О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Людмила Кушнерева: «Отечество можно сравнить с бесценным богатством»
Лауреат премии Мингорисполкома и специального фонда Президента Беларуси по поддержке одаренных учащихся и студентов, отличник образования Беларуси, учитель русского языка и литературы столичной гимназии № 1 Людмила Кушнерева рассказала корреспонденту газеты «Вечерний Минск» о консервативности педагога, новом школьном факультативе «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» и радости за внука.
О времени
— Начну с известного изречения, которое всегда со мной: «Я консерватор, а значит, в полной мере имею право быть учителем». С одной стороны, учитель, как, наверное, никто другой по профессии, должен идти в ногу со временем, представать перед учениками не в черно-белом варианте старого немого кино, а в современной вариации новых цифровых технологий. И быть для них намного интереснее, острее, чем блуждания по Интернету. А с другой стороны, нельзя не сохранять, причем жестко, духовно-нравственные ценности, которые непреходящи. Вечная категория. Как и мое жизненное кредо: имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время… Это сегодня очень непросто — учить. Как бы старшее поколение ни ворчало, ни жаловалось, что когда-то вода была мокрее, в небесной канцелярии, как я иногда думаю, всегда выбирают людей под определенное время. И эти дети пришли в мир в наше время не случайно. Они многому учат взрослых. Педагогу же необходимо оставаться самим собой, учить тому, во что веришь и что любишь сам. Дети остро чувствуют органику учителя, и если он говорит лозунгами, поучениями, морализирует, ребята «выключаются». А их нужно цеплять, и не лобовой атакой, а по касательной, как я называю. Говорим об Андрее Болконском, ищем причины измены Наташи Ростовой — примеряем на себя. Но ни в коем случае никаких прямых вызовов: а почему ты так считаешь?.. Важнее заставить задуматься, в глубине души найти свой ответ. А для этого учителю и ученику нужно верить в Толстого, Тургенева, Достоевского… Я сама книжная девочка, которая росла и воспитывалась на чтении, была записана в трех библиотеках и в эти духовные истины верю. Порой они воспринимаются как идеальные, романтичные, но это не так. И круг абсолюта по-прежнему формирует учитель словесности. Тот круг, который завершается фразой: я так не поступлю, потому что не поступлю так никогда. Для меня это нравственная аксиома. И чем больше таких аксиом будет донесено до ребят, не моих личных, а как научил тот же Достоевский в «Преступлении и наказании», тем лучше. Страшно убить другого человека, не потому что посадят, арестуют, а потому, что ты убиваешь человека в самом себе… Если учитель хочет сохранить — вернусь к началу — имидж современного педагога, он должен отвечать на вызовы времени, следить за тем, как одет, как реагирует на резкие фразы, как умеет включить чувство юмора, осадить не криком, но так, чтобы ребенок почувствовал себя неуютно. Для этого ему нужно смотреть молодежные программы, общаться с учениками, не строя стену… Знаете, я очень внимательно следила за Олимпиадой в Токио — мне важно было ловить эмоции настоящей борьбы, видеть, как сильные люди плачут, кричат, радуются, потому что это шло внутрь меня, наполняло. Я приду на уроки с этим самым ощущением современности. То же касается музыки, других сфер. Не говоря уже о профессиональной образованности, про которую Сухомлинский говорил: учитель должен в пять раз больше знать, чем в учебнике, чтобы уметь показать верхнюю ноту в трудную минуту.
О стране
— Все мы любим критиковать. Не себя — других. Белорусские учебники тоже объект критики. Не спешите это делать. Вчитайтесь, всмотритесь в них. Хочу сказать слово в поддержку нового поколения наших учебников словесности — с душой подобранные иллюстрации, отличная система навигации, есть QR-коды, убран прежний сухой академический уровень. Убеждена, за печатным листом учебника учителю, ребенку, родителю должна открываться жизнь, и теперь это именно так. Так сложилось в моей профессиональной судьбе, что лет 25 я сотрудничаю с Национальным институтом образования, с Академией постдипломного образования. Читаю лекции для учителей города и республики, довелось стать и одним из авторов учебника по русской литературе за 11-й класс (выбрала свою любимую тему — поэты Серебряного века). Все авторы пособия очень старались, чтобы получилось глубоко и современно. Не секрет, у многих ребят сегодня клиповое сознание, речь отрывистая, поверхностная, с небогатым словарным запасом. Самостоятельная работа с умным учебником под руководством педагога может, убеждена, исправить ситуацию… А еще мне радостно, что в этом году в белорусской школе начинает работу факультативный курс «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Речь о воспитании души ребенка. Как педагога, который в далекие 90-е вела факультативный курс, посвященный детской Библии, меня пригласили в рабочую группу по созданию пособия для ребят и методического пособия для учителей. И вот-вот пройдет масштабная встреча с педагогами, которые берутся этот факультатив вести. Будем говорить о духовных задачах, которые ставили перед собой, о важности основ нравственности, заложенных в Ветхом завете и особенно в Новом…
Первое пособие (второе будет подготовлено к ноябрю) получилось красочным, с дополнительными отсылками к видеоряду, яркой и во многом даже забавной выглядит рабочая тетрадь, которую будут заполнять дети… Понимаю, за курс возьмутся процентов 60 учителей, не знакомых глубоко с библейскими текстами. Для них, гуманитариев, в пособии изложены подходы преподавания, причем без назидательности… Сегодня во многих семьях, увы, родителям попросту и не по силам, и некогда вести духовно-нравственные беседы. А говорить с детьми нужно, как и учить их открывать страницы духовных книг. Понятно, мы действуем методом проб и ошибок, и вряд ли все сразу сложится гладко. Но дорогу осилит идущий. И думающий. Именно такого ученика нам, педагогам, и хочется воспитать. И это нужно нашей Беларуси.
Убеждена, что подлинный патриотизм — это сердечное чувство и духовное понятие. Это тот кладезь мудрости, в котором хранится опыт предыдущих поколений. Опыт мирной жизни, опыт борьбы, опыт свершений и побед. Отечество можно сравнить с бесценным богатством, которое зарабатывается большими усилиями, щедро отдается даром и которое нужно умножить и передать своим потомкам.
О себе
— Считаю себя неисправимым романтиком. Верю: «И пусть мы не такие уж плохие, идут за нами те, кто лучше нас». Верю, что наши дети будут свободнее нас, более образованными. А для этого важна нравственная основа, которую закладывать нам, педагогам и родителям. Моя личная радость связана с тем, что дочь отправила внука Лешу в замечательную спортивную секцию. Волейбол, друзья, спортивные лагеря, общение, первая любовь — для семиклассника все реально, все можно ощутить самому, а не через виртуальную картинку. Прекрасный мир, подаренный нам свыше.
Фото Сергея Пожоги
Смотрите также: