Олег Белоконев: патриотизм нельзя воспитать к утру или исходу дня, это делается десятилетиями
Об управлении войсками, диких фантазиях беглой оппозиции и обстрелах Запорожской АЭС в очередном выпуске программы Алены Родовской «Точка зрения» на «Радио-Минск» рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по национальной безопасности Олег Белоконев.
Жить по закону
Беседа в студии началась с обсуждения событий двухлетней давности. Когда в 2020 году в Беларуси вспыхнули протесты, силовой блок и военные не могли остаться в стороне, потому что армия защищает конституционный строй, подчеркнул О. Белоконев.
По его словам, ситуация в стране была близка к внутреннему конфликту:
— Уже в 2020 году существовала военная доктрина и концепция национальной безопасности, где было понятие «внутренний конфликт». Он может быть вооруженным или невооруженным. С учетом действий коллективного Запада, нагнетания обстановки, работы в информационном поле, происходящее тогда можно было оценить как внутренний конфликт или, по крайней мере, как ситуацию, близкую к нему. И в этом случае силовые компоненты военной организации государства не могут оставаться в стороне.
Собеседник напомнил, что в 2020-м военные были выведены на улицы столицы для оцепления стелы «Минск — город-герой» и других объектов.
— В данной ситуации министр обороны имел полное право, и он это сделал, потому что осквернялись памятники, какие-то бело-красно-белые тряпки обматывали на площади Победы, на стеле и так далее. Он сказал: все, теперь будут охранять военные, и шутить с нами не надо. И это был первый посыл, что Вооруженные Силы находятся под руководством главнокомандующего, законно избранного Президента страны, — сказал О. Белоконев.
По его оценке, надежды части протестующих на то, что силовики сложат оружие, были тщетны:
— В присяге написано: «Должен быть предан своему народу». Но народ — это не миллион, это 9 млн 444 тысячи, это большинство. «Беспрекословно, точно и в срок выполнять приказы командиров и начальников». А дальше три вещи прописаны в присяге: по защите конституционного строя, независимости и территориальной целостности.
По словам О. Белоконева, сейчас силовой блок еще более консолидирован. За прошедшие два года введено много поправок в законодательство, в том числе в области применения оружия, которые устранили разночтения и позволяют силовикам эффективно выполнять свои обязанности.
— А вообще, главное, чтобы всего этого не было (повторения 2020-го, чтобы Вооруженные Силы не брали под охрану памятники, не появлялись на улицах боевые машины пехоты, БТР и танки), надо всем жить по закону и по Конституции, — резюмировал собеседник. — Если там написано, что нельзя проводить несанкционированный митинг, значит, его нельзя проводить. Получите сначала соответствующее разрешение. А если вы этого не сделали и выходите на площадь, должны понимать, что власть этого терпеть не будет, и вы будете отвечать. Сейчас вообще придется отвечать по-серьезному. При этом не исключен силовой разгон такого мероприятия, потому что оно противозаконно.
Пустая бравада
В Беларуси создана эффективная система адекватного реагирования на риски, вызовы и угрозы национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности страны, убежден О. Белоконев. Тем не менее беглые оппозиционеры не желают смириться с поражением. В Вильнюсе «самопровозглашенный лидер белорусской нации» Светлана Тихановская приступила к формированию «теневого правительства», призванного обеспечить «транзит» власти. Новоявленный «министр обороны» этого «кабинета» Валерий Сахащик ничтоже сумняшеся уже заявил о реальности применения силового сценария свержения власти в Беларуси. Для этого, по его словам, у оппозиции есть несколько подразделений белорусов, воюющих в Украине, а также «замечательная система разведки, управления войсками и связи», которая «опережает системы, стоящие на вооружении в Республике Беларусь, на несколько поколений». Со слов Сахащика, платформу по управлению войсками, «более современную, чем в США», разрабатывают, причем совершенно бесплатно, уехавшие из Беларуси айтишники.
— Зря, конечно, он так сказал про систему управления в нашей стране, — прокомментировал О. Белоконев, назвав заявление бывшего комбрига ВДВ пустой бравадой человека, не обладающего ни необходимым уровнем образования, ни багажом знаний в той области, о которой идет речь. — На мою долю, пока я был начальником Генерального штаба, выпала разработка двух планов обороны страны, тщательно изучались все военные конфликты: и те, что были, и те, что разворачивались. Мы должны идти в ногу со временем. Ведь от эффективности управления зависит стабильность действий войск. Мы изучали средства связи, мы сделали центр стратегического управления… И В. Сахащик, давно уволенный, просто знать не может, на каком уровне находится сегодня система управления и государством, и Вооруженными Силами нашей страны. В то время, когда он служил, об этом могли только мечтать. Он заявляет, что айтишные компании, переехавшие куда-то, сделали им платформу, и мне просто стыдно за человека.
По словам председателя парламентской комиссии, систему управления создают НИИ, доктора и кандидаты наук во взаимодействии с заказчиками.
— Мы говорим: нужно то-то и то-то, а они все это перекладывают на язык математики по научным законам. Потом уже эта математика отдается айтишникам, которые, в свою очередь, перекладывают ее на язык компьютера. Если нет математики, никакую платформу, никакую систему управления айтишник не сделает, — пояснил О. Белоконев.
Нет будущего без прошлого
Патриотическое воспитание — это не одноразовая акция или какая-то кампания, это рутинная каждодневная работа, убежден О. Белоконев.
— Патриотизм нельзя воспитать к утру, к исходу дня или к понедельнику. Это делается годами, десятилетиями. А начинает закладываться, наверное, еще с молоком матери. В какой-то момент мы упустили этот процесс, и с последствиями такого упущения серьезно столкнулись в августе 2020 года, — констатировал он.
О. Белоконев отметил, что основу протестного потенциала составляли молодые люди в возрасте от 14 до 40 лет. Те, кто не мог видеть или осмысленно воспринимать события, произошедшие после развала СССР, так как еще не появился на свет или был тогда слишком мал.
— Мы стали независимыми, но двигаться дальше не могли. Толпы выходили на улицу, останавливались промышленные гиганты, разваливалась экономика. Пустые полки магазинов, карточки на основные продукты питания, — напомнил о том времени собеседник. — А где хранить продукты? Холодильника не купишь. В четыре утра занимаешь очередь в магазине, а без пятнадцати семь вечера тебе говорят: все, закончились холодильники… Так было, но современная молодежь этого не видела. Сейчас какой хочешь холодильник: «Индезит», «Бош», «Сименс». Хочешь белорусский? Пожалуйста. И очередей нет, и никакого блата не надо. Когда я служил, в полку максимум две машины было. И то, у тех, кто прошел службу в Анголе, в Афганистане или где-нибудь в Чехии, кто чеки имел. А сегодня ты еще студент, но уже с машиной. Молодые люди постоянно меняют модели смартфонов на более продвинутые. Зачем? Затем, что пользоваться вчерашней моделью считают постыдным. У нас, людей постарше, постыдными считались другие вещи. У нас есть прошлое, настоящее и будущее. А у них прошлое равно настоящему. Они с рождения видели изобилие в магазинах, и так, им кажется, было и будет всегда. Отсюда другое мировоззрение, идеалы.
О. Белоконев обратил внимание на то, что ровесниками вышедших на улицы в августе 2020-го были ребята в форме, которые тогда стояли со щитами, охраняя порядок и конституционный строй. Пройдя обучение и подготовку во внутренних войсках, они оказались куда более зрелыми личностями, чем их вчерашние школьные товарищи, участвующие в протестах.
На помойке истории
Агонией киевского режима назвал О. Белоконев ситуацию с регулярными обстрелами вооруженными формированиями Украины Запорожской АЭС.
— Они уже не знают, что предпринять и как навредить. Этими обстрелами российскую спецоперацию не остановить, — уверен собеседник. — Но может быть остановлена работа самой станции. Допускаю, что власти Запорожья примут такое решение… Может быть, в украинском руководстве обезумели и забыли о чернобыльской трагедии? Мы, белорусы, помним.
Долгое время киевский режим издевался и убивал все, что было связано с русским. Наступил тот пик, та грань, когда у России не осталось другого выхода, как начать специальную военную операцию. Кто-то должен был защитить русского человека или говорящего на русском языке.
Глава парламентской комиссии высказал убеждение, что спецоперация не ограничится Донбассом. В связи с поставками Киеву современного вооружения большой дальности выход союзных войск на границы Донецкой и Луганской областей не даст жителям этих регионов гарантий безопасности.
— ВСУ будут бить по ним и дальше. А значит, география спецоперации будет расширена, — сказал собеседник.
По его мнению, Зеленский не в состоянии принимать самостоятельные решения. Он ждет, что помимо вооружения коллективный Запад поставит в Украину и личный состав для проведения контрнаступательной операции.
— Эти планы обречены. А самому Зеленскому не суждено войти в историю ни как миротворцу, ни как освободителю. Свою жизнь он закончит на помойке истории, — заключил О. Белоконев.
Подготовил Игорь Гуковский