогает спасти норвежское судно, терпящее бедствие.

Скандальный роман

vasilij aksenov2

Василий Аксёнов

Роман Василия Аксёнова «Звездный билет» сначала назывался «Орел или решка?». Когда герои решают, куда им поехать, они подбрасывают монету. Но поэтическая аллегория одного из персонажей о том, что ночное небо похоже на трамвайный билет, пробитый звездным компостером, редакторов впечатлила больше. Произведение опубликовали летом 1961 года в журнале «Юность». Оно сразу стало культовым. Им зачитывались. Автор тогда отдыхал в Прибалтике и увидел, что пляж буквально пестрит желтыми обложками этого издания в руках курортников. Действующие лица романа ведут себя вольно, как персонажи Хемингуэя. А еще книгу сравнивали с «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Аксёнов угадал нерв времени.

Молодые читатели видели в персонажах себя. Однако на сюжетные перипетии и моральный облик героев истории набросились критики. Ведь юноши оперируют жаргоном: «Конь (отец) мой сейчас дома», «Были бы деньги, накирялся бы я сейчас», «Всё будет тип-топ!» А долгую дорогу в Эстонию газетчики ассоциировали с диссидентством. Звучали реплики: «Для них комсомола словно не существует!» Не нравились и второстепенные персонажи: «Интересны люди, которые попадаются «беглецам» во время их странствий. Среди них выделяются рыбаки, направляющиеся в столицу Эстонии на выставку графики, «а после идут обедать. И — выпив за обедом «несколько бутылочек» — следуют в концерт, где внимают скрипкам, виолончели и пению… Чудные рыбаки!».

Все закончилось тем, что главного редактора «Юности» Валентина Катаева за публикацию романа сняли с работы.

В кино одобрили

aleksandr zarhi

Александр Зархи

Вместе с изменениями в обществе перемены наступили и в кинематографе. Режиссер Александр Зархи не принадлежал к поколению шестидесятников, но давно хотел снять молодежную картину. Почувствовал перспективу именно в произведении Аксёнова. Смог уговорить руководство «Мосфильма» разрешить сделать по нему ленту. Он утверждал, что героям книги хочется жить — и всё. Они желают быть людьми, соблюдающими моральный этикет, и в то же время оставаться свободными. Тем более существовали альтернативные критическим мнения: «Непослушные-то детки, хлебнув свободы, уясняют: кто не работает, тот не ест, — приобщаются к труду, даром что выделяются модной одеждой и говорят на жаргоне».

Чтобы лучше почувствовать атмосферу, постановщик взял в команду молодого оператора Анатолия Петрицкого. А художником-постановщиком картины стал уроженец Минска Лев Мильчин, сын известного белорусского живописца Исаака Мильчина, погибшего в Минском гетто в 1941-м.

Роман Аксёнова для экрана переработал известный в те годы сценарист Михаил Анчаров.

По дружбе и протекции

Олег Ефремов в творческом сообществе Москвы начала 1960-х был небожителем. Всего несколько лет работал открытый им театр «Современник». В кино актера звали наперебой, но соглашался он далеко не на все роли, да и времени не хватало. Однако сыграть трагическую фигуру Виктора Денисова Ефремов согласился.

Самым сложным стал поиск исполнителей на роли главных героев — вчерашних школьников. Приглашать опытных молодых артистов, которым далеко за 20 лет, казалось неприличным. Режиссер пообщался с руководителями курсов из разных театральных вузов. Так, Димой Денисовым на экране стал студент Александр Збруев, а Аликом Крамером — Олег Даль. Кстати, картина дала им путевку в жизнь не только в кинематографе. Анатолий Эфрос, на тот момент руководитель Ленкома, посмотрев фильм, пригласил Збруева в свою труппу.

А Ефремов, заметив Даля на съемках, позвал того в «Современник». В некотором роде белой вороной в этой компании стал исполнитель роли Юры Попова 20-летний Андрей Миронов. Его на съемочную площадку за руку привела мама Мария Владимировна, дружившая с Зархи. Постановщик был не против талантливого, но слегка застенчивого юноши. А вот Даль за эту протекцию невзлюбил Андрея и не разговаривал с ним за кадром. Еще больше Олег презирал 21-летнюю Людмилу Марченко. Она в то время принимала ухаживания директора студии Ивана Пырьева, который был старше ее на 39 лет. Он навязал свою любовницу Зархи. Правда, Марченко с образом Гали Бодровой справилась неплохо.

a609e0926f3ac21e14fc7ed4759c044f

Миронов на каблуках

Кино снимали в Москве, Таллине и в одном из рыбацких поселков. В конечном счете Даль подружился и с Мироновым. Вечерами они собирались компанией. Збруев даже устроил забастовку в связи с тем, что их троих поселили в маленьком домике без удобств. Тогда ребят перевезли в городскую гостиницу.

Збруев отказывался от дублеров. Когда по сюжету его девушка уезжает с другим, Александр с разбегу цепляется за бампер, и машина долго тянет его по брусчатке. Актер ободрал себе локти, колени, но этого в кадре не видно: все снято сзади на общем плане.

По сценарию герой Миронова высокого роста, баскетболист. Артисту специально сшили туфли с каблуком 8 см, и Андрей на них часто подворачивал ноги.

Ефремов по понятным причинам бывал на съемках наездами. Работа и спектакли не позволяли ему отправиться в экспедицию надолго. Пообщаться и выпить с кумиром хотел каждый, и тот охотно шел навстречу. Олегу было интересно в компании совсем юных коллег. Он присматривался и слушал, чем живет поколение вчерашних школьников, хотя самому на тот момент было всего 34 года.

Фильм впервые показали в Москве в августе 1962-го. Почти одновременно состоялись премьеры еще двух лент, поставленных по произведениям Аксёнова: «Коллеги» и «Когда разводят мосты». Вскоре из ЦК КПСС в Союз кинематографистов СССР поступило распоряжение провести критический разбор этих трех картин. 4 января 1963 года в Центральном доме кино состоялось совещание. Больше всего от идеологов досталось фильму «Мой младший брат». А ведь он о наивной юности, дружбе, первой любви и первой боли и о том, как прожить жизнь не по-дурацки, а с пользой для страны и людей…

Еще материалы рубрики:

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»

«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света

«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

В столице торжественно завершился юбилейный кинофестиваль «Лістапад». Кто стал обладателем Гран-при

Торжественная церемония закрытия ХХХ Минского международного кинофестиваля «Лістапад» состоялась во Дворце республики 8 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 1 kopiya

Неделя пролетела незаметно. Сотни кинопоказов, десятки тысяч зрителей. Как рассказал министр культуры Республики Беларусь Анатолий Маркевич, практически на всех кинопоказах фестивальных лент был полный зрительный зал. Фильмы кинофестиваля «Лістапад» посмотрело более 30 тыс. человек, более полутора тысяч посетило различные мастер-классы и творческие встречи.

На торжественной церемонии назвали имена победителей. Так, приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» получил режиссер-постановщик фильма «Там, где танцуют стерхи» Михаил Лукачевский из российской Республики Саха (Якутия).

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 10 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 16 kopiya

Белорусский анимационный фильм «Песня Сирин» удостоен приза Минского городского исполнительного комитета. Заслуженную награду режиссеру картины Елене Туровой вручил председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев.

Ежегодно появляются новые шедевры, которые учат нас добру, тому, как жить правильно, — добавил В. Кухарев. — Хотелось бы, чтобы эти добрые традиции были вместе с нами. Зритель ждет новое кино.

В. Кухарев поблагодарил гостей, которые провели фестивальную неделю в Минске и дарили зрителям радость.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 9 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 28 kopiya

Затем настало время назвать лауреатов конкурсов кинофестиваля «Лістапад» и обладателей других наград. Специальный приз Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств за развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами «Кино без границ» присужден совместному белорусско-российскому фильму «Черный замок». Приз представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Беларуси «Язык кино — язык взаимопонимания» получил российский фильм «Держись солнца». Эта лента также победила на конкурсе кинофильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзiк» в 2024 году.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 22 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 21 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 20 kopiya

В номинации «Лучший игровой фильм национального конкурса» победителем стала белорусская лента «Лист ожидания», а «Лучшим неигровым фильмом национального конкурса» признана тоже белорусская картина «Леонид Шварцман. Сказка про мальчика и старый город».

В номинации «За лучшую мужскую роль в игровом фильме» победителем стал Радивое Буквич, сыгравший в фильме «Хранители формулы», а Марисса Анита за роль в фильме «Крокодиловы слезы» стала победительницей в номинации «За лучшую женскую роль в игровом фильме». «Специальный приз жюри конкурса игровых фильмов» присужден картине «Черный замок».

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 5 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 17 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 15 kopiya

Овациями зрительный зал встретил новость о том, что обладателем «Гран-при «Золото «Лiстапада» за лучший игровой фильм» стала китайская лента «Чанъань, Сиань» режиссера-постановщика Чжан Чжуна.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 25 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 26 kopiya

После вручения главных награды фестиваля на экране Дворца республики показали ленту «Там, где танцуют стерхи».

В 2025 году кинофестиваль «Лiстапад» вернется в 31-й раз.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 4 kopiya

Фото Сергея Мицевича