Огонь, вода и медные трубы. Почему не пропускали в телеэфир фильм «Приключения Петрова и Васечкина»
Создание легкой комедии для детей и подростков «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» обернулось для режиссера непростым испытанием. Огонь, воду и медные трубы пришлось пройти Владимиру Аленикову, чтобы добиться показа ленты в телеэфире. Почему глава Гостелерадио СССР ругал фильм, и кто спас его — читайте в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
О чем кино
Школьники Петя Васечкин и Вася Петров пытаются самоутвердиться среди ровесников и быть успешными в ансамбле «Синема», добиться благосклонности подруги Маши Старцевой, в которую оба влюблены.
Про себя и своего друга
Будущий режиссер Владимир Алеников долго искал себя в разных профессиях. Учился на филолога в Ленинграде в 1960-е, преподавал французский язык, ставил спектакли в детской театральной студии.
В середине 1970-х его пригласили в редакцию киножурнала «Ералаш» и предложили стать автором сценария и постановщиком сюжетов. Произведения пишущей братии часто прямо или косвенно автобиографичны. Так и Алеников, вспомнив пионерскую юность, списал Васечкина с самого себя. Прототип Петрова — друг детства режиссера Петя Брандт. В школе Владимир слыл заводилой, а приятель был его соратником с философской позицией. Кстати, последний потом стал известным ленинградским поэтом.
На экране пара Петрова и Васечкина быстро превратилась в бренд. Первый выпуск «Ералаша» о них («В мире прекрасного», 1976 год), ребята фигурируют без фамилий. В эпизоде «Я играю на гармошке» (1978) они уже с именами.
В 1982-м на Одесской киностудии Аленикову предоставили возможность создать детское кино. Не настаивали, что оно должно быть о Петрове и Васечкине. Но рассказов о них у автора в столе было уже около 50. Почему бы их не использовать?
Срыв роли — удача
Исполнителей главных ролей искали повсюду, отсмотрев более 2 тысяч кандидатов. Но, поскольку Алеников писал Васечкина с себя, его всегда что-то не устраивало. Непросто отыскать среди мальчишек другого поколения собственную копию! Старый приятель по институту Влад Дружинин, хореограф, обратил внимание режиссера на своего сына Егора. Парень показался постановщику 100-процентным попаданием в образ: озорной, подвижный, в то же время деловитый. Последнее проявилось в выборе партнера. Егор сразу составил протекцию другу Диме Баркову на роль Петрова. Дуэт оказался «спевшимся» — никакого зажима перед камерой, всё естественно. Приятелей утвердили. К слову, позже Егор стал известным хореографом, а Дима — театральным продюсером.
Режиссер долго не мог выбрать претендентку на роль Маши Старцевой и попросил мальчишек посмотреть на снимки кандидаток. Они остановились на Инге Ильм. После окончания школы она получила актерское образование, работала телеведущей.
На роль учительницы пробовалась Инна Ульянова. Алеников предпочел Людмилу Иванову, широко известную тогда по комическому персонажу Шуры в «Служебном романе». Занимательно то, что, если бы Ульянова вошла в съемочный процесс, ей пришлось бы отказаться от предложения сыграть Маргариту Хоботову в комедии «Покровские ворота», сделавшей ее знаменитой. Работа над картинами шла одновременно в 1982 году.
По сюжету Петров и Васечкин отправляются в кинотеатр посмотреть «Белое солнце пустыни». Волшебным образом оказываются внутри ленты, помогают Сухову в схватке с бандитами. Сухова, конечно же, сыграл Анатолий Кузнецов, правда, спустя 15 лет после премьеры оригинала, и это по артисту заметно.
Не обошлось без белорусов. Уроженцу Минска Виктору Павловскому досталась роль учителя труда в школе.
Тяжелая артиллерия
Фильм снимали в Одессе. Кинотеатр, в который идут приятели, декораторы устроили в павильоне студии. Исполнители ключевых ролей и за пределами съемочной площадки не выходили из образов. В гостинице залили пеной этаж с помощью огнетушителей, били уличные фонари, бросая в них каштаны. Когда ребят поймали, постановщик пообещал все восстановить за счет бюджета картины, пояснив, что проделки были репетицией. От ребят же потребовал письменные объяснительные. Но они продолжали играть и написали что-то о виновности инопланетян. Их простили.
Над этой лентой и ее продолжением — «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» — авторы работали непрерывно, поставив производство в одну линейку. Во втором фильме есть сцена в горах. Но вместо Грузии, где якобы происходят события, группа поехала в Молдавию, пригласив туда грузинских артистов. Забавно, что многие грузины даже узнавали на экране знакомые места под Тбилиси!
Во время приемки картины для телевидения директор Творческого объединения «Экран» Борис Хессин заявил, будто лента, танцы в ней — сплошные американизмы. А председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин в ответ на письмо постановщика составил петицию. Вот некоторые выдержки из нее: «Если уж сняли плохие фильмы, так, по крайней мере, имейте мужество отвечать за них», «Это ужасные сказки не про пионеров. Я бы вам искренне посоветовал переменить профессию!».
Не помогли заступничество Никиты Михалкова и даже положительная оценка Института художественного воспитания Академии наук СССР.
Тогда постановщик через знакомых добился обещания прийти на просмотр обеих картин от дочери Юрия Андропова, ставшего после смерти Брежнева генеральным секретарем ЦК КПСС. 34-летняя Ирина Юрьевна работала заместителем главного редактора журнала «Музыкальная жизнь», была замужем за артистом Михаилом Филипповым, дружила с деятелями искусства. Одного известия о том, что для семьи Андроповых подготовили просмотровый зал на «Мосфильме» для ознакомления с детскими лентами, хватило, чтобы обеим картинам присвоили первую категорию и показали их по телевидению. Потом были призы на кинофестивалях в Италии, Чехословакии, СССР, мюзиклы, записанные на пластинках и поставленные по мотивам фильмов на многочисленных сценах.
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Как Асанова снимала честное кино про советских подростков, и какие эпизоды все же вырезали
И смех, и грех на киношном курорте: как снимали фильм «Будьте моим мужем»
Актриса Татьяна Васильева едва не погибла из-за норовистой кобылы. Как снимали фильм «Дуэнья»
«Дорогой мой человек»: как личная драма Макаровой помогла создать шедевр
Почему в сериале «Трасса» логика и здравый смысл проседают, и в чем тогда секрет успеха ленты