«Объяснение в любви». Как неприличная правда о семейной эпопее стала фильмом
В середине 1970-х писатель Евгений Габрилович рассказал в новелле неприличную правду о собственной семейной эпопее и дал согласие на экранизацию произведения. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Главный герой — одаренный, но робкий литератор по имени Филиппок переживает годы революции, потом Великую Отечественную. Он безответно влюблен в Зиночку, которая заводит романы на стороне, изменяет ему, пытается управлять его карьерой писателя. На закате жизни Филиппок опишет в книге свои чувства и подарит произведение смертельно больной возлюбленной с благодарностью.
Анатомия чувств
Писатель, драматург, сценарист Евгений Габрилович соединил в себе невозможное. Родившись в 1899-м в семье магистра фармации, владевшего аптеками в Москве, Минске, Ковно (Каунас), он почти все свои 94 года прожил в СССР. Освоил правила выживания советского классика. Сталинскую премию в 1943-м передал в Фонд обороны. Стал Героем Социалистического Труда, получил два ордена Ленина и множество других наград. О таких говорят: человек умел жить в предлагаемых обстоятельствах.
Своих наград он был достоин. Чего стоят лишь некоторые его сценарии, например «Два бойца» (1943), «Убийство на улице Данте (1956), «Начало» (1970) с Инной Чуриковой в главной роли.
С другой стороны, по словам сценариста Павла Финна, Евгений Иосифович представлял собой человека несмелого, неуклюжего, нелепого, не замечал пренебрежительного отношения к себе своей своенравной супруги. Габрилович всю жизнь безответно любил Нину Яковлевну, которая вила из мужа веревки без зазрения совести, но в то же время являлась музой литератора и лучшим советчиком в социальной среде и интригах в окололитературных кругах.
Когда в 1973 году Нины Яковлевны не стало, после похорон к Евгению Иосифовичу зашел сосед по подъезду Павел Финн вместе с режиссером Ильёй Авербахом, чтобы поддержать коллегу. Тогда Габрилович достал из ящика стола рукопись своей книги «Четыре четверти» о любви к покойной, о своих обидах, о счастье и прочел ее вслух. Произведение о безответных чувствах и вместе с тем о бесконечной благодарности показалось Авербаху прекрасным материалом для кино. Ведь все в нем было основано на противоречиях. Поскольку Финн прекрасно знал семью Габрилович, он взялся переформатировать произведение в сценарий.
Первая версия не понравилась режиссеру. Приехав в Ленинград, Павел Константинович читал ее вслух и через 5 минут понял: постановщика все написанное не устраивает. Авербах ему посоветовал не думать о Габриловиче, а поставить себя на его место, и тогда весь эмоциональный ряд сложится.
Так Финн и поступил. Через две недели сценарий был готов. Недаром говорили: в связи с тем что Авербах по первому образованию врач, ему удавалось препарировать человеческие души, разбираться в анатомии чувств.
Главное – личный опыт
Первым кандидатом на роль наивного идеалиста Филиппка (прототип — Евгений Габрилович) стал Андрей Мягков. Актер дал согласие, но относился к материалу с настороженностью. Ему казалось, что он уже играл нечто подобное. Дважды исполнять роль, оставившую не самые приятные впечатления, ему не очень хотелось. Конечно, профессионал справился бы с задачей, но постановщик задался целью, чтобы было сыграно от души, а не спустя рукава.
Кинопробы прошли Сергей Шакуров, Александр Калягин. Но однажды Авербах позвонил сценаристу и объявил: Филиппка сыграет Юрий Богатырев. После ленты «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) за актером закрепился образ брутального мачо. Финн сказал, что подобный выбор станет ошибкой. Режиссер настаивал на своем, утверждая, что разглядел в Богатыреве необходимые трогательность и ранимость. Это позже подтвердилось его киноработой.
На роль Зиночки (прототип — Нина Габрилович) польскую актрису Эву Шикульскую рекомендовал наш земляк режиссер Владимир Мотыль. Она накануне снялась в его ленте «Звезда пленительного счастья» (1975).
В ее характере и облике было много свободы. К тому же внешность актрисы походила на нездешнюю, европейскую, что и требовалось авторам.
Прибыв на кинофестиваль во Фрунзе с Мотылем, Эва через день забыла о цели своего приезда. Между ней и Авербахом завязался бурный роман, который длился до кончины постановщика в 1986 году. Вместе с тем Илья Александрович так и не решился развестись со сценаристкой Натальей Рязанцевой.
Роль Филиппка в пожилом возрасте сыграл Бруно Фрейндлих. О таких говорят: статный, благородный старик. Зиночку в преклонных годах воплотила на экране Ангелина Степанова. У нее имелся личный опыт неразделенной любви.
Плюрализм мнений
Кино снимали в Гатчине и Ленинграде. Часть съемок проводили в Крыму.
В одном из интервью Светлана Крючкова, исполнившая роль персонажа без имени, рассказывала, как Авербах остановил ее во время очередного дубля и сказал: «Что вы мне тут демонстрируете этюды из жизни Буратино?» Актриса оскорбилась до глубины души. На следующий день режиссер позвонил ей, сказал, что не прав, и предложил прийти на студию переснять сцену так, как видела ее Светлана. По словам Крючковой, за всю жизнь постановщики перед ней ни разу не извинялись, однако Авербах стал исключением.
Когда лента была готова, ее пришел принять заместитель председателя Госкино СССР Борис Павленок, кстати, уроженец деревни Ямполь Гомельской губернии. В середине показа он по какой-то причине вышел из зала. Пленку остановили. Потом зампред вернулся и продолжил просмотр. После такого поступка большого начальника авторы ленты ждали самого худшего. Но Борис Владимирович похвалил картину, замечаний не сделал. Однако на следующий день все случилось наоборот. Павленок вызвал Авербаха и Финна и разнес фильм в пух и прах. Редакторы сделали 45 замечаний. Оказалось, что накануне вечером кино посмотрел первый секретарь Ленинградского горкома КПСС Борис Аристов. Тот позвонил Павленку с возмущенной нотацией, мол, на каком примере мы будем воспитывать молодежь?
Самое забавное и одновременно самое печальное в этой истории то, что Аристова на следующий же день сняли с должности и отправили в качестве Чрезвычайного и Полномочного посла СССР в Польшу. Поскольку замечания уже были вынесены и зафиксированы в протоколе худсовета, авторам пришлось их исправлять.
Еще материалы рубрики:
Театральная дива наотрез отказалась сниматься. Как подбирали актеров на главные роли картины «Идиот»
Концовку пришлось переделать из-за недовольства Хрущева. Как снимали фильм «Друг мой, Колька!..»
Конфликты с Гурченко и кордебалет на траве. Как снимался фильм «Небесные ласточки»
Благодаря этой картине Вельяминов, никогда не снимавшийся в кино, в одночасье стал звездой
Разрешение на прокат фильма дала сама Фурцева. Как снимали «Когда деревья были большими»